Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой.
СОДЕРЖАНИЕ:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики 5
1.2 Основные типы финансовой политики 11
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 17
2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования 17
2.2 Денежно-кредитная политика, как инструмент финансового регулирования экономики. 26
2.3 Налоговая политика РФ как способ стимулирования экономического роста 32
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Но регулирование экономики нельзя осуществлять только при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики необходимо.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Её основными орудиями являются: общественные работы и другие программы, связанные с расходами (следует отметить, что это орудие является неэффективным); социальные программы; правительственные закупки (стимулирует развитие промышленности); государственные инвестиции; изменение расходов трансфертного и перераспределительного типа; управление налоговым гнётом (определение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот и т.д.).
1.2 Основные типы финансовой политики
Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа:
До
конца 20-х годов прошлого столетия
основным типом финансовой политики
большинства стран был
Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была сосредоточена, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).
Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. Вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в индустриально развитых странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883 - 1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономический субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечивать сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в индустриально развитых странах. В 30-60-х годах XX в. она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран. [6; 145]
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства и другие процессы, находящиеся в кризисном состоянии.
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.
Планово-директивная финансовая политика применялась в странах, использовавших административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказалось на развитии отраслей социальной сферы.
Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других государственных управленческих органов в области финансов не существовало.
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. В СССР она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства (в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). Однако использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства. [8; 256]
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание финансовой политики сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий: определение основных целей и задач, создание адекватного финансового механизма, управление финансовой деятельностью государства и др. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Целевые направления проведения финансовой политики: фискальное, связанное с балансированием доходов и расходов государства и регулирующее, связанное с регулированием экономических процессов (экономический рост, занятость населения, уровень инфляции, состояние валютного курса и т.п.). Важная составляющая финансовой политики - финансовый механизм. Он бывает директивный и регулирующий. В сферу директивного включаются налоги, расходы бюджета, финансовое планирование и т.п. Регулирующий механизм характерен для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.
Основные типы финансовой политики: классический - основное направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов; регулирующий - вмешательство и регулирование государством циклическое развитие экономики; планово-директивный - максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой поли-тики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.
2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования
Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.
Основной
целью бюджетной политики является
формирование и использование
Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [БК РФ, ст.6]. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.
Одними из основных показателей устойчивости бюджетной политики могут служить величина бюджетного дефицита, размер государственного долга.
Доходы бюджета формируются за счёт налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.).
Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций — распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются в первую очередь в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т. п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределами общественного сектора: за счёт государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объём и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.
Информация о работе Финансовая политика РФ на современном этапе