Финансовая политика РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики 5
1.2 Основные типы финансовой политики 11
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 17
2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования 17
2.2 Денежно-кредитная политика, как инструмент финансового регулирования экономики. 26
2.3 Налоговая политика РФ как способ стимулирования экономического роста 32
Заключение 39
Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

курсовая ФПРФСЭ.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

      2.3 Налоговая политика  РФ как способ  стимулирования экономического  роста

      Современная система налогообложения многоступенчата, имеет национальную и региональную специфику. Структура налогов достаточно сложна. Различают две основные группы налогов: прямого и косвенного действия. В первом случае плательщиками налогов выступают владельцы факторов производства, во втором случае – потребители товаров и услуг.

        К налогам прямого действия относятся налог на прибыль предприятия, дивиденды, биржевые операции, депозиты; налог на трудовые доходы, заработную плату и социальное страхование; земельный налог и налог на имущество. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы на товары и услуги, таможенные тарифы, пошлины и сборы при оказании услуг [4; 47].

      Принцип обязательности уплаты налога закреплён  в ст. 57 Конституции РФ и в ст.3 первой части НК РФ: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы».

      Налоговая политика государства – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер, проводимых государством в области формирования налоговой системы страны и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

      В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения налоговых доходов в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходов населения.

      Задачи  налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

        Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального дохода (ВНД) страны.

      Налоговый механизм используется для выравнивания уровня развития страны по регионам, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых  районах путём частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренной амортизации основных средств и т.д.

      Россия  по уровню среднедушевных налогов попадает в категорию стран, занимающих последние  места в разряде развитых стран, но по доле налоговых изъятий тянется за высокоразвитыми странами – более 30% ВВП. Соответственно размер налогов, приходящихся на каждую душу населения, составляет примерно 1 тыс. долл., и предполагается, что государство в адекватных размерах обслуживает нужды и защищает интересы каждого гражданина.

      На  современном этапе первостепенное значение налоговой политики заключается  в том, что она служит инструментом реализации экономической политики страны.

      Правовую  основу налоговой системы России, включающей перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений с налогоплательщиками и их агентами, составляет Налоговый кодекс РФ. Его главная задача заключается в упорядочении, сведении воедино многочисленных нормативно-законодательных актов.

      Наиболее  важные реформы налоговой системы  были реализованы в программе 2000-2002 гг.:

  • отмена неэффективных «оборотных» налогов;
  • существенное снижение налогообложения фонда оплаты труда за счёт введения пропорциональной шкалы и снижения социальных отчислений;
  • новый режим и снижение ставки налога на прибыль;
  • введение налога на добычу полезных ископаемых;
  • реформирование системы налогообложение малого бизнеса;
  • отмена налога с продаж и налога на покупку иностранной валюты.

      Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего  упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве  европейских стран.

      Применение  российского режима налогообложения, известного иностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать хитроумные схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.

      Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных  формах, следует подчеркнуть, что  прямые инвестиции имеют ряд преимуществ. Прежде всего, активизируется деятельность частного сектора, расширяется выход на внешние рынки и облегчается доступ к новым технологиям и методам управления. В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности.

      В целом характеризуя законодательство в области налогообложения иностранных  компаний, можно сказать, что с  каждым годом оно становится всё  более приближённым к западным стандартам. Однако при всём приближении к западным стандартам в российском законодательстве существуют уникальные моменты, не имеющие аналогов в других странах (как, например, положение о необложении доходов иностранных юридических лиц по внешнеторговым контрактам, по которым право собственности переходит за территорию России).

      Процессы  снижения налоговых ставок идут практически  во всех странах, и наиболее продвинувшиеся в этом направлении достигают  больших успехов в экономическом  и социальном развитии, т.к. привлекают значительную долю иностранных инвестиций.

      Помимо  долларовых инвестиций, иностранные  компании начали осуществлять капиталовложения в российских рублях, что свидетельствует, с одной стороны, об укреплении курса  национальной валюты, а с другой — о начале процесса реинвестирования прибыли, полученной иностранными инвесторами от предпринимательской деятельности на территории России.

