Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыта суть понятия «финансовая политика государства», дана оценка значимости оценки финансовой политики для экономики страны, выявлена роль государства в реализации финансовой политики, показано развитие финансовой политики Республики Беларусь с 1991 г. Выявлены основные направления финансовой политики на 2011-2015 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….6
1. Сущность и назначение финансовой политики государства……...…….8
1.1 Содержание финансовой политики……………….…………………..8
1.2 Роль государства в реализации финансовой политике………………
2. Финансовая политика на разных этапах общества………………………
3. Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсов готовая ПЕЧАТЬ Фин политика.docx

— 75.88 Кб (Скачать)

 

  1. Основные направления совершенствования финансовой политики РБ

Одним из условий полноценного развития страны (как на макро-, так и на микроуровне) является верный выбор финансовой политики. Основу финансовой политики и финансового  механизма составляет стратегическая концепция, правильность которой проверяется  практикой. Непопулярную финансовую политику, дающую отрицательные результаты при  ее реализации, заменяют новой. Особенности  белорусской модели экономики требуют  постоянной корректировки финансовой политики.

Финансовая  политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:

  • Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.;
  • Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год;
  • Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год;
  • Концепцией развития банковской системы Республики
  • Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.

Основные цели бюджетно–налоговой политики на предстоящее пятилетие (2011-2015 года) — повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

Основные  задачи включают:

-совершенствование  структуры и механизмов взимания  установленных налогов и сборов  с ориентацией на максимальное  приближение по их составу  и периодичности уплаты к налоговым  системам развитых стран;

-радикальное  упрощение процедур налогового  администрирования и контроля, укрепление  позиций страны в мировых рейтингах;

-оптимизацию  бюджетных расходов и повышение  эффективности использования бюджетных  средств;

-концентрацию  бюджетных средств на приоритетных  направлениях социально–экономического  развития страны;

-повышение  эффективности управления государственным  долгом.

Направлениями реализации бюджетно–налоговой политики являются:

-снижение  налоговой нагрузки на прибыль  и фонд заработной платы организаций;

-упрощение  порядка исчисления и переход  к квартальным срокам уплаты  основных налогов и сборов, развитие  системы электронного налогового  декларирования;

-повышение  эффективности управления государственными  финансами;

диверсификация  финансовых инструментов заимствований  и повышение эффективности использования  государственных займов;

-совершенствование  системы управления долгом в  органах местного управления  и самоуправления.

Реализация  указанных направлений бюджетно–налоговой политики позволит довести долю налоговых  доходов консолидированного бюджета  в ВВП до 25,4 процента, уменьшить  дефицит консолидированного бюджета  до 1,5 процента от ВВП.

Денежно–кредитная политика будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике.

Главными  задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание  финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.

Направления реализации этих задач предусматривают:

-постепенный  переход в рамках привязки  к корзине иностранных валют  к более гибкому формированию  обменного курса по мере повышения  внутренней и внешней сбалансированности  экономики в целях поддержания  конкурентоспособности отечественных  производителей и ограничения  инфляционных процессов;

-формирование  золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность  страны;

-совершенствование  системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях  формирования цены ресурсов, что  позволит повысить эффективность  процентной политики и снизить  процентные риски для банковской  системы;

-поддержание  процентных ставок на положительном  уровне, обеспечивающем сохранность  и привлекательность ресурсов  в национальной валюте, а также  доступность банковского кредита  для нефинансового сектора экономики.

В результате названных действий будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля  к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена  до 6 — 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост  индекса потребительских цен  не превысит 5 — 6 процентов.

Совершенствование финансовой системы, повышение ее надежности и инвестиционного потенциала требуют  развития финансового рынка.

Основные  цели — формирование конкурентоспособного и информационно прозрачного  финансового рынка, повышение его  емкости за счет роста капитализации, притока внутренних и внешних  инвестиций его участников, а также  обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры.

Для обеспечения  устойчивого экономического роста  в республике и привлечения внешних  и внутренних инвестиций предусматривается  дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка  ценных бумаг и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно–финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов. Созданы  достаточные предпосылки для  развития основных элементов инфраструктуры финансового рынка и формирования в Беларуси биржевой и депозитарной систем, отвечающих мировым стандартам.

При этом главными задачами банковского сектора  будут повышение его устойчивости и эффективности, рост потенциала и  совершенствование банковских инструментов.

