Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 01:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях.
Задачи:
1. определить условия наиболее эффективного государственного финансового регулирования;
2. проанализировать влияние различных форм финансового регулирования на основные экономические показатели;
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические аспекты финансовой политики государства………..4
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики………………………….4
1.2 Направления финансовой политики………………………………………..8
Глава II. Анализ финансовой политики России на современном этапе……33
2.1 Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики……………………………………………………..33
2.2 Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования……...36
Глава III Основные направления бюджетной политики и ее совершенствование……………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы………………………………………………………………57
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты финансовой политики государства………..4
Глава II. Анализ финансовой политики России на современном этапе……33
2.1 Денежно-кредитная политика как инструмент
финансового регулирования экономики…………………………………………………….
2.2 Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования……...36
Глава III Основные направления бюджетной политики
и ее совершенствование…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Финансовая политика государства – одна из составных частей экономической политики. Её главной целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.
Актуальность темы исследования. Наличие существенных дисбалансов в национальном хозяйстве России (катастрофическое снижение эффективности производства, неконкурентоспособность большей части выпускаемой продукции, резкое падение инвестиций в реальный сектор экономики, угроза мощных инфляционных процессов, сокращение потребления, низкий уровень жизни населения, масштабный рост внешнего и внутреннего государственного долга) обусловливает необходимость пересмотра методов осуществления реформ и совершенствования организационных форм управления экономикой страны. Механизм государственного регулирования социально-экономических процессов должен быть нацелен на поддержание рыночного равновесия и на обеспечение возможности производства товаров и услуг, необходимых для поступательного развития страны. Реализация потребности в централизованном воздействии на экономику и социальную сферу во многом зависит от степени обеспеченности ресурсами проводимых мероприятий, вследствие чего немаловажную роль играет процесс формирования и использования денежных фондов государства, которые оказывают существенное воздействие на ход воспроизводства. Следовательно, необходимость грамотной финансовой политики является очень важным элементом управления экономикой государства.
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях.
Задачи:
1. определить условия
наиболее эффективного
2. проанализировать влияние различных форм финансового регулирования на основные экономические показатели;
3. определить уровень
развития и эффективность
Предметом исследования выступает система финансовой политике социально-экономических процессов.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В I главе «Теоретические аспекты финансовой политики государства» рассматриваются теоретические основы финансового регулирования экономики страны. Во II главе «Анализ финансовой политики России на современном этапе» анализируется существующий в данное время в стране порядок осуществления финансовой политики и рассматриваются перспективы развития форм финансового регулирования экономики. В III главе «Основные направления бюджетной политики и совершенствование» предлагаются совершенствование направлений бюджетной политики. В «Заключении» приводятся основные выводы и анализ эффективности существующей финансовой политики в РФ.
Глава I. Теоретические аспекты финансовой политики государства
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения поставленных целей. Оно определяет финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансовых процессов в социально-экономической жизни общества.
Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций [7, стр.6]. Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.
Финансовая политика должна учитывать особенности каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и внешней среды, реальные экономические и финансовые возможности страны. Поэтому при выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы.
Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого этапа развития.
Финансовая политика включает следующие направления:
-налоговую политику;
-бюджетную политику;
-денежно-кредитную политику;
-ценовую политику;
-таможенную политику;
-социальную политику;
-инвестиционную политику;
-внешнеторговую политику.
В качестве главной цели финансовой политики государства могут выступать только общие интересы всего населения – повышение благосостояния каждого человека. В результате кризиса 1998 года произошло перераспределение финансовых ресурсов и накопленного национального богатства среди узкой группы лиц из сферы финансово-банковского сектора, а благосостояние основной массы населения, наоборот, ухудшилось. Это шло «в разрез» с основой целью государственной финансовой политики.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей общества. Финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между
сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
В отдельных регионах и на разных этапах развития экономики может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов.
Целью финансовой политики российского государства должно быть увеличение уровня реальных доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране и на уровне каждого региона.
Таким образом, к основным целям финансовой политики следует отнести:
1. повышение объёма и эффективности использования финансовых ресурсов, отказ от этого может привести к распылению средств и сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;
2. оздоровление и структурная перестройка экономики;
3. достижение более
высокого уровня жизни
Также выделяют такие цели, как снижение темпов инфляции, сглаживание экономических циклов (использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Но по своей сути они являются способами достижения улучшения уровня жизни всего населения.
К основным задачам финансового регулирования экономики можно отнести:
-обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования -финансовых ресурсов;
-организацию регулирования
и стимулирования
-выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами;
-создание эффективной
и максимально деловой системы
оперативного управления
Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач.
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют её на три вида:
1. Политика экономического
роста – это система
2. Если же правительство
использует меры фискальной
3. В свою очередь,
политика ограничения деловой
активности, напротив, направлена на
уменьшение реального объема
ВНП по сравнению с его потенци
Реализация финансовой политики проводится в 3 этапа:
1. определение её целей и выработка научно обоснованных концепций развития финансов;
2. обеспечение необходимой
величины ресурсов и выработка
для этого наиболее
3. реализация конкретных
практических действий для
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.
Существует 2 типа финансовой политики:
1. дискреционная политика
(проводимая непосредственно
2. недискреционная политика (встроенные стабилизаторы).
Под недискреционной политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Также к ней относят следующие стабилизаторы: социальные выплаты, включая пособия по безработице, благотворительные выплаты; программы помощи фермерам (при кризисе перепроизводства экономики государство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции); эффект надёжности компаний (сохранение уровня выплачиваемых дивидендов при резком изменении доходов); инертность склонности к потреблению.
Но регулирование экономики нельзя осуществлять только при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики необходимо.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
1.2 Направления финансовой политики
Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Цели налоговой политики:
1) обеспечивать
полноценное формирование
2) содействовать
устойчивому развитию
3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.
Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).