Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о финансовой политике государства является актуальным и, на мой взгляд, интересным. Целью работы является изучение вопросов о финансовой политике государства, для решения которой используются следующие задачи:
- рассмотреть содержание финансовой политики, ее цели, объект и концепцию;
- изучить направления финансовой политики;
- рассмотреть принципы формирования финансовой политики государства;
- изучить финансовый механизм политики;
- рассмотреть особенности финансовой политики в РФ;
- рассмотреть типы финансовой политики государства. [4]

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики
1.1. Содержание финансовой политики, ее цели, объект, субъект и концепция……………………………………………………………...……5
1.2. Направления финансовой политики………………………………….7
1.3. Принципы формирования финансовой политики государства….…8
Глава 2. Организация финансовой политики государства
2.1. Финансовый механизм финансовой политики………………………9
2.2. Особенности финансовой политики в РФ………………………….11
Глава 3. Типы финансовой политики государства………………….….15
Заключение……………………………………………………………..…19
Список использованной литературы…………………………………….21

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ПО ФИНАНСАМ 4 КУРС.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

    Заключение.

     Возникший в 2008 – 2009 гг. мировой финансовый кризис обнажил проблемы финансовой науки, финансовой политики и шире – экономической науки – адекватности экономических  теорий и знания. Возобновилась острая дискуссия между неоклассикой и кейнсианством, однако разрешающим фактором может точная оценка фактов и действующих финансовых институтов, задающих вектор развития финансовой системы, а также закономерности развития производственных систем, сфер услуг и информации. Новая финансовая модель экономического развития, предполагающая использование нового финансового инструментария, должна быть настроена на достижение параметров социально-экономической  эффективности и структурной сбалансированности хозяйственной системы. [5]

     Россия  переживает сегодня большие трудности  не только в области государственного устройства, но и в сфере финансов.

     Огромную  роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

     Государство для осуществления своих функций  и достижения определенных государственных  социально-экономических задач использует, как отмечалось выше, финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет в современных условиях финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

     Финансовая  политика представляет собой совокупность целенаправленных мер государства  в области управления финансами  в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства. Это деятельность государства, предприятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание финансовой политики включает: выработку концепций развития финансов, определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

     Создание  рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики потребовало в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов. Однако к началу проведения реформ такие разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и практически реформы начали проводится методом проб и ошибок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использовано литературы:

  1. Финансы: учеб./А.И. Архипов, И.А. Погосов, И.В. Караваева [и др.]; под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 632 с.
  2. Финансы: Учебник/С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с.
  3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003. – 512 с.
  4. статья Сухарева О.С. «Финансовый вестник» №9, 2010 год
  5. Раздел Дискуссия «Финансы» №10, 2009 год (стр. 17)
  6. Статья Черкасова В.Е. «Финансы» №6, 2010 год (стр. 56)
  7. И. Борисова, Б. Замараев, А. Киоцевская, А. Назарова «Вопросы экономики» №2, 2008 год (стр. 26)
  8. http://walw.ru/finikr/index.php?95
  9. http://www.roskodeks.ru/news_full.php?nid=159459
  10. http://www.kremlin.ru/news/8192
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Дополнения  ко 2-й  главе.

     Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2010 "О бюджетной  политике в 2011 - 2013 годах" .

     Определены  основные направления и ориентиры  бюджетной политики в 2011 - 2013 годах.

     В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию подведены итоги бюджетной  политики в 2009 году и в начале 2010 года. Отмечено появление позитивных тенденций в развитии экономики, функционировании бюджетной и финансовой системы в посткризисный период. Бюджетное послание определяет основные цели и задачи бюджетной политики на 2011 - 2013 годы и дальнейшую перспективу, устанавливает основные приоритеты бюджетных расходов, предусматривает основные направления налоговой политики, а также определяет политику в сфере межбюджетных отношений. С учетом сложившейся ситуации, сообщается в Послании, бюджетная политика должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. При формировании расходов федерального бюджета на 2011 - 2013 годы предлагается особое внимание уделить эффективности социальной защиты населения; повышению фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих; повышению качества образования, здравоохранения и социального обслуживания, а также обеспечению обороноспособности страны. Также среди приоритетных задач названо реформирование органов внутренних дел и развитие транспортной инфраструктуры. В отношении налоговой политики государства было указано на необходимость создания условий для активизации инновационной деятельности и обеспечения государственной поддержки компаниям, где интеллектуальный труд является основным. Президент РФ также отметил важность ускорения введения налога на недвижимость с разработкой системы, позволяющей взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами. В соответствии с Посланием в сфере межбюджетных отношений политика государства должна обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципалитетов, укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов. [9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1

     Бюджетное послание Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011–2013 годах

     Настоящее Бюджетное послание подготовлено в  соответствии со статьёй 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации и  содержит основные направления и  ориентиры бюджетной политики в 2011–2013 годах.

     I. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  В 2009 ГОДУ И В НАЧАЛЕ 2010 ГОДА

     Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее  со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.

     В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

     Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

     И что очень важно, удалось сохранить  социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной  поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

     Грамотное применение инструментов бюджетной  политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.

       Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику   уязвимой к  колебаниям на  мировых рынках, вообще к изменениям  мировой экономической конъюнктуры.  Экономика страны по-прежнему  зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической  эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для  модернизации социально-экономической системы страны.

     Эти особенности российской экономики  обусловливают широкий спектр вызовов  и рисков для ее дальнейшего развития.

     Важнейшие из них связаны с опасностью, что  ставшее привычным непродолжительное  улучшение ситуации в экономике  в результате действия  преимущественно экстенсивных и временных факторов (рост цены на нефть и т.п.)  приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны.

     Сегодня, когда российской экономике в определенной степени удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах.

     II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ НА 2011–2013 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ  ПЕРСПЕКТИВУ

     Бюджетная политика как составная часть  экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

     Необходимо  ясное понимание последствий  реализации любых мер бюджетной  политики с точки зрения их влияния  на темпы продвижения к достижению поставленных целей.

     Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

     Исходя  из этого, необходимо решение следующих  задач.

     Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том  числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции.  Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

     Предлагаю исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета  не менее чем в два раза по сравнению  с уровнем 2009 года.

     В среднесрочной перспективе следует  ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение  сбалансированности федерального бюджета  при разумных прогнозных оценках  стоимости нефти.

     Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

     Стратегическое  планирование остается слабо увязанным  с бюджетным планированием, отсутствует  достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

     Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными  возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.

     В кризисный период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.

     Для разработки долгосрочной бюджетной  стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые  должны быть основаны на разумных оценках  конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.

     Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных  обязательств, предусмотрев повышение  ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.

     Практика  занижения при рассмотрении новых  инициатив их финансовой оценки с  последующим ежегодным увеличением  расходов по уже принятым и, казалось бы, тщательно обоснованным решениям является недопустимой.

     Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития страны.

     Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной  системы на достижение конкретных результатов.

     Правительство Российской Федерации работает над  созданием  комплекса взаимосвязанных  мер по повышению эффективности  всей системы государственного управления.  Эти вопросы нашли отражение  в Программе повышения эффективности  бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

Информация о работе Финансовая политика государства