Финансовая политика и финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:32, реферат

Описание работы

Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов, Финансовая система состоит из трех подсистем:
государственных и муниципальных финансов;
финансов хозяйствующих субъектов;
финансов граждан.

Работа содержит 1 файл

Глава 2.docx

— 37.51 Кб (Скачать)

определение основных направлений использования  финансов на перспективу и текущий  период;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство  этих звеньев определяет содержание финансовой политики.

Политика, политическое воздействие, политическое руководство сводятся к трем основным элементам:

определение и постановка приоритетных целей и разработка стратегических и тактических задач, которые необходимо решить для достижения целей за определенный период жизни общества;

разработка  методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью  которых данные цели достигаются  в кратчайшие сроки, а ближайшие  и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

подбор, расстановка кадров, способных решить поставленные задачи.

Результативность  финансовой политики тем выше, чем  более она учитывает потребности  общественного развития, интересы всех слоев и групп общества. Приоритетами современной финансовой политики России является обеспечение долгосрочного  экономического роста, создание оптимальных  пропорций экономики, повышение  социальной защищенности населения.

Важным  компонентом финансовой политики является ее целевая направленность.

В разработке финансовой политики государства  участвуют законодательная и  исполнительная ветви власти. По ныне действующему законодательству, в соответствии с Конституцией РФ, приоритет в  разработке финансовой политики принадлежит  Президенту РФ, который в ежегодных  посланиях Федеральному Собранию определяет ключевые направления финансовой политики на предстоящий год и на перспективу.

Правительство РФ разрабатывает мероприятия в  сфере финан-.    сов в соответствии с определенными в послании Президента приоритетами развития экономики и обеспечения социальной справедливости.

В рамках реализации поставленных задач  Правительство как субъект законодательной  инициативы разрабатывает законодательную  основу функционирования финансовой системы  экономики . ■ на предстоящие периоды.

Государственная Дума имеет право утверждения  и не утверждения предлагаемых законов и сама обладает правом законодатель-.    ной инициативы, обеспечивая тем самым правовое пространство для финансовых отношений в экономике. Финансовая политика включает в себя денежно-кредитную, бюджетную, бюджетно-налоговую, таможенную политику. Являясь средством осуществления экономической и социальной политики государства, она активно влияет на них. Бюджетная политика государства определяется конституционным строем и принятым законодательством в области бюджетного регулирования. Однако бюджетная политика

Не сводима лишь к бюджетному процессу как таковому, поскольку государство, помимо осуществления им фискально-бюджетной политики, само активно участвует в воспроизводственном процессе. Бюджетная политика выражается в определении доли валового внутреннего продукта, концентрируемо]! в бюджете, во взаимоотношениях между ветвями власти, в определении структуры расходной части бюджета.

Если  говорить о финансовой политике как  о явлении, то ее успехи во многом определяют мощь государства и его способность  обеспечивать выполнение своих важнейших  функций, реализацию национальных интересов  страны, поддерживать баланс между  внутренними и внешними интересами, геополитические позиции страны, социальную стабильность. Именно финансовая политика государства и расширение его финансового потенциала определяют роль национальной экономики в мировом  экономическом и политическом пространстве. Основными чертами финансовой политики на современном этапе являются следующие:

возросшая взаимозависимость между денежно-кредитной  политикой Центрального банка и  бюджетно-налоговой политикой Правительства;

рост  количества используемых в экономике  финансовых механизмов и ресурсов;

бурный  рост рынка «фиктивных» капиталов. Финансовая политика в XXI в. определяется следующими стратегическими линиями:

единство  целей, инструментов финансовой политики и целей развития экономики, политической системы в рамках повышения материального  благосостояния граждан;

обеспечение экономического роста при одновременном  повышении эффективности финансового  регулирования;

определение новых структурных пропорций  экономики и развитие всех секторов экономики;

создание  новых финансовых инструментов и  механизмов; обуздание инфляции;

повышение роли региональных и местных бюджетов. Последнее уже находит свое выражение. Так, в «Программе развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года» важной целью реформирования межбюджетных отношений называется стимулирование регионального развития. Для этого Программой предусмотрено  повышение бюджетного статуса и  расширение налогово-бюджетных полномочий муниципальных образований, повышение  роли собственных доходов региональных и местных бюджетов и переход  в долгосрочной перспективе к  формированию их в основном за счет собственных налогов, а также  расширение полномочий регионов и местных  органов власти в планировании бюджетных расходов.

 

1.6. Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики

 

Финансовый  механизм необходим для успешной реализации финансовой политики. Он представляет собой совокупность способов организации  финансовых отношений, применяемых  обществом в целях обеспечения  благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый  механизм включает в себя совокупность организационных форм финансовых отношений  в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, формы и методы управления финансами и финансовой системой в делом, финансовое законодательство.

Именно  множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).

В зависимости от особенностей отдельных  подразделений общественного хозяйства  и на основе выделения сфер и звеньев  финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных  организаций и механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов.

В соответствии с территориальным  делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов  власти.

При рассмотрении финансового механизма  с точки зрения его воздействия  на общественное воспроизводство выделяют его функциональные звенья: мобилизация  ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.

