Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение методов, техники финансового анализа для целей оценки бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности финансового анализа в оценке бизнеса;
проанализировать состав отчетности, необходимой для анализа;
рассмотреть процедуры корректировки финансовой отчетности;
рассмотреть основные процедуры финансового анализа на предприятии;
выявить роль финансового анализа в оценке бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, цели финансового анализа в оценке бизнеса
Понятие и цели финансового анализа, необходимая отчетность
для финансового анализа
Корректировка финансовой отчетности в целях оценки бизнеса

Глава 2. Применение методов финансового анализа в целях оценки бизнеса
Основные процедуры, методы финансового анализа
Практическое применение результатов финансового анализа в
оценке бизнеса
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

финансы предприятий.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      Если  скорректировать стоимость материальных активов по рыночной стоимости, а  также долгосрочные и краткосрочные  финансовые вложения, дебиторскую и  кредиторскую задолженность в соответствии с их реальным состоянием на дату оценки, то мы получим рыночный баланс.

      Аналогично  корректируется ретроспективный отчет  о финансовых результатах: из прибылей и убытков исключаются статьи, не связанные с основной деятельностью  или искажающие результаты сравнения  с предприятиями-аналогами. Корректируются выплаченные проценты по ссудам, заработная плата владельцев в целях оценки приравнивается к среднеотраслевой, увеличивается прибыль на величину избыточных расходов. Получается приведенный ретроспективный отчет о финансовых результатах.

      На  основе этих ретроспективных финансовых отчетов, данных об отрасли, регионе, рынке, стране прогнозируются финансовые показатели деятельности предприятия. Для сравнения с предприятиями-аналогами могут рассчитываться показатели в процентах. Например: остаточная стоимость машин и оборудования составляет 35% стоимости всех активов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Корректировка финансовой  отчетности в целях  оценки бизнеса 

      Направления работы с внутренней финансовой документацией  предприятия в целях оценки: инфляционной корректировки; нормализации бухгалтерской отчетности; трансформации бухгалтерской отчетности или вычисление относительных показателей.

      Цели  инфляционной корректировок ретроспективной  финансовой отчетности в процессе оценка бизнеса:3

  • приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду;
  • учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконтирования.

      Простейший  способ инфляционной корректировки  – переоценка всех статей баланса  согласно изменению курса рубля  относительно более стабильной валюты, например доллара или евро. Достоинства способа – его простота и возможность работы без использования большого объема дополнительной информации. Недостатки: корректировка по курсу валюты дает неточные результаты, так как курсовые соотношения рубля и других валют не совпадают с их реальной покупательной способностью.

      Второй  способ инфляционной корректировки  – переоценка статей актива и пассива  баланса по колебаниям уровней товарных цен. Можно ориентироваться как  на товарную массу в целом, так и на каждый конкретный товар или товарную группу. Это более точный способ инфляционной корректировки.

      Третий  способ инфляционной корректировки  основан на учете изменения общего уровня цен: различные статьи финансовых отчетов рассчитываются в денежных единицах одинаковой покупательной силы (в рублях базового или текущего периода на отчетную дату), для пересчетов используется индекс динамики валового национального продукта либо индекс потребительских или оптовых цен. Метод повышает реалистичность анализа, но не учитывает разную степень изменения стоимости отдельных активов.

      После инфляционной корректировки проводят нормализацию финансовой отчетности. Нормализация бухгалтерской (финансовой) отчетности – корректировка отчетности на основе определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса. Возможность использования разных методов учета операций, списания долгов приводит к появлению различий в показателях прибыли и денежных потоков. Рыночная стоимость части активов (например, нематериальных) может не учитываться при составлении баланса. Нормализация проводится для того, чтобы оценочные заключения имели объективный характер и основывались на реальных показателях, характеризующих деятельность предприятия, к тому же сопоставимых с показателями аналогичных предприятий.

      Нормализация  отчетности в процессе оценки проводится всегда, объем применяемых корректировок  в зависимости от целей оценки меняется. В отчете должны быть объяснены  расчеты и изменения, проводимые в ходе нормализации.

      Обратите  внимание – нормализованная финансовая отчетность может использоваться только в целях оценки. Нормализующие  корректировки финансовой документации проводятся по следующим направлениям:4

      – корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов;

      – корректировка метода учета операций (например, учет запасов) или метода начисления амортизации;

      – корректировка данных бухгалтерской  отчетности с целью определения  рыночной стоимости активов.

      Корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов. К числу наиболее важных факторов, определяющих величину денежных потоков, относится себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе изготовления и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства. Кроме расходов, относимых на себестоимость, выделяются коммерческие и управленческие расходы, прочие операционные доходы и другие расходы, также влияющие на величину прибыли.

      Величина  прибыли может быть занижена и поэтому потенциального инвестора интересует, в первую очередь, динамика выручки от реализации и структура себестоимости, а затем – нормализованная прибыль. Если речь идет об оценке предприятий сферы услуг, сервисных и страховых компаний, сделок по слиянию и присоединению, акцент делается на анализе валовых доходов. Показатели прибыли и денежных потоков становятся следующим критерием при принятии инвестиционного решения.

      Если  ожидаемая будущая прибыль играет решающую роль в процессе оценки, то важно принимать этот показатель как отражение экономического дохода, получаемого компанией. Именно с этой целью и проводится нормализация бухгалтерской (финансовой) отчетности в процессе оценки.

