Финансовая рефрома 1862 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:16, реферат

Описание работы

Не могу не повторить своего убеждения, что это не может продолжаться. Или надобно остановить развитие частного кредита, предприятий, остановить свободное обсуждение экономических вопросов и идти дальше по –прежнем к неминуемом, но может быть отдаленному банкротству, или стараться всячески развить производительные силы, частные предприятия и кредит, и приготовить нашему благосостоянию прочное будущее, но зато в настоящем отказаться от расходов, несоразмерных с расходами, и употреблять кредит на покрытие случайных и во всяком случае не таких огромных дефицитов и на восстановление денежной системы. 1

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Финансовая реформа……………………….………………….…….…6
Финансовая реформа ……………………………………………….13
Государственный банк Российской империи………………..……16
Заключение……………………………………………………..………25
Приложение 1. Хронология Денежной реформы в цитатах ..............28
Список используемой литературы……………………………………40

Работа содержит 1 файл

Финансовая реформа 1862 года.docx

— 67.30 Кб (Скачать)

В наиболее плачевном состоянии находился беспроцентный долг, т.е. долг по кредитным билетам: размен билетов становился все более затруднительным и в конце 1857 г. был прекращен окончательно. С этого момента в течение почти 40 последующий лет государственное хозяйство велось при неразмененных бумажных деньгах, с беспрерывно колеблющимся курсом, и правительство постоянно было занято вопросом об исправлении денежной системы. В последние годы пред турецкой войной 1877 г. наблюдались благоприятные условия для этого исправления - повышение курса рубля, накопление значительного запаса золота в государственном банке, но наступившая война потребовала новых выпусков бумажных денег, вновь повлекших за собой сильное падение курса бумажного рубля.

И только с 1881 г. исправление денежной системы сделалось насущной задачей финансового управления, привлекавшей к себе внимание и заботы всех министров, руководивших финансами России. Общее финансовые результаты 26-летнего царствования Александра II сводятся к следующему. Государственные обыкновенные доходы, составлявшие в 1855 г. 264 миллиона рублей, возросли до 651 миллиона рублей в 1880 г., т. е. увеличились почти в 2 1/2 раза, опираясь на получившее значительное развитие народное хозяйство. Расходы государства (обыкновенные) увеличились почти в той же мере, причем возрастание расходов на армию и флот шло несколько медленнее общего роста доходов (эти расходы увеличились только в 2 раза), издержки министерств двора и путей сообщения остались без изменения, а наиболее относительное увеличение произошло в бюджетах министерств: народного просвещения (почти в 6 раз), внутренних дел (в 4 1/2 раза), юстиции (почти в 5 раз) и государственных имуществ (в 5 1/2 раз); таким образом наибольшее, относительно, развитие получили преимущественно культурные потребности. Податная система, в общем, сохранила свой прежний характер, но в ней уже начал проводиться принцип равенства всех перед налогом, с привлечением к обложению прежних неподатных классов. Государственный долг увеличился почти в три раза, но до миллиарда было затрачено на создание 20 000 верстной сети железных дорог и около полумиллиарда на проведение крестьянской реформы, т. е. на цели наиболее производительные и достойные траты государственных средств. Даже многие сотни миллионов, употребленные на покрытие дефицитов, могут считаться производительной затратой, так как благодаря им щадились податные силы населения, переживавшего острый фазис перехода к новому хозяйственному строю.

Важным и благотворным нововведением была также передача части общественных потребностей в  заведование местных органов  самоуправления, получивших и самостоятельные  источники доходов. Наконец, формальная сторона государственного хозяйства, приобрела, благодаря производственным реформам, вполне благоустроенный вид.

 

2.1 Финансовая реформа В.А. Татаринова (1862—1866гг)

 

С целью поднять курс кредитного рубля была предпринята операция размена кредитных билетов. Так  как наличного металлического фонда (98 млн. руб., при 714 млн. кредитных руб.) для этого было недостаточно, то для подкрепления разменного фонда  был заключен заграничный заем в 16 млн. фунтов стерлингов, а затем, с 1 мая 1862 г., был открыт размен кредитных  билетов по возрастающему постепенно курсу, объявляемому заранее; для начала ценность полуимпериала была определена в 5 руб. 70 к., а ценность серебряного  рубля - в 1101.2 кредитных коп.; затем, повышаясь, этот курс должен был дойти  к 1 июля 1863 г. до 5 руб. 30 к. за полуимпериал и 103 к. за серебряный рубль.

      Поднять  курс открытием подобного искусственного  размена удалось лишь на время,  пока были для него ресурсы.  Кредитные билеты, под влиянием  спекуляции, стали массою предъявляться  к размену, и к ноябрю 1863 г.  была поглощена почти вся сумма  сделанного займа, а также часть  прежнего металлического фонда.  Размен пришлось прекратить. Сумма  кредитных билетов уменьшилась  всего на 79,3 млн. руб., из которых  45,6 млн. были сожжены, а остальное  количество было потом вновь  выпущено в обращение. Вся операция  обошлась государству в 107 млн.  руб. и увеличила процентный  долг на 94,3 млн. руб. С 1863 по 1876 гг. курс кредитных билетов  держался около 80-85 коп. металл.

