Финансовая рефрома 1862 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:16, реферат

Описание работы

Не могу не повторить своего убеждения, что это не может продолжаться. Или надобно остановить развитие частного кредита, предприятий, остановить свободное обсуждение экономических вопросов и идти дальше по –прежнем к неминуемом, но может быть отдаленному банкротству, или стараться всячески развить производительные силы, частные предприятия и кредит, и приготовить нашему благосостоянию прочное будущее, но зато в настоящем отказаться от расходов, несоразмерных с расходами, и употреблять кредит на покрытие случайных и во всяком случае не таких огромных дефицитов и на восстановление денежной системы. 1

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Финансовая реформа……………………….………………….…….…6
Финансовая реформа ……………………………………………….13
Государственный банк Российской империи………………..……16
Заключение……………………………………………………..………25
Приложение 1. Хронология Денежной реформы в цитатах ..............28
Список используемой литературы……………………………………40

Работа содержит 1 файл

Финансовая реформа 1862 года.docx

— 67.30 Кб (Скачать)

М. X. Рейтерн предпринял ряд  мер для упорядочивания бюджета  Российской империи, стабилизации курса  рубля и увеличения разменного фонда. Им проводилась политика государственного поощрения деятельности в 1860— 1870-е  гг. обширной сети коммерческих банков, в том числе Первого Акционерного Коммерческого банка в Петербурге, их функционирование стало фактором развития внутреннего кредита и  становления рыночной экономики  свободной конкуренции.

Задолго до образования в 1880-х гг. Дворянского и Крестьянского  поземельных государственных банков (как филиалов Государственного банка  России) коммерческие банки накопили опыт работы с ипотеками. В 1860 — начале 1880-х гг. появилось 11 акционерных  земельных банков. Объем выданных ими ипотечных земельных ссуд за 10 лет, с 1867 по 1877 г., вырос более  чем в 4 раза — с 99,6 до 415 млн руб.

Как уже отмечалось, при  содействии М. X. Рейтерна правительство  поощряло учреждение частных банков, с этой целью освободило их от всех налогов, кроме гильдейских повинностей.

Стихийный рост банков привел к жесткой конкуренции за клиентов и вкладчиков с обществами взаимного  кредита. Правительственным законом 1872 г. ужесточались условия их учреждения, в том числе определили, что  внесенный акционерный капитал  должен составлять не менее 500 тыс. руб.

После учреждения 49-го банка (1873 г.) численность их долго не возрастала. Крах некоторых из них совпал с  застоем в промышленности и торговле, к тому же недостаточный был еще  опыт их работы.

Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823—1895 гг.) — министр финансов Российской империи с 1881 по 1886 г., председатель Комитета министров в 1887—1895 гг.

В 1850 г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр  финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции  и теории кредита.

В сокровищницу мировой экономической  мысли вошли теоретические постулаты  Н. X. Бунге о механизмах регулирования  рыночной экономики: "спросе" и "предложении"; "хозяйственной свободы конкуренции". До переезда в Петербург он зарекомендовал себя с положительной стороны  на посту Управляющего Киевской конторой Государственного банка России (1862 г.) и ректора Киевского университета (1871—1875; 1879—1880 гг.).

Став в 1880 г. товарищем (заместителем) министра финансов, он уже в 1881 г. возглавил  Министерство финансов. На этом ответственном  посту Н. X. Бунге смог реализовать  теоретические задумки, изложенные в курсах по статистике, основам  политической экономии, разработке идей экономической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности  правильного денежного обращения  в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изучив труды  представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.

Начать деятельность на посту  министра финансов ему пришлось в  условиях трудного финансового положения  страны. Бюджет 1881 г. был сведен с  дефицитом в 50 млн рублей. Сумма  государственного долга составила 6 млрд рублей. Средняя цена рубля  достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным  платежный баланс. Положение усугубилось  неурожаями 1884 и 1885 гг. На заграничных  биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными  бумагами и кредитными рублями.

С 1881 г. Н. X. Бунге предпринимает  меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления  ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883 г.) в докладах и записках Александру III:

• обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;

• укрепить кредитные отношения  под руководством правительства, удешевив кредит;

• направить кредит в  сферы, производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;

• преобразовать систему  налогов;

• добиться превышения доходов  над расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления".

Достижение бездефицитного бюджета сдерживалось значительными  расходами на срочные погашения  государственных займов.

Н. X. Бунге понимал, что  для проведения денежной реформы  необходимо увеличение денежных поступлений  в казну, в том числе с помощью  роста прямых и косвенных налогов. 12 мая 1881 г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882 г. повышен  гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885 г. вырос налог на табак.

 

Итогом явился рост золотого запаса страны.

Поступления в казну выросли  за счет новых выпусков государственных  займов. Руководил этими операциями Государственный банк.

В 1880-е гг. Н. X. Бунге организовал  выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог  направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-—1885 гг. Крестьянского и Дворянского  поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

Через 20 лет после 1861 г. в  сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных  для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т. д.

Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить  выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883 г. состояние "временнообязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882 г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".

Государственный Совет в  то же время разъяснил сельскому  населению, что не будет "даровой  помощи в поземельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы как помещиков, так и  крестьян, но сельский люд мог "для  увеличения своего надела купить тот  или иной участок при благоприятном  содействии банка".

Однако выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому  крестьяне проводили доплаты  за земли из своих средств.

Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти  деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем  их ежегодно составлял около 5 млн  руб.

В то же время 10 из 11 частных  земельных банков, созданных в 1860—1870-х  гг., успешно работали параллельно  с Крестьянским поземельным банком  и  выдали крестьянам основную часть  денежных  ссуд  до  начала 1890-х  гг.

