Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыта суть понятия «финансовая политика государства», дана оценка значимости оценки финансовой политики для экономики страны, выявлена роль государства в реализации финансовой политики, показано развитие финансовой политики Республики Беларусь с 1991 г. Выявлены основные направления финансовой политики на 2011-2015 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….6
1. Сущность и назначение финансовой политики государства……...…….8
1.1 Содержание финансовой политики……………….…………………..8
1.2 Роль государства в реализации финансовой политике………………
2. Финансовая политика на разных этапах общества………………………
3. Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсов готовая ПЕЧАТЬ Фин политика.docx

— 75.88 Кб (Скачать)

 Рассмотрим  роль государства в реализации  финансовой политики.

 

1.2 Роль государства в реализации финансовой политики

 

Основной  целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства, их рациональное распределение.

Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются: [12, с. 83]

  • необходимость финансовой поддержки мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;
  • определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
  • обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
  • концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
  • - сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
  • уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, ее стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;
  • выработка механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

Посредством финансовой политики государство оказывает  прямое влияние на структурную перестройку  экономики, приватизацию, конверсию  предприятий военно-промышленного  комплекса, определение приоритетных направлений.

Совокупность  финансовых регуляторов наряду с  денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени  компетенции государства в обеспечении комплексного использования финансово-кредитных рычагов и стимулов.

Финансовую  политику государства иногда называют бюджетно-налоговой политикой. В  общем можно согласиться с  таким определением, хотя финансовая политика не связана исключительно  с бюджетом и налогами.

Цели  финансовой политики оформляются в  виде свода нормативных предписаний, сконцентрированных в актах законодательства, прежде всего, в законах о бюджете  и налогах.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается  в воздействии государства в  лице Министерства финансов Республики Беларусь при помощи Главного государственного казначейства на величину и структуру  государственных расходов, и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый рост экономики. [13]

Одной из основных функций казначейства является организация исполнения бюджета, т.е. формирование его доходной части и осуществление контроля за использованием расходной.

Реализация  бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) политики (сознательное манипулирование  бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специальных  решений правительства. Оба вида активно взаимодействуют.

Для Республики Беларусь жизненно важен устойчивый экономический рост на фоне приемлемого  уровня инфляции. Страна переживает трансформационный  период при недостаточно развитом производстве и низкой эффективности частного сектора. Несмотря на все разнообразие применяемых мер, общее правило  бюджетно-налоговой политики таково:

а) государство  стимулирует совокупный спрос, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада;

б) оно  сдерживает спрос в периоды подъема, тем самым, сглаживая колебания  экономического цикла.

Финансовое  оздоровление экономики невозможно без стабилизации денежно-кредитных  отношений, представляющих основу финансовой политики государства.

Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий в денежно-кредитной  сфере, направленных на изменение денежного  предложения для достижения ряда общеэкономических задач. Проводит ее Национальный банк Республики Беларусь. Он обязан осуществлять надзор и контроль за деятельностью денежной и банковской систем. Именно Национальный банк формирует  основные правила политики. Он действует  не ради прибыли, хотя и может получать ее от своих операций, а ради реализации тех мер, которые избрало руководство  страны в рамках государственной  политики, в том числе и финансовой.

Главная цель денежно-кредитной политики - создание условий для достижения и поддержания  высокого уровня производства, стабилизации цен, укрепления национальной денежной единицы (при полной занятости и  отсутствии инфляции). Обычно ключевые ее параметры определяются в государственных  программах развития на различные периоды (3, 5 и более лет).

Инструменты, используемые для достижения целей  денежно-кредитной политики, различаются  по принципу воздействия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и  косвенными. К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование  процентной ставки, к косвенным - операции на открытом рынке, изменение нормы  обязательных резервов и учетной  ставки (ставки рефинансирования).

Программа социально-экономического развития в  части денежно-кредитной политики предусматривает обеспечение устойчивого  курса белорусского рубля и снижение инфляции, усиление значения финансового  рынка и повышение роли банковского  сектора в перераспределении  капитала. Для достижения этих целей  предполагается использовать денежную эмиссию, процентные ставки, резервные  требования и другие механизмы и  инструменты.

На  практике такие части финансовой политики, как денежно-кредитная  и бюджетно-налоговая, действуют  не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в которой используются формы фискального и монетарного  регулирования, называется стабилизационной.

Весомым плюсом бюджетно-налоговой политики является срок проявления применяемых  инструментов. Результат изменения  налоговой нагрузки может сказаться  уже в ближайшей перспективе, тогда как денежно-кредитная политика ориентирована на продолжительные  периоды времени. Быстродействие способно стать решающим фактором в выборе варианта политики.

К преимуществам  денежно-кредитной политики относятся  ее гибкость и политическая приемлемость. За последние 15 лет меры денежно-кредитной  политики успешно использовались как  для снижения темпов инфляции, так  и для преодоления экономического спада. Сегодня денежно-кредитная  политика воспринимается как основной инструмент стабилизации экономики.

