Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыта суть понятия «финансовая политика государства», дана оценка значимости оценки финансовой политики для экономики страны, выявлена роль государства в реализации финансовой политики, показано развитие финансовой политики Республики Беларусь с 1991 г. Выявлены основные направления финансовой политики на 2011-2015 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….6
1. Сущность и назначение финансовой политики государства……...…….8
1.1 Содержание финансовой политики……………….…………………..8
1.2 Роль государства в реализации финансовой политике………………
2. Финансовая политика на разных этапах общества………………………
3. Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсов готовая ПЕЧАТЬ Фин политика.docx

— 75.88 Кб (Скачать)

 

Таблица 1 - Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к ВВП*

Доходы бюджета

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2005

Без учета целевых бюджетных  фондов

32,4

37,0

36,8

30,0

27,9

31,3

30,5

30,4

28,4

27,9

35,4

С учетом целевых бюджетных фондов

           

36,2

36,5

34,9

34,0

46,3


*Источник: [3, с. 119].

 

Затем в течение двух лет этот показатель возрастал, что было связано  с необходимостью централизации  в бюджете финансовых ресурсов для  осуществления социально-экономической политики в условиях самостоятельности.

За 1995—2005 гг. значительно увеличился охват бюджета за счет поэтапного включения в него внебюджетных средств государства (таблица 2).

 

Таблица 2 - Консолидация государственных финансов в бюджете Республики Беларусь, % к ВВП*

Доходы бюджета

2003

2004

2005

2006

1

2

3

4

5

Без учета ФСЗН и инновационных  фондов

33,4

33,7

33,7

33,0

С учетом ФСЗН

-

11,0

10,9

11,1

С учетом инновационных фондов

   

1,7

2,0

Охрана окружающей среды

0,7

1,4

0,6

1,2

Социальная

политика в том числе ФСЗН

14,5

11,0

29,8

22,6

14,4

11,1

30,3

23,3

Жилищные и коммунальные услуги

2,4

4,9

2,2

4,6

Здравоохранение

4,6

9,5

4,6

9,6

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

1,1

2,2

1,1

2,3

Образование

6,1

12,6

6,4

13,5

Всего

48,7

100

47,6

100


*Источник: [3, с. 119]

 

В 2004 г. в бюджет включен Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) Министерства труда и социальной защиты, в 2005 г. — инновационные фонды, в 2006 г., с  принятием Закона о бюджете, —  фонд развития строительной науки.

Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и  результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие  пороговые значения: дефицит бюджета  — не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик —  не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объема доходов бюджета.

Показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений. В таблице 3 показана динамика изменения бюджетного дефицита с 1998 г.

 

Таблица 3 - Динамика дефицита консолидированного бюджета Республики*

Год

Показатель

 

Дефицит (-), профицит (+), абсолютное значение, млрд р.

% к доходам бюджета

% к расходам бюджета

% к ВВП

1

2

3

4

5

1998

-9995

4,2

4,0

-1,4

1999

-87 936

8,3

7,7

-2,9

2000

55,4

1,7

1.7

-0,6

2001

-276,4

4,8

4.6

-1,6

2002

-45,5

0,52

0,51

-0,17

2003

-584,4

4,8

4,6

-1,6

2004

+ 20,5

0,09

0,09

+ 0,04

2005

-118,7

0,6

0,6

-0,2


*Источник: [3, с. 122]

 

Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП. С 2004 г. из источников финансирования дефицита бюджета исключены кредиты  Национального банка, что оказало  положительное воздействие на уровень  инфляции в республике.

Наряду с бюджетно-налоговой  активно проводилась и кредитно-денежная политика. Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования. [3, с. 150]

В реализации денежно-кредитной  политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992-1994 гг., имела серьезные  просчеты, которые объяснялись прежде всего нестабильностью экономики  и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлены либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Данные факторы и ряд других обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.

Чтобы снизить  инфляцию, Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткую  денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в  обращении, стабилизации белорусского рубля. С этой целью устанавливались  предельные размеры кредитной эмиссии  Национального банка, осуществлялся  постепенный переход от централизованного  распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные  аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору. Была повышена учетная ставка, осуществлен переход  на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости  от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и  способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции понизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. — 139,3 %. Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и  негативные последствия, что проявилось в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, и прежде всего экспортных отраслей.

