Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:32, реферат
Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов, Финансовая система состоит из трех подсистем:
государственных и муниципальных финансов;
финансов хозяйствующих субъектов;
финансов граждан.
Краснодарский
Торгово-экономический колледж
РЕФЕРАТ
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Выполнил:
Студент 3 курса группы 310-МТК
Новиков А.Д.
г.Краснодар
2012г.
1.1. Финансовая система, ее сферы. Финансовые потоки
Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов, Финансовая система состоит из трех подсистем:
государственных и муниципальных финансов;
финансов хозяйствующих субъектов;
финансов граждан.
В зависимости от форм и методов формирования доходов и денежных фондов эти подсистемы подразделяются на более частные звенья, представленные на 2.1.
Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни.
Экономический субъект — это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта:
государство;
регион;
хозяйствующий субъект — коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;
гражданин (физическое лицо) — производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок.
Государственные
и муниципальные финансы
Современная
бюджетная система России максимально
приближается к структуре бюджетных
систем западных стран, имеющих федеральное
устройство, хотя для нее все еще
характерны некоторые противоречия,
вызывающие необходимость
Специфика
бюджета обусловлена его
Целевые внебюджетные фонды представляют средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственному
кредиту в финансовой системе
присущи специфические формы
финансово-кредитных отношении
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей. Он отличается от банковского и коммерческого кредитов. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности. На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Заимствования средств на более низких уровнях бюджетной структуры имеют, как правило, четко выраженную целевую направленность.
Вторая подсистема — финансы хозяйствующих субъектов, в которой выделяются финансы коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих организаций и финансовых посредников (кредитных, страховых организаций, частных пенсионных фондов). Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Именно в данном звене финансовой системы формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Однако существенная часть бюджетных средств в форме бюджетных ссуд, прямого бюджетного финансирования, гарантий государства направляется на финансирование текущей и инвестиционной деятельности предприятий.
Каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи и ему соответствует особый аппарат управления движением денег. Вместе они образуют единую финансовую систему государства.
Финансы
граждан тесно взаимосвязаны
с государственными и муниципальными
финансами через систему
1.2. Взаимосвязь основных звеньев финансовой системы государства
Одним из ярких проявлений денежных отношений в финансовой системе может служить комплекс финансовых потоков, обслуживающих современное рыночное хозяйство. К числу их специфических черт можно отнести:
наличие развитой банковской системы, через которую эти по-. токи осуществляются, ставшей мощным финансовым институтом;
межнациональный,
международный, а в перспективе
всемирный характер переплетения, переливания
этих финансовых потоков, концентрация
финансовых ресурсов в распоряжении
ведущих стран мировой
переплетение вертикальных финансовых потоков с горизонтальными, причем последние становятся все более мощными, :; вовлекающими в оборот все большую долю финансовых ресурсов;
чрезвычайную гибкость и быстроту переливания финансовых \ потоков с помощью новейших достижений НТР.
Финансовые потоки относятся к числу базисных категорий, выражающих реальные социально-экономические процессы общественной жизни.
Финансовые потоки служат проявлением в стоимостном форме постоянных, устойчивых взаимосвязей хозяйствующих субъектов, государственных органов, домашних хозяйств и общественных организаций по поводу производства, распределения, обмена и потребления ресурсов, товаров и услуг.
Финансовые потоки все шире обслуживают финансовый рынок, деятельность банковских и страховых структур, в которых функционирование капитала вместо традиционной производственной схемы (Д — Т...П...Т1—Д') происходит по спекулятивной схеме (Д — финансовый рынок—Д1).
В
процессе финансового обслуживания
потребности народного
и
вместе с тем динамичные финансовые
потоки. С одной стороны, они отражают
источники формирования денежных ресурсов
государства, хозяйствующих субъектов,
граждан, с другой стороны — использование
этих ресурсов. Между этими финансовыми
потоками существуют неразрывные связи.
На практике балансирование доходов
и расходов — сложный процесс,
на который воздействуют факторы
внутреннего и внешнего характера.
Существуют неразрывные связи между
финансами граждан и
Группировку финансовых потоков РФ целесообразно провести по ряду следующих признаков.
