Финансовая политика в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Финансовая политика……………………………………………………5
1.1 Содержание финансовой политики…………………………………...5
1.2 Цели и задачи финансовой политики…………………………………6
1.3 Функции институтов исполнительной и законодательной властей
в сфере финансов РФ………………………………………………………9
1.4 Элементы финансовой политики…………………………………….14
2 Финансовая политика в современной России…………………………17
2.1 Современная финансовая политика………………………………….17
2.2 Резервный фонд………………………………………………………..20
2.3 Фонд национального благосостояния………………………………..24
3 Аналитическая часть…………………………………………………….29
3.1 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и
плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………..29
Заключение………………………………………………………………...35
Список используемой литературы……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

ФинансыКР.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

    Задачи  Счетной палаты определены федеральным  законом. К их числу относятся:

    ·  организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

    ·  определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

    ·  оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

    ·  финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных актов, предусматривающих расходы федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;

    ·  анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;

    ·  контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;

    ·  регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

    Хотя  Счетная палата образована парламентом  и подотчетна ему, при решении  возложенных на нее задач в  соответствии она обладает организационной  и функциональной независимостью. Она  обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта работа включает в себя: оперативный контроль за исполнением бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета; экспертизу проектов федерального бюджета, других законов, программ, международных договоров по финансовым вопросам; анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства; подготовку заключений по исполнению федерального бюджета отчетного года и их представление в Федеральное Собрание; подготовку заключений и ответов на запросы органов государственной власти.

    Важнейшими  направлениями работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность.

    Еще одним органом, реализующим финансовую политику государства и подотчетным  законодательной власти (Государственной  Думе), является Центральный банк Российской Федерации.

    Основными задачами Банка России являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности2.

    Особую, ведущую роль в функционировании финансовой системы играет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

    Он  осуществляет разработку и реализацию государственной политики в сфере  бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

    Минфин России обеспечивает нормативно-правовое регулирование производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, финансового обеспечения государственной службы [5].

    Так же он выполняет функции по контролю за организацией и проведением лотерей, азартных игр и пари, производством и оборотом защищенной полиграфической продукции, а также противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Минфин России координирует деятельность подведомственных структур: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также Федеральной таможенной службы.

    Важным  подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

    Важным  элементом финансовой системы являются органы, обеспечивающие проведение налоговой политики в стране. К таким органам относятся налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, контролирующие уплату государственной пошлины и других сборов.

    В систему налоговых органов входят Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные органы по субъектам РФ и муниципальным образованьям - налоговые инспекции.

    Налоговые органы представляют собой единую систему  контроля за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства.

    С деятельностью МНС России тесно  связана работа федеральных органов налоговой полиции. Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Систему федеральных органов налоговой полиции составляют Федеральная служба налоговой полиции РФ, территориальные и местные органы налоговой полиции.

    Задачами  федеральных органов налоговой  полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в  налоговых органах, обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты ее сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.

    К полномочиям органов налоговой  полиции относятся производство дознания и проведение предварительного следствия по делам о преступлениях в налоговой сфере, оперативно-розыскная деятельность, участие в налоговых проверках и пр.

    За  поступлением таможенных пошлин ответственность  несет Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России). Организационная структура ГТК России включает региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории.

    Таможенные  органы осуществляют контроль за соблюдением  налогового законодательства при пересечении  товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

    Основными задачами ГТК России являются обеспечения  экономической безопасности и защита экономических интересов РФ, обеспечение  единства таможенной территории РФ, организация, применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, организация таможенного дела. 

1.4 ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 

    В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают  бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

    Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных  актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

    Налоговая политика находит свое воплощение в  построении той или иной налоговой  системы. Налоговые системы в  развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.

    Горизонтальное  равенство означает, что юридические  и физические лица, находящиеся в  равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

    Кроме того, мировой практикой доказано, что:

    - налоговая система должна быть  открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;

    - основой налоговой базы должны  выступать прямые налоги (на доходы  имущества);

    - превалирование косвенной системы  налогообложения приводит к увеличению  налогового бремени основной массы доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

    - косвенные налоги целесообразно  вводить для ограничения потребления  товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т.п.;

    - высокие налоги приводят к  утечке капитала;

    - в кризисные для экономики  периоды необходимо уменьшать  бремя налоговой нагрузки, что  способствует мобилизации внутреннего  инвестиционного потенциала.

    Инвестиционная  политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

    Социальная  политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

    Таможенная  политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА 

    Экономическая деятельность практически любого государства  имеет несколько ключевых компонентов, которые определяют её роль на мировой арене, а также внутреннюю экономическую стабильность. Процесс формирования экономической политики является наиболее сложным компонентом в ходе управления государством. Одной из наиболее значимых составных частей является финансовая политика, которая играет определяющую роль. При её помощи обеспечивается регулирование финансовых потоков, циркулирующих как внутри государства, так и за его пределами.

    Если  рассматривать финансовую политику России, то в первую очередь необходимо отметить тот факт, что её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые характерны для нашей страны. В первую очередь это значительные по протяженности размеры страны, что является главной причиной расширения банковской структуры по территории страны. С их помощью государство осуществляет не только регулирование финансовых потоков, но помимо этого и контроль за ними, а при необходимости и перераспределение в те регионы страны или секторы экономики, где в этом есть довольно острая потребность.

Информация о работе Финансовая политика в современной России