С конца 1996 г. Национальный банк перешел на довольно мягкую денежно-кредитную  политику, направленную на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был  удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия  Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в  национальной валюте выросла почти  в 2 раза, а темп ее прироста практически  трехкратно превышал установленные  параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного  строительства и АПК, которая  в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального  банка. В 1998 г. их объем в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс национальной валюты, и в 1998 г. был введен режим множественности обменного курса белорусского рубля. Несмотря на некоторые попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза). Увеличение денежной массы привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а в 1999 г. достиг — 351,2 %.

Начиная с 2000 г. Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. В эти годы ее приоритетными задачами были: 1) снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; 2) развитие и укрепление банковской системы; 3) обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. [3, с. 152]

Уже в 2000 г. были установлены более жесткие  пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита  Национального банка. Благодаря  проводимой процентной политике впервые  с 1996 г. установились положительные  процентные ставки, что позволило  белорусскому рублю выполнять функцию  средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало  более устойчивой национальную валюту. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.

В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность  целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать  устанавливаемые ежегодно пределы  темпов роста денежной массы. Учетная  политика была по-прежнему ориентирована  на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением  инфляции в эти годы. В 2001 г. индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. - 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1 %.

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и  в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом  уровне в течение месяца. Другими  словами, нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости  от сроков, на которые привлечены депозиты. Их размер корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного  предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 %, юридических лиц  — 16 %, по привлеченным средствам в  иностранной валюте — 12 %, то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны: 6, 10 и 10 %.

Начиная с 2004 г. контрольным показателем  денежно-кредитной политики стал официальный  обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что  было обусловлено в первую очередь  усилением интеграционных процессов  между двумя странами. За исследуемый  период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились  возможности Национального банка  в регулировании валютного курса  путем валютных интервенций.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным  показателем по-прежнему остался  официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, мог  снизиться за год не более чем  на 2,4 %. Прирост рублевой денежной массы  не должен был превысить 17—21 %. В  качестве индикативных показателей  выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы  роста активной рублевой денежной массы, прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов. [3, с. 155]

Таким образом, Беларусь, начиная с  постсоветского времени начала активно  развивать собственную финансовую политику. Уже с самого начала было ясно, что без этого государство  не сможет существовать. В период с 1991-2005 гг. в несколько этапов путем  жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политике было достигнуто относительное  макроэкономическое положение. Это  выражалось и в невысоких уровнях  инфляции, и в невысоких процентных ставках, и в стабильном обменном курсе и др. Следует отметить, что решающую роль в стабилизации ситуации все же сыграла бюджетно-налоговая  политика, так как государство  нуждалось в огромных ресурсах, в  стабильной ситуации во всех сферах, а  денежно-кредитная политика стала  скорее важным дополнением к бюджетно-налоговой.

За период 2006-2010 годов активы банков увеличились в 6,2 раза и на 1 января 2011 года составили 127,5 трлн. рублей. Соотношение активов к ВВП выросло с 31,5% до 78,3%. Требования банков к экономике (кредиты, ценные бумаги, лизинг, факторинг, прочие требования) возросли в 7 раз и составили 92,9 трлн.рублей. Улучшился рынок банковских услуг на розничном и корпоративном сегментах за счет расширения спектра банковских услуг, повышения их качества и внедрения современных стратегий продаж. Была сформирована необходимая нормативная правовая база. По итогам прошедшей пятилетки уровень развития банковского сектора Беларуси значительно приблизился к уровню стран Центральной и Восточной Европы.[21]

Начиная с января 2011 года Министерство финансов реализует жесткую бюджетную  политику. В результате за январь-февраль 2011 года профицит бюджета сектора  государственного управления (включает в себя республиканский бюджет, местные  бюджеты и бюджет Фонда социальной защиты населения) составил 0,4 трлн. рублей (1,6% к ВВП). Достигнутая динамика будет сохранена и по итогам I квартала текущего года.[22]

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Финансовая политика государства