      На  данный момент ставки основных российских налогов таковы: НДС–18%, причём для некоторых продовольственных товаров ставка снижена до 10%, а для экспортируемых товаров составляет 0%; подоходный налог равен 13%, налог на прибыль – 20% (в некоторых случаях может быть снижена, но не ниже 13,5%); НДПИ для различных ресурсов варьируется от 0 до 16,5%. [18]

      Главной стратегической задачей налоговой политики является переход от налогообложения фискального типа к системе, учитывающей и согласовывающей финансовые интересы и потребности всех участников налогового процесса.

      Для совершенствования российской налоговой  системы в среднесрочной перспективе предполагается реализовать следующие цели:

      1. Сохранение неизменного уровня  номинального налогового бремени  в среднесрочной перспективе  при условии поддержания сбалансированности  бюджетной системы. 

      2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения [9; 89].

      Однако  проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно  функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности  данных инструментов, а о том, что  причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

      В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению недостатков налоговой  системы, однако основным условием результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

      Основным  направлением совершенствования налоговой  политики должно стать усиление стимулирующего влияния налоговой системы на рост экономики и развитие инновационной  активности.

      Для реализации инновационного пути развития экономики Российской Федерации необходимы следующие изменения условий налогообложения:

      1. Индексация пороговых уровней  для исчисления налоговой базы  единого социального налога и  страховых взносов в Пенсионный  фонд Российской Федерации с целью поддержания эффективного тарифа на уровне около 22 процентов.

      2. Последовательное введение местного  налога на недвижимость вместо  налога на имущество физических  лиц, налога на имущество организаций  и земельного налога в части  налогообложения установленных объектов для соответствующих налогоплательщиков.

      3. Последовательная индексация имущественных  и социальных вычетов по налогу  на доходы физических лиц, вычетов  по затратам граждан на образование  и здравоохранение.

      4. Индексация специфических ставок акцизов и ставки НДПИ на газ темпами, сопоставимыми с прогнозируемым уровнем инфляции.

      5. Последовательное доведение до 24% ставки налога на прибыль в  отношении производителей сельскохозяйственной  продукции, не перешедших на  уплату единого сельскохозяйственного налога.

      Кроме перечисленных необходимо реализовать  следующие меры среднесрочной и  долгосрочной стратегий в области  налоговой политики, что окажет влияние  на уровень доходов бюджетной  системы.

      1. Постепенное изменение системы  налогообложения добычи нефти с целью стимулирования разработки новых месторождений.

      2. Совершенствование налогообложения  добычи природного газа, в том  числе в направлении дифференциации  налоговых ставок в зависимости  от условий добычи природных  ресурсов.

      3. Создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов. Это предусматривает создание в сжатые сроки кадастра объектов недвижимости, разработку и реализацию подходов массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра.

      4.Изменение процедур администрирования налога на прибыль организаций, предусматривающее внедрение инструментов эффективного мониторинга трансфертного ценообразования, внедрение системы консолидированной налоговой отчетности, совершенствование амортизационной политики.

      5. Изменение условий налогообложения  налогом на прибыль некоммерческого  сектора экономики, включая возможность  освобождения их прибыли от  налогообложения при соблюдении  ряда условий.

      6. Опережающая индексация ставок акцизов по отдельным видам подакцизной продукции, дифференциация ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса, гармонизация ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами [8; 345].

      Проведение  социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы, поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

     Подводя итоги, можно сделать выводы, что  в качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают  налоговая, бюджетная, денежно-кредитная политика. Основные задачи бюджетной политики - обеспечить исполнение социальных обязательств, ограничить размер бюджетного дефицита, перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуры налогов и т.п. Денежно-кредитная политика воздействует на количество денег в обращении.

     Налоговая политика является неотъемлемой частью финансовой политики государства. Она  должна строиться на компромиссе  интересов государства и налогоплательщиков. Основными задачами современной  налоговой политики являются совершенствование  налогового законодательства, оптимизация налоговых льгот, рационализация налогового администрирования и т.п.

 

     Заключение

     Реформирование  финансовой политики должно затронуть  всю систему регуляторов: ценностные, налоговые, кредитные, эмиссионные  и другие инструменты   регулирования   экономики. Эти регуляторы должны реализовывать новые методы финансирования и кредитования экономики, управления структурной и инвестиционной политикой, доходом и накоплением, вовлечения финансовых средств в бюджет, организовывать их обращение не только по отраслевым и ведомственным вертикалям, но и по горизонтали между предприятиями, их ассоциациями, регионами.

Информация о работе Финансовая политика РФ на современном этапе