1.
По основному назначению, выполнению
народно-хозяйственных функций.
2. В территориальном разрезе:
финансовые потоки, обслуживающие федеральные органы (централизация — сбор финансовых ресурсов и их распределение между органами федерального управления, региональными органами, отраслевыми структурами, зарубежными государствами);
финансовые потоки, обслуживающие субъекты РФ (внутрирегиональные финансовые взаимосвязи, движение финансовых ресурсов местного самоуправления);
межрегиональные финансовые потоки, отражающие взаимосвязи между регионами РФ;
финансовые взаимосвязи между различными хозяйствующими субъектами в одном или нескольких регионах страны;
международные финансовые потоки.
3.
По движению межотраслевых
На
практике реализуются постоянно
действующие взаимосвязи по поставкам
товаров и услуг между
Нарушение сроков взаимных поставок товарно-материальных ценностей между предприятиями разных отраслей приводит к нарушению производственного ритма, сокращению производства. За этими процессами стоят обычно несвоевременные платежи, нарушения нормального движения финансовых потоков.
В
условиях российской экономики жизненно
необходимы мобилизация и наиболее
эффективное использование
1.3. Виды финансовых отношений
Первоначальной сферой
Определим основные субъектно-объектные связи в рамках выполнения финансами своих основных функций и ролей: 'S 1) отношения между государством, населением и предприятиями различной формы собственности по поводу формирования доходной части государственного бюджета и внебюджетных ", фондов;
2)
отношения между государством
и населением по поводу
3)
отношения в рамках бюджетной
системы между ее отдельными
звеньями по поводу
4)
отношения между государством, хозяйствующими
субъектами и гражданами по
поводу образования
Экономические субъекты, участвующие в хозяйственной жизни, вступают друг с другом в финансовые отношения, к которым относят их денежные отношения с органами государственного управления по платежам различного рода (государственная пошлина, визовой сбор и др.); органами налоговой службы (при внесении налогов, сборов, других платежей); органами муниципального управления (при приватизации жилья, выплате арендной платы за земельные участки и т. п.); банковской системой (при получении и погашении кредитов, залоге имущества и др.); страховыми компаниями по всем видам страхования; негосударственными пенсионными фондами по вкладам и получению пенсий и выплат; финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами (при купле-продаже ценных бумаг, осуществлении трастовых операций и т.д.); хозяйствующими субъектами (при выплате заработной платы, долевом участии в совместной деятельности и т.п.); другими гражданами (при выплате арендной платы за квартиры и другое имущество, купле-продаже недвижимости и т.д.).
Финансовые отношения граждан возникают при движении денежных средств в процессе их образования и расходования. Денежные средства гражданина образуются из разных источников.
Доходы граждан
Источники поступления денежных средств граждан
Использование чистых доходов
Налоги, сборы, пошлины
Финансовый портфель
Текущие расходы
Чистые доходы
Собственные
Заемные
Заработная плата
Личное потребление
Доход
от предпринимательской
Образование сокровищ
Процентный доход
Инвестирование
Доходы по спекулятивным операциям
Выигрыши, призы
Дополнительные пенсии, стипендии, алименты, пособия, субсидии
Страховое возмещение
Полученное наследство и подарки
1.4. Формирование и использование доходов граждан
По
форме права собственности
2.5.
Финансовые ресурсы и
Распределение и перераспределение стоимости общественного продукта с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования, государства и граждан за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений и используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Потенциально
финансовые ресурсы образуются на стадии
производства, когда создается новая
стоимость и осуществляется перенос
созданной ранее. Реальное формирование
финансовых ресурсов начинается только
на стадии распределения, когда стоимость
реализована и в составе
Финансовые ресурсы — это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования, государства или граждан и предназначенные для выполнения ими финансовых обязательств, осуществления экономической, социальной и иных функций.
Внутренний
источник средств, используемых в государстве,
один — экономика страны и ее
результат. В формировании финансовых
ресурсов государства можно выделить
налоговые и неналоговые
Информация о работе Финансовая политика и финансовая система