Финансовая политика: понятия и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:38, реферат

Описание работы

Целью исследования является раскрытие понятия финансовой политики государства, ее составляющих и видов, рассмотрение эволюции финансовой политики в России, ее состояния в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;
2. рассмотреть виды финансовой политики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность финансовой политики
1.1. Понятия и принципы финансовой политики
1.2. Составляющие финансовой политики
1.3. Виды финансовой политики
2. Финансовая политика Российской Федерации
2.1 Эволюция финансовой политики РФ
2.2 Современная финансовая политика России и перспективы ее развития
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.docx

— 65.01 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  Российская  Академия Народного  Хозяйства и Государственной  Службы при Президенте Российской Федерации  Северо – Западный институт

 

 

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

РЕФЕРАТ

 

 

 Финансовая политика: понятия и принципы

 

 

Выполнила  студентка  курса

 группы  факультета

 

Проверил:

 

 

дата сдачи:_____________

оценка________________

подпись руководителя______________

 

Санкт – Петербург

2012

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3                                                                                                                 

1. Сущность финансовой политики

1.1. Понятия и принципы  финансовой политики

1.2. Составляющие финансовой  политики

1.3. Виды финансовой политики

2. Финансовая политика Российской Федерации

2.1 Эволюция финансовой  политики РФ

2.2 Современная финансовая  политика России и перспективы  ее развития

Заключение 

Список использованной литературы  

 

 Введение

 

Актуальность  проблемы исследования. Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной частью ее. Финансовая политика как предмет призвана найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

Объект исследования: финансовая политика государства.

Предмет исследования: понятие, принципы, составляющие и виды финансовой политики.

Целью исследования является раскрытие понятия финансовой политики государства, ее составляющих и видов, рассмотрение эволюции финансовой политики в России, ее состояния в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:

  1. раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;
  2. рассмотреть виды финансовой политики;

3. изучить финансовую  политику государства в России;

4. рассмотреть состояние  финансовой политики РФ в современных  условиях.

Методологической основой  работы послужили результаты фундаментальных исследований по данным проблемам авторов, таких как Белоглазова Г.Н., Романовский М.В., Белотелова Н.П., Шуляк П.Н., Большаков С.В., Говтань О.Дж., Карасева М.В., Колесов А.С., Лушин С.И. и др., материалы периодической печати, Интернет.

Практическая и теоретическая  значимость исследования заключается в следующем: рассмотрены содержание и сущность финансовой политики, изучены виды финансовой политики, исследована финансовая политика в РФ, рассмотрено состояние финансовой политики России на современном этапе.

1. Сущность финансовой политики

1.1 Понятия и  принципы финансовой политики

 

Любое государство для  осуществления своих функций  и достижения определенных государственных  социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической  политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое  и социальное развитие общества.

По мнению Лушина С.И., финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию  финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное  использование для осуществления  государством его функций.

В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются:

1. выработка научно обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.

Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она  предусматривает создание благоприятных  условий для развития промышленного  и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской  деятельности.

2. концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения.

Формирование централизованных фондов денежных средств государства  происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения  стоимости совокупного общественного  продукта. При первичном распределении  национального дохода государство  получает в свое распоряжение часть  национального дохода в форме  налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). в результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения.

3. определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта.

4. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:

- методы распределения  национального дохода;

- способы образования  государственных бюджетных фондов;

- методы образования государственных  целевых фондов;

- финансовое планирование  и прогнозирование;

- финансовый контроль.

5. регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине ХХ века, когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы [8].

Следует отметить, что финансовая политика, считает Говтань О., не ограничивает изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве – это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования важное значение имеют:

- финансовое регулирование  и стимулирование производства;

- финансирование научно-технического  прогресса;

- страховая защита общественного  производства.

Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов [5].

1.2 Составляющие финансовой  политики

 

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства, полагает Нешитой А.С.,выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Бюджетная политика РФ основывается на Бюджетном Кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики [9].

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами [15]. Тем не менее, как считает Романовский М.В., мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения [11].

К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада относят:

- горизонтальное и вертикальное  равенство;

- нейтральность налогов;

- удобство взимания налогов  для правительства;

- минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога;

- трудность уклонения  от уплаты налога.

Горизонтально равенство  означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально  большие суммы, чем бедные [8].

Кроме того, мировой практикой  доказано, что:

  • налоговая система должна быть открытой, увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;
  • основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество);
  • превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной части населения с низким уровнем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;
  • косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т.п.;
  • высокие налоги приводят к утечке капитала;
  • в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала [3].

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя или сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей [9].

 

1.3 Виды финансовой политики

 

Главным субъектом финансовой политики по мнению Перекрестовой Л.В. является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику [10].

Информация о работе Финансовая политика: понятия и принципы