Финансовая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 01:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях.
Задачи:
1. определить условия наиболее эффективного государственного финансового регулирования;
2. проанализировать влияние различных форм финансового регулирования на основные экономические показатели;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические аспекты финансовой политики государства………..4
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики………………………….4
1.2 Направления финансовой политики………………………………………..8
Глава II. Анализ финансовой политики России на современном этапе……33
2.1 Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики……………………………………………………..33
2.2 Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования……...36
Глава III Основные направления бюджетной политики и ее совершенствование……………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы………………………………………………………………57

Работа содержит 1 файл

finansovaya_politika_RF_na_sovremennom_etape1.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

Как указано в Бюджетном  послании, важнейшей предпосылкой и  условием для формирования новой  модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

«Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения

эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».

В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной  политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего - путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2) создание в рамках  переходного периода предпосылок  для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

3) улучшение условий  жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

4) повышение отдачи  от использования государственных  расходов, в том числе за счет  формирования рациональной сети  государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация  полномочий публично-правовых образований.

Вклад федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».

Соответственно, бюджетные  параметры на 2012 - 2014 годы, а также  положенные в их основу показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот период составят «отправную точку» для разработки и утверждения в 2012 году первого долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, а также основных государственных программ Российской Федерации.

К настоящему времени  Правительством Российской Федерации  определен перечень государственных  программ Российской Федерации, создана  необходимая для их разработки нормативная и методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.

Одновременно с проектом федерального закона «О федеральном  бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в Государственную  Думу будет представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации, основные параметры которого представлены в следующей таблице:

Таблица 2.1

Аналитическое распределение  бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011-2014 годы по направлениям государственных программ

Российской Федерации*

млрд. рублей

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Всего по государственным  программам (41 программа)

10 200,6

11 762,4

12 667,9

13 160,0

в %% к общему объему расходов

92,5

96,4

94,3

92,1

I Новое качество жизни  (13 программ)

4 588,1

5 623,8

5 847,4

5 841,2

II Инновационное развитие  и модернизация экономики (17 программ)

1 781,6

1 837,8

1 832,6

1 844,9

III Обеспечение национальной  безопасности (2 программы)

1 876,0

1 977,3

2 438,5

2 758,4

IV Сбалансированное региональное развитие (4 программы)

818,1

744,7

621,4

554,9

V Эффективное государство  (5 программ)

1 136,8

1 578,8

1 927,9

2 160,5


 

_____________________________

* предварительные данные, подлежащие уточнению в соответствии с распределением предельных объемов бюджетных ассигнований по статьям классификации расходов бюджетов.

При этом в рамках подготовки к переходу к «программному бюджету» с 2012 года планируется ввести новую  классификацию видов расходов федерального бюджета, обеспечивающую, при сохранении всей необходимой бюджетной информации, ее систематизацию в увязке с формируемыми государственными и ведомственными программами.

Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета  и, соответственно, подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году (таблица 2.2):

Таблица 2.2.

Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2012 - 2014 годы

 

млрд. рублей

 

Показатель

 

2011 год (закон)*

 

2012 год

 

2013 год

 

2014 год

Доходы

10 303,4

10627,8

11 687,6

12 645,5

%% к ВВП

19,3

18,5

18,4

18,0

Расходы (без учета  компенсации выпадающих доходов  бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

11961,9  

13 156,3

14 293,9

%% к ВВП

20,7

20,8

20,7

20,3

Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов страховых взносов

-

236,4  

275,6

-

Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

12198,3

13 431,9

14 293,9

%% к ВВП

20,7

21,2

21,2

20,3

Дефицит

-719,1

-1 570,5

-1 744,3

-1 648,4

%% к ВВП

-1,3

-2,7

-2,7

-2,3


_____________________________

 

* здесь и далее Федеральный  закон о федеральном бюджете  от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый  период 2012 и 2013 годов»

Основные подходы к  формированию расходов федерального бюджета  на 2012 - 2014 годы

Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012 - 2014 год осуществляется исходя из следующих основных подходов:

1) определение «базовых»  объемов бюджетных ассигнований  на 2012 - 2013 годы на основе утвержденных  Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

2) определение «базового»  объема бюджетных ассигнований  на 2014 год, исходя из необходимости  финансового обеспечения длящихся  расходных обязательств;

3) уточнение базовых  объемов бюджетных ассигнований на 2012 - 2014 годы с учетом:

- передачи с 2012 года  финансового обеспечения полиции  на федеральный бюджет;

- индексации с 1 октября  2012 года на 6% фондов оплаты труда  работников федеральных государственных  учреждений, денежного содержания (заработной  платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2012 года на 6%;

- индексации по уровню  инфляции публичных нормативных  и приравненных к ним обязательств;

- компенсации выпадающих  доходов государственных внебюджетных  фондов с учетом снижения на 2012 - 2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20% (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в размере 10% для плательщиков страховых взносов, для которых установлен базовый тариф);

- индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года  на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов  на обеспечение выполнения функций  (содержание) федеральных государственных  органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;

- проведения реформы  денежного довольствия военнослужащих  и сотрудников правоохранительных органов;

- уточнения бюджетных  ассигнований для финансового  обеспечения ряда новых расходных  обязательств, информация по которым  изложена в разделах настоящего  документа.

В 2012 - 2014 годах увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности - сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

Расходы в области  социальной политики планируются со значительным ростом в 2012 и 2013 годах, в  основном, за счет мер по обеспечению  сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку в 2012 - 2013 годах, на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов в 2012 - 2013 годах резервируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 236,4 млрд. рублей и в 2013 году - на 275,6 млрд. рублей.

Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она  кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все в области финансов и не только. Она подчинена и несамостоятельна лишь по отношению к политическому курсу в области экономики. Изучая финансовые и кредитные дисциплины финансовой политикой не заниматься нельзя. Всякий раз, когда говорим о недостатках инструмента или механизма, о целях и путях их достижения, возникающих задачах и проблемах в области финансов, денежного обращения и кредита, - мы занимаемся политикой.

Финансовая политика в государстве проводится в соответствие со своими законами, познание и формулирование которых значительно отстало  от разработок в области экономических категорий. Как специальным предметом исследования и изучения сегодня финансовой политикой почти никто не занимается. Вместе с тем финансовая политика это не столько политика, сколько система знаний в области управления финансами, кредитом и денежным оборотом. Это больше, чем простая сумма знаний по этим наиважнейшим дисциплинам. Экономист финансист сегодня сталкивается с системными проблемами в управлении финансами ведение бизнеса. Последний не может развиваться без оглядки на государство. Следовательно, финансовый директор должен: мыслить системно, оценивать точно, действовать быстро, реагировать гибко.

Информация о работе Финансовая политика РФ