      Перед началом  турецкой войны Высочайшим повелением 25 октября 1876 г. разрешено было  государственному казначейству  покрывать чрезвычайные расходы  военного времени "позаимствованиями"  из государственного банка, а  последнему, в свою очередь, было  предоставлено для этой цели  выпускать кредитные билеты. Отсюда  получились кредитные билеты  так называемого временного выпуска,  составившие к 1 января 1879 г. сумму  467,8 млн. руб. Последствием этого  было сильное падение курса  бумажного рубля, со всеми обычными  при том явлениями: вздорожанием  предметов потребления, жалобами  на недостаток денег в стране и т. п.. В начале 1880х годов в правительственных сферах было вновь обращено внимание на регулирование бумажно-денежного обращения. Временно выпущенные билеты было решено, указом 1 января 1881 г., изъять из обращения постепенно, в течение 8 лет, начиная с 1881 г., по 50 млн. руб. в го д. Эта мера, однако, была выполнена лишь отчасти: за кредитные билеты, выпущенные во время войны, в 1881-1886 гг. было уплачено государственному банку всего 2431.2 млн. руб. На остальную сумму казначейство сдало банку нереализованную ренту. Всего изъято было из обращения кредитных билетов на сумму 87 млн. руб.

      С сентября 1887 г. сумма постоянного выпуска  кредитных билетов была увеличена  с 7161/2 до 780 млн., металлическое покрытие - с 1711/2 до 211,5 млн. руб., а счет  временно выпущенных билетов  уменьшился до 266,6 млн. руб. 8 июля 1888 г. состоялось разрешение государственному  банку производить выпуски кредитных  билетов под обеспечение золотом,  принадлежащим государственному  казначейству или банку. Первый  такой выпуск был сделан в  1888 г. на 30 млн., которые в том  же году были погашены. В последующее  время такие выпуски сделались  довольно обычным явлением.

      Крайнее  падение нашего курса кредитного  рубля за все прошлое время  приходится на июль 1887 г., когда  полуимпериал (5 руб. 15 к. зол.) дошел  до 8,46 кредитных рублей, т. е. лаж  на золото составлял 68,40%. Берлинский  курс доходил до 164 марок за 100 руб.; в конце 1887 г. он поднялся  до 175,1 марок, в 1888 г. - 208,25; в 1889 г. он поднимался временно до 260, а в среднем был около  235; неурожай 1891 г. и опасения политических  затруднений вызвали падение  курса до 200-210. В 1894- 1895 курс нашего  рубля в Берлине колеблется  в пределах 218 – 220, что объясняется  в значительной мере мероприятиями  министерства финансов, направленными  на уде ржание за кредитным  рублем означенного курса. 

      По оценке  на золото стоимость кредитного  рубля определяется, при таком  курсе, немного выше 67 коп. золотом.  По отчету государственного контроля  к 1 янв. 1894 г. оставалось кредитных билетов в обращении 1196281 634 руб.; из них в беспроцентном долгу за государственным казначейством числилось 568513456 руб.

 

2.2 Государственный банк Российской империи

 

Реформирование банковского  дела началось указами Александра II от 2 декабря 1859 г. и от 31 мая, 10 июня 1960 г. В соответствии с названными документами  были ликвидированы все государственные  кредитные учреждения; прекращен  прием вкладов в Заемный и  Государственный Коммерческий банки.

31 мая 1860 г. был утвержден  устав Государственного банка  Российской империи. Уставный  капитал был определен в 15 млн  руб. из фондов ликвидированных  Заемного и Коммерческих банков, а также Сохранной казны и  приказов общественного призрения.  Миллион рублей был отчислен  из казны в резервный капитал  Государственного банка. Министерству  финансов предписывалось открыть  сеть банковских контор в городах,  игравшую важную роль во внутренней  торговле и промышленности. Вклады  направлялись на срочные, бессрочные  и текущие счета. По бессрочным  вкладам выплачивалось 3%, по срочным,  которые принимались до 5 лет,  начислялись 4% и до 10 лет —  4,5%. Платежи для физических лиц,  а также для юридических —  торговых домов и обществ —  производились банком бесплатно,  а переводы денег в другие  города осуществлялись по льготному  тарифу.

Постепенно определился  круг основных операций Госбанка:

• краткосрочное кредитование предприятий и организаций основных отраслей экономики;

• учет векселей;

• выдача ссуд под залог  недвижимости, государственных бумаг, акций и облигаций частных  обществ;

• покупка и продажа  золота и серебра, русских и иностранных  векселей и чеков;

• прием денежных вкладов  от населения, т. е. выполнение функций  сберкасс;

• осуществление денежной эмиссии.