Таким образом, государство играет решающую роль в проведении финансовой политики. Оно не только регулирует финансовые потоки государства, но и вырабатывает стратегию экономического развития страны на будущее. И если данная политика и ее перспективы не эффективны, то государство не сможет нормально развиваться несмотря ни на что.

Рассмотрим  финансовую политику государства на разных этапах общества.

 

  1. Финансовая политика на разных этапах общества

 

В последние  десятилетия в Беларуси, как и  во всех бывших социалистических республиках, наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанностью возможностей для экстенсивного развития.

После обретения Беларусью самостоятельности  и с наступлением общего кризиса  правительством было принято решение  активизировать производственные мощности с целью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении  этой проблемы возник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические  связи; резко снизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляции  государственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежное обращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция со стороны  иностранных фирм; проявился недостаток знаний функционирования рынка. В общем  и целом, Беларусь оказалась перед  проблемой экономической анархии. В стране не было развита финансовая политика, бюджетно-налоговая и денежно-кредитная  политика практически отсутствовали. Иностранные инвестиции вообще воспринимались, как нечто новое. [3, с. 116]

В этих условиях правительство приняло  меры по кредитованию реального сектора  экономики, восстановлению управляемости  государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции  и стабилизация валютного курса  способствовали укреплению финансового  состояния предприятий, повышению  их рентабельности. Активизация производственных мощностей заметно сказалась  на снижении средних издержек; установился  низкий уровень безработицы; стали  решаться проблемы импортозамещения на внутреннем белорусском рынке; рост денежных доходов населения увеличил потребительский спрос; своевременная выплата пенсий и заработной платы укрепила доверие населения к государству. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильность урожаев в сельском хозяйстве. Таким образом, к концу 1990-х гг. кризис был практически преодолен.

Начиная с 1996 г. в Беларуси наблюдается устойчивый экономический рост. Однако вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста  за счет загрузки свободных производственных мощностей. Белорусская экономика  испытывает проблемы с самофинансированием, что обусловлено занижением стоимости  основных фондов (с целью повышения  конкурентоспособности) и вследствие этого сокращением амортизационного фонда, а также использованием его  не по назначению.

Важным  является и обеспечение эффективности  капиталовложений. На динамику роста  валового внутреннего продукта активно  влияет потребление домашних хозяйств и внешний спрос; менее заметно  влияние инвестиционного спроса. Одновременно значительная часть совокупного  спроса покрывается за счет импорта  товаров и услуг. В связи с  этим становится актуальным проведение политики импортозамещения. Важной является также проблема существенного повышения  качества отечественной продукции  в связи с усилением конкуренции  на внутреннем и внешнем рынках, а также формирования современной  наукоемкой структуры национальной экономики.

Конечно, преодоление кризиса было бы невозможно, без двух ключевых для экономики  направлений – это бюджетно-налоговая  и денежно-кредитная политика. Именно они помогли обуздать инфляции, множественность  валютных курсов, сконцентрировать огромные денежные фонды в бюджете государства  для финансирования различного рода программ, улучшить инвестиционный климат.

В Республике Беларусь бюджетно-налоговая  система проходит этап становления, так как идет переходит от социалистической системы к рыночной. В период нахождения нашей страны в рамках Советского Союза осуществлялись некоторые меры финансового регулирования со стороны государства, но поскольку в социалистической экономике считалось невозможным возникновение кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, действие бюджетно-налоговой политики просто исключалось. [3, с. 119]

С 1992 г. система налогообложения  в нашей стране находится в  состоянии постоянного реформирования. Это выражается в апробации видов  налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских  и местных налогов, уточнения их функциональной роли и так далее. Конечно, был использован опыт применения форм и методов налогового регулирования и проанализированы модели налоговых систем развитых рыночных экономик, но Беларусь не пошла по пути простого их копирования. Поэтому процесс реформирования налоговой системы и системы государственных расходов занимает столь длительный процесс, отражая происходящие в нашей стране события.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетном устройстве»  республика перешла на самостоятельное  построение бюджетов различных уровней  власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и  районы в городах).

Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах» применяется  способ долевого участия в использовании  налоговых поступлений. Он закрепляет зависимость развития местной экономики  от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования  вышестоящими органами доходов местных  бюджетов.

Поскольку республиканский бюджет финансирует расходы на оборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственного внутреннего  долга, республиканские программы, мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др., то все поступления от общегосударственных налогов зачисляются в общереспубликанский бюджет, а затем по ряду налоговых отчислений осуществляется и долевое использование. Среди налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в республиканские и местные бюджеты, — налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы.

Вместе с тем есть и отрицательные  стороны существующего централизованного  порядка распределения налоговых  поступлений. Так, местные органы власти не имеют серьезных стимулов к  зарабатыванию средств, поскольку  они недостаточно самостоятельны; высокая  дотационность местных бюджетов предопределена стремлением довести  бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а  затем из республиканского бюджета  — в местные.

К моменту приобретения Республикой  Беларусь суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 % (таблица 1).

Информация о работе Финансовая политика государства