Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:10, курсовая работа
В работе раскрыта суть понятия «финансовая политика государства», дана оценка значимости оценки финансовой политики для экономики страны, выявлена роль государства в реализации финансовой политики, показано развитие финансовой политики Республики Беларусь с 1991 г. Выявлены основные направления финансовой политики на 2011-2015 гг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….6
1. Сущность и назначение финансовой политики государства……...…….8
1.1 Содержание финансовой политики……………….…………………..8
1.2 Роль государства в реализации финансовой политике………………
2. Финансовая политика на разных этапах общества………………………
3. Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таблица 1 - Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к ВВП*
Доходы бюджета |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2005 |
Без учета целевых бюджетных фондов |
32,4 |
37,0 |
36,8 |
30,0 |
27,9 |
31,3 |
30,5 |
30,4 |
28,4 |
27,9 |
35,4 |
С учетом целевых бюджетных фондов |
36,2 |
36,5 |
34,9 |
34,0 |
46,3 |
*Источник: [3, с. 119].
Затем в течение двух лет этот показатель возрастал, что было связано с необходимостью централизации в бюджете финансовых ресурсов для осуществления социально-экономической политики в условиях самостоятельности.
За 1995—2005 гг. значительно увеличился охват бюджета за счет поэтапного включения в него внебюджетных средств государства (таблица 2).
Таблица 2 - Консолидация государственных финансов в бюджете Республики Беларусь, % к ВВП*
Доходы бюджета |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Без учета ФСЗН и инновационных фондов |
33,4 |
33,7 |
33,7 |
33,0 |
С учетом ФСЗН |
- |
11,0 |
10,9 |
11,1 |
С учетом инновационных фондов |
1,7 |
2,0 | ||
Охрана окружающей среды |
0,7 |
1,4 |
0,6 |
1,2 |
Социальная политика в том числе ФСЗН |
14,5 11,0 |
29,8 22,6 |
14,4 11,1 |
30,3 23,3 |
Жилищные и коммунальные услуги |
2,4 |
4,9 |
2,2 |
4,6 |
Здравоохранение |
4,6 |
9,5 |
4,6 |
9,6 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
1,1 |
2,2 |
1,1 |
2,3 |
Образование |
6,1 |
12,6 |
6,4 |
13,5 |
Всего |
48,7 |
100 |
47,6 |
100 |
*Источник: [3, с. 119]
В 2004 г. в бюджет включен Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) Министерства труда и социальной защиты, в 2005 г. — инновационные фонды, в 2006 г., с принятием Закона о бюджете, — фонд развития строительной науки.
Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета — не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик — не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объема доходов бюджета.
Показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений. В таблице 3 показана динамика изменения бюджетного дефицита с 1998 г.
Таблица 3 - Динамика дефицита консолидированного бюджета Республики*
Год |
Показатель | ||||||
Дефицит (-), профицит (+), абсолютное значение, млрд р. |
% к доходам бюджета |
% к расходам бюджета |
% к ВВП | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
1998 |
-9995 |
4,2 |
4,0 |
-1,4 | |||
1999 |
-87 936 |
8,3 |
7,7 |
-2,9 | |||
2000 |
55,4 |
1,7 |
1.7 |
-0,6 | |||
2001 |
-276,4 |
4,8 |
4.6 |
-1,6 | |||
2002 |
-45,5 |
0,52 |
0,51 |
-0,17 | |||
2003 |
-584,4 |
4,8 |
4,6 |
-1,6 | |||
2004 |
+ 20,5 |
0,09 |
0,09 |
+ 0,04 | |||
2005 |
-118,7 |
0,6 |
0,6 |
-0,2 |
*Источник: [3, с. 122]
Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП. С 2004 г. из источников финансирования дефицита бюджета исключены кредиты Национального банка, что оказало положительное воздействие на уровень инфляции в республике.
Наряду с бюджетно-налоговой
активно проводилась и
В реализации денежно-кредитной
политики в республике можно выделить
несколько временных этапов. Политика,
проводимая в 1992-1994 гг., имела серьезные
просчеты, которые объяснялись прежде
всего нестабильностью
Чтобы снизить инфляцию, Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. С этой целью устанавливались предельные размеры кредитной эмиссии Национального банка, осуществлялся постепенный переход от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору. Была повышена учетная ставка, осуществлен переход на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции понизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. — 139,3 %. Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, что проявилось в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, и прежде всего экспортных отраслей.
С конца 1996 г. Национальный банк перешел на довольно мягкую денежно-кредитную политику, направленную на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практически трехкратно превышал установленные параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. их объем в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс национальной валюты, и в 1998 г. был введен режим множественности обменного курса белорусского рубля. Несмотря на некоторые попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза). Увеличение денежной массы привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а в 1999 г. достиг — 351,2 %.
Начиная с 2000 г. Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. В эти годы ее приоритетными задачами были: 1) снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; 2) развитие и укрепление банковской системы; 3) обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. [3, с. 152]
Уже в 2000 г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало более устойчивой национальную валюту. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.
В 2001—2004
гг. Национальный банк, сохраняя преемственность
целей денежно-кредитного регулирования,
продолжал последовательно
Начиная
с 2000 г. сложился механизм усредненного
формирования банками обязательных
резервов, который используется и
в настоящее время. Он предполагает
выполнение банками резервных требований
путем поддержания средней
Начиная
с 2004 г. контрольным показателем
денежно-кредитной политики стал официальный
обменный курс белорусского рубля по
отношению к российскому, что
было обусловлено в первую очередь
усилением интеграционных процессов
между двумя странами. За исследуемый
период значительно выросли
Денежно-кредитная политика Республики
Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие
последовательному снижению инфляционных
процессов в стране. Ее контрольным
показателем по-прежнему остался
официальный обменный курс белорусского
рубля по отношению к российскому,
который, согласно Основным направлениям
денежно-кредитной политики, мог
снизиться за год не более чем
на 2,4 %. Прирост рублевой денежной массы
не должен был превысить 17—21 %. В
качестве индикативных показателей
выступали обменный курс белорусского
рубля к доллару США, темпы
роста активной рублевой денежной массы,
прирост рублевой денежной базы, величина
международных резервных
Таким образом, Беларусь, начиная с
постсоветского времени начала активно
развивать собственную
За период 2006-2010 годов активы банков увеличились в 6,2 раза и на 1 января 2011 года составили 127,5 трлн. рублей. Соотношение активов к ВВП выросло с 31,5% до 78,3%. Требования банков к экономике (кредиты, ценные бумаги, лизинг, факторинг, прочие требования) возросли в 7 раз и составили 92,9 трлн.рублей. Улучшился рынок банковских услуг на розничном и корпоративном сегментах за счет расширения спектра банковских услуг, повышения их качества и внедрения современных стратегий продаж. Была сформирована необходимая нормативная правовая база. По итогам прошедшей пятилетки уровень развития банковского сектора Беларуси значительно приблизился к уровню стран Центральной и Восточной Европы.[21]
Начиная с января 2011 года Министерство финансов реализует жесткую бюджетную политику. В результате за январь-февраль 2011 года профицит бюджета сектора государственного управления (включает в себя республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет Фонда социальной защиты населения) составил 0,4 трлн. рублей (1,6% к ВВП). Достигнутая динамика будет сохранена и по итогам I квартала текущего года.[22]