Финансовая политика в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Финансовая политика……………………………………………………5
1.1 Содержание финансовой политики…………………………………...5
1.2 Цели и задачи финансовой политики…………………………………6
1.3 Функции институтов исполнительной и законодательной властей
в сфере финансов РФ………………………………………………………9
1.4 Элементы финансовой политики…………………………………….14
2 Финансовая политика в современной России…………………………17
2.1 Современная финансовая политика………………………………….17
2.2 Резервный фонд………………………………………………………..20
2.3 Фонд национального благосостояния………………………………..24
3 Аналитическая часть…………………………………………………….29
3.1 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и
плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………..29
Заключение………………………………………………………………...35
Список используемой литературы……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

ФинансыКР.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

    Рассматривая  финансовую политику на современном  этапе её развития, необходимо отметить её системный характер. Причем системность  характерна не только для финансовой политики, но и целого ряда других компонентов, которые обеспечивают эффективную деятельность государства. Как и любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности ключевыми составляющими для проводимой в настоящее время в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор инструментов. Именно с их помощью обеспечивается реализация и контроль за функциями, которые выполняет государство в ходе проведения финансовой политики. Финансовая политика во многом носит для России решающий характер, поскольку мероприятия в её рамках обеспечивают формирование финансовой стабильности в стране и эффективны условий ведения бизнеса.

    В настоящее время в российской федерации решается ряд важнейших  задач в рамках финансовой политики. Наиболее важной их них является создание необходимых условий для концентрации значительного по объему потока финансовых ресурсов. Это одна из приоритетных задач, которую решают в настоящее время правительственные структуры, а также министерство финансов. Выполнение этой задачи в настоящее время стало основным направлений работы данного министерства, а также специалистов аппарата правительства, работающего в экономическом блоке. Связано это главным образом с негативными тенденциями, которые наблюдается в экономической сфере в мире. Их влияние отразилось и на экономических процессах, происходящих в России, поэтому грамотная политика на современном этапе имеет большее значение. Её роль заметна возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование государства, но и обеспечивать в её развития в условиях кризиса. Для реализации стабильности внутри страны в настоящее время министерством финансов, которое занимает центральное место в ходе проведения центральной политики. Именно она определяет те направления, в которых будет проводиться финансовая политика.

    В настоящее время основное внимание всех специалистов сосредоточено на разработке мер, обеспечивающих сохранение темпов роста экономики, который  наблюдался в стране в последние  годы. Кроме этого одним из важнейших направлений является поддержка учреждений социально - экономической сферы страны. Именно предприятия данной сферы в условиях кризисных явлений наблюдающихся в нашей стране заметны наиболее остро. Отсутствие источников финансирования своих деятельности делает предприятии и учреждения данного сектора незащищенными в условиях кризиса. При этом стоит сказать, что их роль значительна, поскольку они определяют качество жителей страны. В этой связи во многом по данной причине государственные структуры обеспечивают необходимое финансирование для поддержания эффективного функционирования предприятий данной сферы.

    Еще одной задачей, которая на данный момент имеет для страны приоритетное значение, является поддержка малого бизнеса. В настоящее время он переживает не самые лучшие времена. Именно потому финансовые вливания на стадии становления имеют большое значение, во многом определяющее его дальнейшее развитие и становление как класса в нашей стране. Также необходимо отметить, что экономический блок правительства осуществляет поддержку предприятий, которые не слабо конкурентные с зарубежными предприятиями. Для того чтобы ослабить конкуренцию в ряде сфер, где позиции российских предприятия не так устойчивы, принимаются различного рода решения. В частности для продержки отечественного автопрома были принято решение об увлечении пошлин на ввозимые на поддержанные иномарки. Это, по мнению властей, будет ключевым элементом, обеспечивающих развития отечественного развития отечественной автомобильной промышленности.

    Кроме этого финансовая политика в настоящая  время стало более ориентированной  на привлечение инвестиций. Многие предприятия в условиях финансового  кризиса уходят с российского  рынка, что наносит значительный ущерб экономики страны, затормаживая её развития. Именно поэтому государство активно работало в этом направлении, создавая необходимые условия для инвесторов, делая их более привлекательными. Это является направлением, которое в условиях кризиса приобретает большое значение, поскольку обеспечивает развитие экономики и привлекает в неё ресурсы из-за рубежа, что во многом повышает её устойчивость и способствует обеспечению эффективному развитию.

    Таким образом, в современных условиях роль финансовой политики значительно  повышается. Он обеспечивает силу экономику государства, а также уровень активизации и дальнейшего роста экономических процессов в стране.

 
2.2 РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД
 

    Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных  обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

    Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений  от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

    Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

    Максимальный  размер Резервного фонда закреплен  на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

    Нефтегазовые  доходы федерального бюджета формируются за счет:

    - налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

    - вывозных таможенных пошлин на  нефть сырую;

    - вывозных таможенных пошлин на  газ природный;

    - вывозных таможенных пошлин на  товары, выработанные из нефти.

    Определенная  часть указанных нефтегазовых доходов  в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

    Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.  

    С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная  величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

    Другим  источником формирования Резервного фонда  являются доходы от управления его  средствами.

    Цели  управления

    Целями  управления средствами Резервного фонда  являются обеспечение сохранности  средств Фонда и стабильного  уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

    Управление  средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

    Управление  средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно):

    1) путем приобретения за счет  средств Фонда иностранной валюты  и ее размещения на счетах  по учету средств Резервного  фонда в иностранной валюте (долларах  США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета; 

    2) путем размещения средств Фонда  в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

    Министерство  финансов Российской Федерации управляет  средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

    Правила инвестирования

    Правительство Российской Федерации устанавливает  предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

    Средства  Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового  трансферта и досрочное погашение  государственного внешнего долга.

    Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта осуществляется без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год. 

    Предельный  объем использования средств  Резервного фонда для финансового  обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период. Использование средств Резервного фонда на финансирование нефтегазового трансферта в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволяет проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие страны, снижая его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.

    С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. средства Фонда не используются для финансового  обеспечения нефтегазового трансферта, а могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

    Использование средств Резервного фонда на досрочное  погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано  на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

    Таблица 1

Совокупный  объем средств Резервного фонда

Дата в млрд. долларов США в млрд. рублей
01.10.2011 25,85 823,87
01.06.2011 26,57 745,86
01.01.2011 25,44 775,21
01.12.2010 40,88 1 279,85
01.06.2010 39,27 1 197,66
01.01.2010 60,52 1 830,51
01.12.2009 75,07 2 238,58
01.06.2009 100,95 3 127,93
01.01.2009 137,09 4 027,64

Информация о работе Финансовая политика в современной России