Для решения  задач банковского сектора необходимы:

-расширение  спектра банковских услуг и  повышение их качества, внедрение  современных стратегий продаж  банковских услуг на розничном  и корпоративном сегментах банковского  рынка;

-совершенствование  институциональной структуры банковского  сектора за счет снижения его  концентрации, привлечения частных  инвесторов, оптимизации филиальной  сети банков, развития банковской  инфраструктуры;

-повышение  информированности населения и  организаций об условиях предоставления  банковских услуг, новых банковских  продуктах, рисках банковской  деятельности;

-улучшение  качественных параметров деятельности  банков, обеспечивающих способность  противостоять внутреннему и  внешнему дестабилизирующему воздействию  и адекватно выполнять свои  функции в экономике (снижение  проблемных активов банков до 4 процентов);

-обеспечение  жесткого контроля за сохранностью  частных вкладов граждан Республики  Беларусь, своевременностью и полнотой  выполнения банками обязательств  перед вкладчиками;

-совершенствование  пруденциальных требований и  надзорных процедур на всех  уровнях надзорного процесса  путем внедрения международных  стандартов, развития методов надзора,  ориентированного на оценку и  ограничение рисков, а также методов  надзора за банковской деятельностью  на консолидированной основе;

-повышение  требований к допуску на рынок  банковских услуг;

-дальнейшая  либерализация валютного законодательства, совершенствование деятельности  банков в сфере предотвращения  легализации доходов, полученных  преступным путем, и финансирования  террористической деятельности.

Развитие  национальной платежной системы  будет направлено на повышение ее надежности и безопасности. Решение  данных задач базируется на совершенствовании  нормативной правовой базы, ценовой  политики, организационной и программно–технической инфраструктуры автоматизированной системы  межбанковских расчетов Национального  банка, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии и совершенствовании систем стандартизации и сертификации. Коэффициент доступности  автоматизированной системы межбанковских  расчетов для банков к концу 2015 года будет не ниже 99,5 процента от ее дневного фонда рабочего времени [20].

Развитие  сектора ценных бумаг и производных  финансовых инструментов будет направлено на превращение его в эффективный  механизм перераспределения ресурсов и аккумулирования денежных средств  на инвестиционные проекты.

Предполагается:

-формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг и его наполнение разнообразными финансовыми инструментами;

-развитие институтов финансового посредничества на рынках ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

-совершенствование системы регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в соответствии с принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам и стандартам Европейского союза;

-обеспечение условий для развития интеграционных процессов, способствующих совершенствованию и расширению сфер взаимодействия национальных рынков ценных бумаг и производных финансовых инструментов с мировыми финансовыми институтами и структурами.

Инвестиционная  политика в предстоящем пятилетии  будет нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест.

Основными задачами инвестиционной деятельности являются:

-совершенствование инвестиционного климата и благоприятного имиджа страны;

-повышение эффективности инвестиционных проектов и сокращение сроков их реализации;

Создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики.

Главными  направлениями их реализации станут:

-вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортно-ориентированных производств;

-модернизация действующих предприятий на основе новейших технологий;

-создание условий и механизмов привлечения средств населения для инвестирования в основной капитал;

-поддержание благоприятного инвестиционного климата в целях максимального привлечения инвестиций, особенно прямых иностранных, обеспечение защиты интересов отечественных и иностранных инвесторов и создание для них равных условий;

Для обеспечения  благоприятного инвестиционного климата  наряду с либерализацией и приватизацией  необходимы оптимизация налоговой  системы и отчетности, изменения  в сфере требований при осуществлении  административного контроля; обеспечение  и соблюдение прав собственности, в  том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение  неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к  рынку недвижимости и земельным  участкам; развитие информационной поддержки  инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.

Доля  инновационной продукции в общем  объеме отгруженной продукции промышленности увеличится до 20 — 21 процента.

Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения  составит 700 — 745 долларов США, или возрастет  в 1,7 раза, доля инвестиций в основной капитал в ВВП — 37,5 процента против 32 процентов в 2010 году[20].

Планируется, что в целом за 2011-2015 годы на фоне привлечения иностранных инвестиций банковский сектор значительно нарастит свой финансовый потенциал. Требования банков к экономике возрастут  не менее чем в 2,7 раза, а объем  банковских услуг - как минимум в 3,5 раза.

Объем активов  белорусских банков за 2011-2015 годы может  увеличиться как минимум в 2,3 раза и достичь 85% к ВВП.

Особое  внимание по-прежнему будет уделяться  операциям банков по обслуживанию физических лиц. Для развития жилищного кредитования предусматривается совершенствование  института ипотеки и ипотечных  ценных бумаг, создание централизованной базы данных о залогодержателях и  залогодателях, создание подменного фонда  жилья и жилья для сдачи  в аренду, разработка норм и рекомендаций о выпуске и обращении ипотечных  ценных бумаг.

В рамках развития рыночных принципов в экономике  ожидается совершенствование кредитования государственных программ. Участие  в нем банков, в том числе  негосударственных, предполагается на конкурсной основе.

Значительное  привлечение иностранных ресурсов в банковский сектор обеспечит приток современных банковских технологий на отечественный рынок, расширит инвестиционные возможности банков. Важным направлением должно стать расширение финансового  посредничества банков за счет операций с акциями, облигациями, закладными и другими финансовыми инструментами, а также развития института доверительного управления имуществом. Активность данных процессов будет зависеть от ряда условий, в том числе интенсивности  процесса приватизации и создания широкомасштабного  частного сектора, обеспечения высокой  привлекательности страны для долгосрочных инвестиций, развития и либерализации  финансового рынка, диверсификации перечня объектов инвестирования при  доверительном управлении имуществом.

Информация о работе Финансовая политика государства