Однако Государственный  банк в первые годы своей деятельности не играл активной роли в торгово-промышленной жизни страны. Под влиянием либеральных  реформ популярными в обществе стали  идеи предпринимательства, экономическим  злом считалось вмешательство государства  в деятельность частного сектора. В 1864 г. появился Санкт-Петербургский  частный Коммерческий банк и Петербургское  общество взаимного кредита. После  этого начался "бум" в организации  частных коммерческих банков, а правительство  не вменило в обязанность Государственного банка сосредоточить в своих  руках все кредитное дело России. Госбанк в 1860—1870-е гг. занимался  по поручению властных структур укреплением  государственного сектора в экономике  и осуществлял иные функции, предусмотренные  Уставом банка, в том числе  эмиссии денег и проч.

Огромную работу по поручению  правительства в целях поддержания  помещичьего хозяйства Государственный  банк провел по выкупной операции крестьян с 1861 по 1881 г. Объективно эта деятельность Государственного банка содействовала  становлению рыночной экономики  в России.

Расширялись постепенно коммерческие операции Государственного банка. Если в 1861 г. новые вклады срочные и  бессрочные составили 62,3 млн руб., то в 1875 г. — уже 255,7 млн руб.

Главными клиентами Госбанка к 1874 г. по вкладным операциям стали  промышленники и биржевики, т. е. торгово-промышленная буржуазия все  чаще имела дело не только с частными коммерческими банками.

Постоянно росли операции с ценными бумагами, Государственный  банк принимал участие в выпуске  кредитных билетов, размене их на более мелкую монету и т. д. В 1868 г. было куплено золотой монеты и  слитков на сумму 67,4 млн руб. Согласно мнению профессора В. Д. Мехрякова, это  было первым мероприятием на пути к денежной реформе, завершить которую выпало на долю С. Ю. Витте.

Вместо того чтобы развивать  коммерческие операции, Госбанку приходилось  затрачивать средства на покрытие долгов старых казенных кредитных учреждений, восприемником которых являлся  Госбанк. С 1860 по 1890-е гг. Государственный  банк занимался преимущественно  операциями, связанными с ликвидацией  внутреннего долга; регулированием выкупных сделок бывших помещичьих крестьян; подготовкой крупномасштабной денежной реформы конца XIX в.

Накопленный в эти годы опыт работы помог Государственному банку России в 1890-е — 1914-й гг. занять достойное место в системе  рыночной экономики страны. Государственный  банк продолжал играть для акционерных  банков роль резерва, откуда они по мере необходимости заимствовали денежные средства.

Положение Госбанка было противоречивым с точки зрения юридического статуса  и фактической деятельности. Деюре  он не являлся Центральным банком страны, так как находился в  прямом подчинении министра финансов; де-факто был монополистом в деле эмиссии кредитных билетов и  выполнял ряд иных функций, напоминая  Центробанки европейских стран  и стремясь стать "банком банков".

Таким образом, заняв определенное место в системе рыночной инфраструктуры страны, Государственный банк в подлинном  смысле не стал к 1917 г. главным банком России, что объяснялось недостаточной  зрелостью всей национальной кредитно-банковской системы.

Заметную роль в реформировании в целом финансовой системы во второй половине XIX в. сыграл Михаил Христофорович  Рейтерн (1820—1890 гг.), назначенный в 1862 г. министром финансов и проработавший  на этом посту до 1879 г. Ему принадлежит  известное выражение: "Банки не создают капиталов. Они могут  только служить посредниками между  лицами, сберегающими капитал, и теми, которые желают занять сбережения других".

Важнейшей стороной его деятельности была реформа сберегательного дела в России (1862 г.). Еще 12 ноября (30 октября) 1841 г. Николаем I был подписан указ об учреждении в России сберегательных касс. Первые из них начали действовать  при Московской и Санкт-Петербургской  сохранных кассах. М. X. Рейтерн в  соответствии с указом императора превратил  сберегательные кассы в важнейший  элемент государственного кредита. Был издан новый устав сберегательных касс, а в 1865 г. образованы и начали функционировать ссудосберегателъные  товарищества. Они находились в ведении  Государственного банка, что укрепило его статус.

Исходя из примерного устава каждый вступающий в товарищество должен был иметь не менее одного пая  в размере около 50 руб. Кредит пайщику  предоставлялся в объеме не свыше  полуторного размера его паев. Можно заключить, что пайщиками  могли стать лишь наиболее обеспеченные крестьяне и кустари-ремесленники, занимавшиеся предпринимательством. За 10 лет, с 1865 по 1875 г., было образовано в  стране 729 товариществ с числом 183 тыс. человек, паевой капитал этих объединений  составлял почти 5 млн руб., вклады населения достигли 3,1 млн; займы 3,4 млн; ссуды 11,2 млн руб.

Ссудосберегательные товарищества при М. X. Рейтер-не превратились в  важный элемент рыночной инфраструктуры России. Объединив представителей средних  слоев страны, они содействовали  использованию их капиталов, знаний и энергии для развития предпринимательства.

Информация о работе Финансовая рефрома 1862 года