Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о финансовой политике государства является актуальным и, на мой взгляд, интересным. Целью работы является изучение вопросов о финансовой политике государства, для решения которой используются следующие задачи:
- рассмотреть содержание финансовой политики, ее цели, объект и концепцию;
- изучить направления финансовой политики;
- рассмотреть принципы формирования финансовой политики государства;
- изучить финансовый механизм политики;
- рассмотреть особенности финансовой политики в РФ;
- рассмотреть типы финансовой политики государства. [4]

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики
1.1. Содержание финансовой политики, ее цели, объект, субъект и концепция……………………………………………………………...……5
1.2. Направления финансовой политики………………………………….7
1.3. Принципы формирования финансовой политики государства….…8
Глава 2. Организация финансовой политики государства
2.1. Финансовый механизм финансовой политики………………………9
2.2. Особенности финансовой политики в РФ………………………….11
Глава 3. Типы финансовой политики государства………………….….15
Заключение……………………………………………………………..…19
Список использованной литературы…………………………………….21

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ПО ФИНАНСАМ 4 КУРС.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     Другая  важная тема – это корректировка  финансовой политики. Получается, что  к такому повороту событий не был  готов и Минфин. Бюджет сверстан с дефицитом, и начинаются дискуссии, нудно ли выходить на внешние рынки заимствований и как это делать. Имея дефицит размером 30% расходов федерального бюджета, иллюзия – полагать, что можно прожить за счет Резервного фонда. Было бы правильно, если бы уже в это году началось размещение внешних займов. Нет ничего технологически сложного в том, чтобы это сделать. [6]

    2.1. Финансовый механизм  финансовой политики.

     Финансовый  механизм представляет собой совокупность элементов, форм, методов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов,  публичных и частнохозяйственных доходов, призванную обеспечить полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов.

     Различают два вида финансового механизма: государственный финансовый механизм и частнохозяйственный финансовый механизм.

     Государственный финансовый механизм, его элементы, формы, методы и инструменты жестко регламентируются  нормами финансового  публичного права. В его составе  выделяются эмиссионно-денежный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, валютный механизмы, механизмы бюджетного регулирования государственного заимствования и финансового резервирования и др.

     Частнохозяйственный финансовый механизм  отличается более  мягкой регламентацией элементов и  инструментария нормами частнохозяйственного финансового права, относительной свободой выбора хозяйствующими субъектами форм, методов и инструментов управления финансовыми ресурсами, доходами и расходами. В его составе можно выделить механизмы ценообразования, формирования, распределения и использования дохода, прибыли, кредитный, инвестиционный и страховой механизмы и др. [2]

     Важную  роль в реализации финансовой политики играет совершенствование финансового механизма управления предприятиями, направленного на организацию взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств в целях эффективного их воздействия на конечные результаты производства. Следует выделить совершенствование финансовых методов и рычагов воздействия на хозяйственных процесс путем более совершенного налогообложения, страхования, обоснованного установления курса валют, процентной ставки, амортизации, арендной платы, стоимости ценных бумаг и т.д. нельзя при этом недооценивать правовое обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и др.),которые выпускаются Министерством финансов,  Министерством по налогам и сборам, Государственным комитетом и т.д. [1]

    2.2. Особенности финансовой  политики в РФ.

     В современной России определяющей является федеральная политика. Она строится на правительственных программных документах среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития страны, бюджетного и межбюджетного реформирования, бюджетных и иных посланиях Президента РФ и других стратегических документах.

     Важнейшей стратегической целью современной  финансовой политики является разработка и реализация эффективной системы полноценного финансового обеспечения и финансового стимулирования ускоренного стабильного экономического роста в стране, позволяющего в относительно короткие сроки выйти на лидирующие позиции в мировом экономическом пространстве и повысить благосостояние граждан.

     В последние четыре года темпы роста  ВВП в России составляли примерно 6% в год. По объему ВВП Россия входит сейчас в десятку наиболее развитых стран. Государственный долг России снизился до 10% ВВП – это один из самых низких уровней среди развитых стран. На базе государственно-частного партнерства создаются Венчурная компания, авиастроительная, судостроительная и другие корпорации. В 2007 г. В России впервые принят трехгодичный федеральный бюджет (2008-2010).

     Бывший  стабилизационный фонд РФ разделен на два – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, но прежде часть его средств и других средств федерального бюджета решено направить на следующие цели:

    • Банку развития,  Инвестиционному фонду, Российской венчурной компании – 300 млрд. руб.;
    • Фонду реформирования ЖКХ – 250 млрд. руб., в том числе на переселение из аварийного жилья – 100 млрд. руб., а ремонт жилого фонда – 150 млрд. руб.;
    • на дополнительное пенсионное обеспечение – 50 млрд. руб.;
    • на автодороги и благоустройство городов – 100 млрд. руб.;
    • Российской корпорации нанотехнологий – 180 млрд. руб.;
    • на развитие фундаментальной науки – 89 млрд. руб.;
    • на развитие библиотечного дела – 20 млрд. руб.

     Несмотря  на достигнутые успехи, в области финансов остается много проблем, которые требуют корректировки финансовой политики:

    1. рост ВВП достигается преимущественно за счет добывающих отраслей и отраслей первичной переработки природного сырья;
    2. сохраняется высокая зависимость государственных финансов от нефтегазовых доходов;
    3. средства Инвестиционного фонда РФ направляются опять же в основном на инвестиционную поддержку государственных сырьевых компаний («Газпром», «Роснефть» и др.);
    4. сохраняется практика построения бюджета преимущественно от доходов с характерными для него искусственным профицитом и избыточными финансовыми резервами, не используемыми в интересах развития национальной экономики;
    5. застопорилась пенсионная реформа (средняя пенсия не покрывает прожиточного минимума, не работает накопительная система, снижается коэффициент среднего размера трудовой пенсии к средней заработной плате с 31% в 2002 г. До 24% в 2007 г., при том что его минимальный размер, принятый в развитых странах, - 40% расчет дефицита бюджета ПФР);
    6. сохраняется низкий уровень оплаты труда основной массы работников. [2]

     Каковы  же особенности и стратегические контуры формирования и реализации финансовой политики России в ближайшей  и среднесрочной перспективе?

      1. Максимально сблизить финансовую политику с задачами социально-экономического развития страны, обеспечить единство целей финансовой политики и целей развития экономики. Принятие в качестве приоритетных целей финансовой политики «недопущение бюджетного дефиуита», «осуществление финансовой стабилизации», «существенное снижение уровня инфляции», «вхождение в мировую финансовую систему» является эффективным средством и условие решения намеченных социально-экономических  задач общества. Без обеспечения в стране экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.
      2. Реализация перспективной задачи финансовой политики должна предусматривать вхождение или встраивание финансовой системы России в международную финансовую систему. Это потребует соответствующего обучения новым финансовым технологиям, нового уровня знаний корпоративных финансов, финансового менеджмента и т.д. Главным направление должно стать – укрепление рубля, повышение доверия к отечественным финансовым, банковским, кредитным инструментам. Рубль должен занять равноправное положение среди других валют, а в дальнейшем превратиться в сильную валюту.
      3. Финансовая политика должна быть направлена на существенное сокращение, а затем и предотвращение бегства капитала из страны. Крупный отток капитала, нелицензированный его вывоз, утаивание части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в оффшорных банках, перевод  авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара – все это резко снижает потенциал рубля.
      4. Предстоит повысить качество бюджета, которое определяется как устойчивостью доходов и высокой собираемостью налогов, так и отлаженностью системы его исполнения. Важно упорядочить систему казначейства, усовершенствовать  вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных ассигнований, обеспечить создание единой системы бухгалтерского учета расходов бюджета.
      5. Один из перспективных вопросов финансовой политики – вопрос о соотношении бюджетов разных уровней: бюджета центра и региональных бюджетов. Необходимо совершенствовать межбюджетные отношения.
      6. Сохраняется актуальность проблемы совершенствования налоговой системы. Необходимо сделать налоговую систему реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий. Нуждается в упрощении система налогообложения малого бизнеса. [1]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Типы финансовой политики государства.

     Развитие  государства связано с изменением финансовой политики. Использование  того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп  и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

     Анализ  применявшейся различными государствами  финансовой политики позволяет выделить три основных типа:

    1. классическая;
    2. регулирующая;
    3. планово-директивная.

     До  конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая  политика  была  основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Риккардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление -невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

     Финансовый  механизм строился исходя из этих целей  финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджетов, сводившихся  в основном к расходам на военные  цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и  управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельности была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе).

     Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро этот вопрос встал в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился  весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале  была   положена  экономическая  теория английского  экономиста  Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской  деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

     Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования  становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог  обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится  вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

     Изменяется  система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает  несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

     Планово – директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему  управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

     Основной  задачей финансового механизма  было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов.

     Управление  финансами осуществлялось из единого  центра – Министерства финансов, которое  занималось всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

     Планово – директивная финансовая политики проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она  показала свою достаточно высокую эффективность  в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. Использование этой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства. [3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовая политика государства