Финансовая политика РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики 5
1.2 Основные типы финансовой политики 11
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 17
2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования 17
2.2 Денежно-кредитная политика, как инструмент финансового регулирования экономики. 26
2.3 Налоговая политика РФ как способ стимулирования экономического роста 32
Заключение 39
Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

курсовая ФПРФСЭ.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой.

     Актуальность темы заключается в том, что та значимость, которую имеет финансовая политика для государства, а тем более для государства с формирующейся рыночной экономикой, имеет достаточную возможность стимулировать экономический рост в стране. Как видим, данная тема является актуальной этим и объясняется выбор мною данной темы исследования.

     Объектом исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом же выступает – особенности современной финансовой политики в РФ.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • изучение литературы и нормативно-правовых актов по выбранной теме;
    • рассмотрение финансовой политики России;
    • охарактеризовать основные направления финансовой политики;
    • сделать соответствующие выводы и предложения по дальнейшему развитию финансовой политики России.

     Для непосредственного решения поставленных задач используется несколько методов  исследования, таких как: изучение литературы и нормативно-правовых актов, анализ развития финансовой политики Российской Федерации, выявление перспектив развития финансовой политики РФ.

     В структуре работы можно выделить две главы. В первой главе последует рассмотрение экономического содержания финансовой политике и её направления, во второй главе - подробное рассмотрение финансового регулирования финансовой политики в России.

     Каждый  год издаются книги и учебники с новой информацией о финансовой политике. Большинство авторов учебников  по разным экономическим дисциплинам, такие как  А. С. Нешитой, Р.А. Набиева, Л.А. Дробозина и другие рассматривают финансовую политику в своих работах и в связи с этим курсовая работа базируется на этих публикациях.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

     1.1 Сущность, цели и  задачи финансовой  политики

      В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения поставленных целей. Оно определяет финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансовых процессов в социально-экономической жизни общества.

      Финансовая  политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций [7; 6]. Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

      Финансовая  политика должна учитывать особенности  каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и внешней среды, реальные экономические и финансовые возможности страны. Поэтому при выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы.

      Немаловажным  требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и  проведении. Комплексный подход предусматривает  согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого этапа развития.

      Финансовая  политика включает следующие направления:

  • налоговую политику;
  • бюджетную политику;
  • денежно-кредитную политику;
  • ценовую политику;
  • таможенную политику;
  • социальную политику;
  • инвестиционную политику;
  • внешнеторговую политику.

      Важнейшей составной частью финансовой системы  является налоговая политика. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объёма ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых для государства и участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

      Бюджетная политика призвана установить оптимальные взаимоотношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, распределять расходы между бюджетами разных уровней, управлять государственным долгом и т.д.

      В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику. Важнейшие её задачи – укрепление банковской системы, восстановление доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения.

      Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землёй, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от цен на товары и услуги названных отраслей.

      Таможенная  политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Она во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами.

      Социальная  политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

      Главная задача инвестиционной политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

      Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Её основными целями являются: изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда, изменение объёма экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами.

      В качестве главной цели финансовой политики государства могут выступать  только общие интересы всего населения  – повышение благосостояния каждого  человека. В результате кризиса 1998 года произошло перераспределение финансовых ресурсов и накопленного национального богатства среди узкой группы лиц из сферы финансово-банковского сектора, а благосостояние основной массы населения, наоборот, ухудшилось. Это шло «в разрез» с основой целью государственной финансовой политики.

      Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей общества. Финансовая политика призвана создать благоприятные  условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

      В отдельных регионах и на разных этапах развития экономики может сложиться  ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов.

      Целью финансовой политики российского государства  должно быть увеличение уровня реальных доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране и на уровне каждого региона.

      Таким образом, к основным целям финансовой политики следует отнести:

  • повышение объёма и эффективности использования финансовых ресурсов, отказ от этого может привести к распылению средств и сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;
  • оздоровление и структурная перестройка экономики;
  • достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

      Также выделяют такие цели, как снижение темпов инфляции, сглаживание экономических  циклов (использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Но по своей сути они являются способами достижения улучшения уровня жизни всего населения.

      К основным задачам финансового регулирования  экономики можно отнести:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами;
  • создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

      Результативность  финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и  задач.

      Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют её на три вида:

      1. Политика экономического роста – это система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов, снижение налогового бремени.

      2. Если же правительство использует  меры фискальной политики и  политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска  продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

      3. В свою очередь, политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью предотвращения кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом [7, стр. 11].

      Реализация  финансовой политики проводится в 3 этапа:

      1. определение её целей и выработка  научно обоснованных концепций  развития финансов;

      2. обеспечение необходимой величины  ресурсов и выработка для этого  наиболее рациональных путей  их достижения;

      3. реализация конкретных практических  действий для достижения поставленных целей и задач.

      Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем  этапе, но определяется оно содержанием  двух предыдущих ступеней. Однако такой  механизм верен только частично, так  как не учитывает все возможности финансового регулирования.

      Существует 2 типа финансовой политики:

      1. Дискреционная политика (проводимая непосредственно правительством);

      2.  Недискреционная политика (встроенные стабилизаторы).

      Под недискреционной политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Также к ней относят следующие стабилизаторы: социальные выплаты, включая пособия по безработице, благотворительные выплаты; программы помощи фермерам (при кризисе перепроизводства экономики государство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции); эффект надёжности компаний (сохранение уровня выплачиваемых дивидендов при резком изменении доходов); инертность склонности к потреблению.

Информация о работе Финансовая политика РФ на современном этапе