Конкретными формами и методами управления финансами  служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, принятие финансового законодательства, система методов мобилизации  финансовых ресурсов.

Механизм  финансового управления обеспечивает взаимодействие управляющей системы  с объектом управления, непрерывность  денежных и информационных потоков  в процессе формирования и использования  финансовых ресурсов. Механизм финансового  управления функционирует в условиях нормативно-правовой регламентации. Управляющая  система (финансовая система) — совокупность финансовых институтов (учреждений); управляемая  система (система финансов) — совокупность денежных отношений. Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Министерство финансов РФ).

Финансовая  политика позволяет соединить воедино  потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих  финансах (объектах управления), с конкретными  методами работы, организацией органов  финансовой системы (субъектов управления).

 

Основа  определения будущей финансовой политики содержится в соединении старых и новых финансовых механизмов.

Формируя  финансовый механизм, государство стремится  обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей  и задач. При этом сохраняется  постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и  его отдельных элементов с  личными и коллективными интересами, что выступает залогом эффективности  финансового механизма.

 

1.7. Управление финансами

 

Управление  присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе финансовой, и представляет собой совокупность приемов и  методов целенаправленного воздействия  на объект для достижения определенного  результата.

Система управления финансами в современной  рыночной экономике представляет собой  взаимоувязанный комплекс мер. инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем.

В управлении финансами, кик в любой  управляемой системе, выделяются объекты  и субъекты управления. В качестве объектов финансового управления выступают  разнообразные виды финансовых отношений (см. подразд. 2.4). Субъекты управления финансами — это организационные структуры, которые осуществляют управление.

Основу  информационного обеспечения системы  финансового управления составляет любая информация финансового характера (бухгалтерская отчетность, сообщения  финансовых органов, информация учреждений банковской системы, товарных, фондовых, валютных бирж и др.).

Государственная организация управления финансами  в современном обществе является весьма сложной и требует сбалансированности взаимодействия между различными ветвями  власти, а также органами управления финансами (Правительством РФ, Министерством финансов Российской Федерации, правительствами субъектов РФ и др.).

Для регулирования финансов очень важную роль имеет достаточно большая автономия  Центрального банка РФ в осуществлении  монетарной политики, а также функционирование таких институциональных структур, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации. Средства массовой информации непосредственно не участвуют в выработке и осуществлении финансовой политики, но своим воздействием весьма ощутимо влияют на принятие важных финансовых решений в различных органах власти.

Управление  финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы. Правильная организация управления финансами  имеет важное значение для их использования.

Финансовый  аппарат — это совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. В каждой сфере  управления и каждом звене фттнансовых отношений субъекты управления используют специфические методы целенаправленного воздействия на финансы.

 

1.8. Финансовый менеджмент, его основные задачи

 

Финансовый  менеджмент пронизывает все звенья финансовой системы и выступает  важнейшей составной частью структуры  управления в условиях рынка.

Финансовый  менеджмент — это система управления ресурсами, связанная с организацией финансовых потоков управляемого объекта, включающая в себя совокупность методов, инструментов и управленческих механизмов, используемых для достижения стратегических и тактических целей развития управляемого объекта.

Основой финансового менеджмента служит финансовая политика, базирующаяся на анализе факторов эффективного использования  финансовых ресурсов в краткосрочной  и долгосрочной перспективе и  определяющая направления деятельности финансовых служб.

 

Можно сформулировать следующие цели эффективного финансового менеджмента:

максимизация  полезного экономического результата деятельности компании, повышение ее экономического потенциала;

максимизация  прибыли при минимизации расходов;

обеспечение конкурентоспособности на рынке;

наиболее  эффективное использование имеющихся  источников финансирования и привлечения новых для достижения поставленных задач;

оптимизация структуры активов компании, обеспечение  ее финансовой стабильности.

Исходя  из этого, основные задачи финансового  менеджмента заключаются в следующем:

планирование  текущей и перспективной деятельности управляемого объекта;

общая оценка активов управляемого объекта  и источников их

финансирования:

оценка  достаточности финансовых ресурсов, используемых

управляемым субъектом;

определение крута источников финансирования и выделение приоритетных;

поиск путей обеспечения текущей и  перспективной деятельности финансовыми  ресурсами;

создание  системы контроля за состоянием и эффективностью функционирования управляемого объекта;

детальная оценка и ранжирование используемых источников финансовых ресурсов и поиск новых, более эффективных;

оценка  риска, связанного с обладанием активами, использованием конкретных источников финансовых ресурсов и деятельности управляемого объекта в целом;

непосредственное  управление активами и финансовыми  ресурсами управляемого объекта;

учет, анализ и контроль.

Финансовый менеджмент представляет собой систему управления финансовыми ресурсами, сочетающими в себе финансовую политику, методы, инструменты, а также людей, принимающих управленческие решения и претворяющих их на практике с целью достижения поставленных целей и задач. Финансовый менеджер является одной из ключевых фигур на предприятии в условиях рыночной экономики. Он несет ответственность за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действии. Таким образом, деятельность финансового менеджера заключается в общем финансовом анализе и планировании, обеспечении предприятия финансовыми ресурсами и их распределении.

Информация о работе Финансовая политика и финансовая система