 

В деятельности Крестьянского  банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства  различной экономической мощи, стали  выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые  были в состоянии купить часть  земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.

Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и  лично Н. X. Бунге содействовала  развитию рынка земли и рынка  капиталов.

Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части. По инициативе Н. X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы  вели к повышению уровня жизни  рабочих. Рост их покупательной способности  активизировал внутренний рынок.

Дворянский поземельный  банк главной целью в своей  деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885 г., ссуды выдавались на 36 и 4.8 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т. е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем  в Крестьянском банке, на 1,75—2,25%.

Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который  числился на имениях по залогам в  акционерных земельных банках, где  взимались более высокие проценты по займам. К тому же многие дворяне  так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.

 

  1. Заключение

 

Правительство Александра II  после отмены крепостного права пыталось провести финансовую реформу с целью восстановить серебряный монометаллизм. Для этого в апреле 1862 года оно открыло свободный обмен кредитных билетов на золотую и серебряную монету, надеясь восстановить старые принципы организации денежной системы. Но понижение деловой активности, дефицит госбюджета, пассивный внешнеторговый баланс привели к утечке золота за границу. Истратив большую часть металлического запаса, правительство не смогло повысить курс рубля. В августе 1862 года был прекращен обмен кредитных билетов на золотую и серебряную монету. Денежная реформа была прекращена, потерпев крах.

В первой половине 60-х. годов  обыкновенные доходы казны, т.е. доходы, формируемые за счет налогов, сборов, пошлин и других неналоговых поступлений, исключая заимствования, не только перестали  расти, но и в отдельные годы снижались. В первой же половине 70-х. годов обыкновенные доходы казны стали ежегодно увеличиваться. В 1873- 1875г. эти доходы в среднем  за год увеличились по сравнению  с 1863 – 1865г. в 1.5 раза. С 15% до 8% сократились  размеры бюджетного дефицита.

Структура доходов бюджета  за десятилетия реформ не претерпела существенных изменений. Финансовое благополучие казны, как отмечалось, основывалось на литейном доходе, и в 1863 – 1865г., и  в 1873 – 1875г. от 15% до 18% доходов приносили  подати и оброки. Увеличилась доля таможенного дохода: в среднем  с 7,2% до 9,5%. Несколько выросли (в пределах 1% по каждому виду дохода) доля сахарного  и табачного доходов, лесного  дохода, дохода от казенных железных дорог  и платежей железнодорожных обществ.

На платежи по государственным  долгам и в 1863 – 1865г., и в 1873 –1875г. приходилось свыше 15% государственных  расходов. К середине 70-х. годов относительное  бюджетное равновесие было достигнуто.

Однако Российскую империю  ждал новый кризис. Россия оказалось  втянутой в войну с Турцией, которая  не принесла существенных хозяйственных  и политических дивидендов.

Только прямые расходы  казны на ведение военных действий составили 1,75млрд. рублей. Правительство  вынужденно было вернутся к практике ”позаимствований” средств в  госбанке. Резко увеличилась денежная масса. Уже в 1878г. сумма  кредитных  билетов в обращении увеличилась  в 1.5 раза по сравнению с 1876г. Курс рубля вновь упал. Некоторое оживление хозяйства, связанное с увеличением объема военных заказов правительства, оказалось недолговременным. По оценкам, государственные доли выросли за время войны более чем на миллиард рублей.

В конечном итоге сумма  государственных долгов Российской империи, без учета находящихся  в обращении кредитных билетов, за время правления императора Александра II увеличилась в 5,6 раза. Ежегодные платежи по государственным долгам превысили в 1879 – 1880г. 1/5 часть расходного бюджета, а величина этих долгов в 7-8 раз превосходила сумму ежегодных обыкновенных доходов казны.

В долг жило не только государство, но и экономика страны. “Как ни значительны  успехи, сделанные производительностью  России в течении истекшего 25 - летия, но не подлежит сомнению, что положение  земледельческого населения во многих местностях России очень тяжелое, что  многие крупные и наиболее важные промышленные предприятия существуют только благодаря правительственной  помощи, что железнодорожное общества, за весьма редкими исключениями, ведут  свое хозяйство, на счет государственных  средств и входят постепенно в  неоплатные перед правительством долги” – докладывал в 1880г. императору Государственным финансам не удалось воспользоваться плодами пореформенной финансовой стабилизации. Однако для развития экономики страны и укрепления ее финансового положения необходимы были новые реформы.

 

Приложение 1 

Денежная реформа в цитатах

Из записки, представленной Великому Князю Константину Николаевичу Действительным Статским Советником Рейтерном в 1857 году.

 

«[...] Денежная система наша пошатнулась. Необходимо ее восстановить, иначе доход будет уменьшаться, хотя не номинально, но на самом деле, а расход будет увеличиваться номинально и на самом деле. Восстановление этого необходимо, потому что оно обещано и потому что иначе пошатнется народное благосостояние. Восстановить денежную систему можно только посредством сильных замов. При такой предвидимой необходимости прибегать в огромной степени к займам, мы делаем все, что можем, чтобы ослабить и, наконец, закрыть источник, из которого до сих пор главнейшее заимствовали, т. е. вклады в Банках.

Не могу не повторить  своего убеждения, что это не может  продолжаться. Или надобно остановить развитие частного кредита, предприятий, остановить свободное обсуждение экономических  вопросов и идти дальше по –прежнем к неминуемом, но может быть отдаленному  банкротству, или стараться всячески развить производительные силы, частные  предприятия и кредит, и приготовить  нашему благосостоянию прочное будущее, но зато в настоящем отказаться от расходов, несоразмерных с расходами, и употреблять кредит на покрытие случайных и во всяком случае не таких огромных дефицитов и на восстановление денежной системы.»

Информация о работе Финансовая рефрома 1862 года