      В итоге корректировки получают нормализованный бухгалтерский баланс, скорректированный на расходы, не относящиеся к оцениваемому бизнесу. Изменения, полученные при корректировке баланса, должны найти отражение и в отчете о финансовых результатах. Оценщик рассчитывает нормализованный доход с учетом нетипичных расходов, не относящихся к основной деятельности.

      Кроме того, корректировке могут подвергнуться  расходы, превышающие средние значения по предприятиям-аналогам.

      Итогом  нормализации финансовой отчетности должен стать нормализованный баланс –  это ретроспективный бухгалтерский баланс, в котором все балансовые показатели учитываются по их рыночной стоимости на дату оценки.

      После нормализации, если это требуется  в соответствии с целями оценки, осуществляется трансформация финансовой отчетности.

      Трансформация финансовой отчетности – это корректировка счетов для приведения к единым стандартам бухгалтерского учета. Любая отчетная информация имеет принципиальное сходство: пользователям предоставляются данные об имущественном состоянии компании (баланс) и отчет о финансовых результатах. Вместе с тем между российской и международной системами учета существуют различия:5

  • по составу отчетности: западная отчетность содержит отчет об изменениях собственного капитала (в соответствии с GААР), примечания к финансовым отчетам;
  • по принципу построения основных показателей: российский баланс построен по принципу возрастания ликвидности, в то время как баланс по GААР – по убыванию ликвидности;
  • ориентация на пользователя;
  • в российской отчетности о финансовых результатах себестоимость реализованной продукции может включать часть общехозяйственных расходов, т.е. расходов на управление, а в соответствии с МСФО себестоимость включает только прямые и накладные производственные затраты;
  • при продаже продукции ниже ее себестоимости без достаточных оснований российские предприятия платят налог на прибыль с суммы разницы между рыночной ценой и ценой реализации, что неприемлемо для МСФО;
  • большую группу затрат российских предприятий представляют штрафы по актам налоговой инспекции, Пенсионного фонда и др.

      Это только часть различий, поэтому полноценная  процедура трансформации требует  не только затрат времени, но и наличия  высококвалифицированных специалистов.

      Глава 2. Применение методов  финансового анализа  в целях оценки бизнеса

      2.1 Основные процедуры, методы финансового анализа 

      Основными аналитическими процедурами финансового  анализа являются:6

  • горизонтальный (временной) анализ – сравнение показателей отчетности с данными предыдущего периода;
  • вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя;
  • сравнительный (пространственный) анализ – это сопоставление данных предприятия с показателями аналогичных предприятий или предприятий-конкурентов, сопоставление со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными (межхозяйственный, межфирменный сравнительный анализ фирмы) или внутрихозяйственное сопоставление по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов;

      анализ  относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между данными  отчетности и определение их взаимосвязи;

      Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т. е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

      В процессе функционирования предприятия  величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Для выявления  качественных изменений в структуре средств и их источников , а также динамики этих изменений проводят вертикальный и горизонтальный анализ отчетности.

      Вертикальный  анализ – анализ отдельных разделов и статей баланса, отчета о финансовых результатах показывает структуру средств предприятия и их источников. Расчеты обычно проводят в процентах от общей суммы средств предприятия для сопоставимости данных, что позволяет избежать инфляционной корректировки ретроспективной финансовой документации.

      Горизонтальный  анализ – анализ финансовой документации за ряд лет, данные которого представляются в виде индексов по отношению к базисному году или сопоставления процентных изменений по статьям за анализируемый период. Выявление базисных темпов роста за ряд лет позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.

      Сначала выявляются важнейшие характеристики деятельности предприятия: общая стоимость  имущества, собственных и заемных  средств. Затем вырабатывается суждение о структуре имущества предприятия, характере использования финансовых ресурсов, выявляются сильные и слабые стороны предприятия в абсолютном выражении.

      Признаками  «хорошего» баланса являются:

  • валюта баланса в конце отчетного периода должна увеличиваться по сравнению с началом периода;
  • темпы прироста оборотных активов должны быть выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;
  • собственный капитал организации должен превышать заемный, и темпы его роста должны быть выше, чем темпы роста заемного капитала;
  • темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности должны быть примерно одинаковыми;
  • доля собственных средств в оборотных активах должна быть более 10%;

      в балансе должна отсутствовать статья «непокрытый убыток».

      При анализе структуры активов и  пассивов предприятия особое внимание уделяется:

  • соотношению между собственными и заемными средствами;
  • обеспеченности запасов и затрат собственными источниками (анализ собственного оборотного капитала);
  • структуре кредиторской и дебиторской задолженности;
  • анализу ликвидности баланса (ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств);
  • удельному весу наиболее ликвидных активов (наиболее ликвидные активы – денежные средства и ликвидные ценные бумаги – должны быть больше или быть равными наиболее срочным обязательствам).

Анализ  ликвидности баланса заключается  в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности (т. е. скорости превращения в денежные средства), с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. При этом активы располагают в порядке убывания ликвидности, а пассивы – в порядке возрастания сроков погашения.7 Активы предприятия в зависимости от степени ликвидности делят на следующие группы (табл. 1).

Информация о работе Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа