Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:29, курсовая работа
Данная тема очень актуальна, так как сейчас страна выходит из кризиса, который наложил отпечаток на всю финансовую политику. Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.
Введение……………………………………………………………………...…....3
1. Содержание и задачи финансовой политики……………...……………….....5
1.1. Понятие финансовой политики…………………………………...….5
1.2. Содержание финансовой политики и её составные части………….6
1.3. Задачи и типы финансовой политики………………………………..9
2. Финансовая политика РФ на современном этапе………………...…………13
3. Модернизация России и перспективы развития финансовой политики РФ…………………………………………………….…………………………...22
3.1. Модернизация России и финансовой политики……………………22
3.2. Перспективы развития финансовой политики РФ………...……….32
Заключение…………………………………………………………………….…35
Список использованной литературы…………………………………………...36
В
нынешних условиях наиболее настоятельной
в системе интересов
Непредсказуемость
и повышение «эффекта»
Дерегулирование
и неоиндустриальная
Необходимо правильное сочетание рынка и планового участия государства в экономике, принятие мер по модернизации в каждой из этих областей. Неразвитость рыночных механизмов, вседозволенность частного и государственного предпринимательства в жажде наживы отражают неспособность государства в лице законодательной и исполнительной власти обеспечить действенность регулирования социально-экономической сферы. Очевидно, что отношения рынка предполагают действенность регулятивных его основ. Достижение организационных и институциональных условий, соответствующих уровню развитых стран, связано с преодолением инерционной социально-экономической динамики торможения социально-экономического развития страны.
Экспортно-сырьевая
природа роста ВВП
В условиях значительного дерегулирования сфера финансов в
комплексе с денежно-кредитной сферой выступает зримой силой торможения социально-экономического развития страны, обеспечивая отсталость страны. С учетом системного значения данной сферы для продвижения российской экономики по пути неоиндустриального развитию, а не просто роста ВВП, ключевыми видятся следующие проблемы.
Угроза дестабилизации финансовой, денежно-кредитной системы. Функционирование пореформенной экономики с начала 1990-х гг. испытывает подавляющий ее развитие произвол в финансовой и денежно-кредитной сфере, нарастающий под знаком восприятия возможностей спекулятивного обогащения при игнорировании базовых ценностей неоиндустриального развития производительных сил России. При этом падение социальной и нравственной ответственности рыночных структур закрепилось подавлением тех основ регулирования рыночных отношений, какие свойственны развитым странам.
Сочетание сырьевой экономики и преобладания частного присвоения. Финансовый произвол в распределении доходов, нарастание внешней финансовой зависимости снижают регулятивные способности финансовой и денежной власти, что делает перспективу непредсказуемой и усиливает спекулятивный фактор. Распространение финансово-спекулятивного произвола – процесс не явный, но от этого не менее разрушительный. Он охватывает всю социально-экономическую сферу, парализуя активные элементы ее развития. Дерегулирование социально-экономической системы получает питательную среду и вызывает разного рода дисбалансы и аномалии, пагубно влияющие на кредитование реального сектора и концентрацию инновационного инвестирования.
Нарастание
дисбаланса между расширением финансовой
сферы и сжатием реальной промышленной
экономики определило неотвратимость
обострения системного кризиса 2008-2010 гг.
В значительной степени неустойчивость
социально-экономической
Дерегулирование системы заимствования. Истоки этого в отсутствии целевой политики заимствования, ее направленности на развитие обрабатывающей промышленности страны. Десятилетие 2000-х гг. не изменило ситуацию. Сдвиг к корпоративному внешнему заимствованию с надеждой на большую их эффективность ( заимствования на внутреннем рынке это самостоятельная проблема) к концу 2000-х гг. привел к тем же результатам – к новой волне перераспределения собственности, закреплению технологической отсталости с ориентацией на экспорт продукции нефтегазового сектора. Бюджетная и денежно-кредитная политика на 2010, 2011-2012 гг. не отвечает потребности эффективно осваивать внутренние и внешние заимствования в материальном производстве, ради новой индустриализации.
Процесс корпоративного заимствования, сочетающий привлечение денежных ресурсов по основным стадиям оборота (начиная от формирования спроса на заемные средства и кончая погашением ссуды), остается вне единого, целостного процесса неоиндустриальной модернизации промышленного капитала. Выделение этого процесса в качестве самостоятельного в финансово-денежной системе в некоторой степени условно, но необходимо для определения реальной эффективности заимствований.
Проблема ограничения внешнего корпоративного заимствования была поставлена ЦБ РФ и Министерством финансов РФ уже к концу 2009 г., когда внешние корпоративные заимствования по ряду позиций стали представлять угрозы экономической безопасности страны. Действительно, рост внешнего долга небанковского сектора к 1 октября достиг 303,5 млрд. долл., из них на кредит пришлось 237 млрд. долл.
В
реализации политики государственного
заимствования финансовая власть, с
одной стороны, заинтересована в
ограничении корпоративного внешнего
долга возможностями его
Ограничением
внешних и внутренних займов государственных
компаний согласно стратегии инновационной
модернизации российской экономики
может служить целевая
Оценка условий развития института заимствования на уровне государства, корпораций, домашних хозяйств – необходимое условие выработки стратегии модернизации экономики. Одновременно выработка направлений и механизмов введения развития института заимствования на уровне государства, предприятий реального сектора в русло эффективной деятельности и обеспечения устойчивого роста российской экономики – это условие высокотехнологичной модернизации хозяйства.
Дерегулирование банковской системы. Кризисная ситуация в банковской сфере по ряду моментов воспроизводит ситуацию кризиса августа 1998 г., когда произвол в «управлении» финансово-денежными потоками в интересах определенных «регуляторов»- использовании образованных ими «системно значимых» уполномоченных банков – привел к дезорганизации экономики страны.
Такая аналогия не беспредметна. В период нынешнего кризиса крупные банки с государственным участием в капитале заняли особую позицию, включая ограничение ставки по депозитам и кредитам, допуск к банковским кредитам определенного круга заемщиков крупных кредитов, невзирая на обеспечение возврата долгов и, главное, допуск к бюджетным средствам на неопределенный срок. При этом сокращение ЦБ РФ ставки рефинансирования не дает оснований для ее влияния на кредитную активность банков и повышение продуктивности заемщиков реального сектора. Имеется в виду, что ориентиры снижения инфляции основываются на сокращении платежеспособного спроса на внутреннем рынке и росте импорта. Соответственно снижение ставки рефинансирования и банковских кредитов до 10% и ниже в этих условиях сочетается с ухудшением рынка спроса и финансового состояния заемщиков, невозможностью заимствования по столь высоким относительно рентабельности предприятий реального сектора кредитным ставкам.
Немалое влияние оказывают на уровень кредитных ставок доходность ОФЗ (8%) и, безусловно, дефицит потенциальных ресурсов банков, за исключением средств финансовой поддержки государства. В действительности дезорганизация финансового состояния экономики страны, включая критически низкий уровень доходов и сбережений массового слоя населения, накоплений большей части предприятий выводит проблему привлечения ресурсов банков (государственных и частных, малых и крупнейших) в ближайшей перспективе на грань потери банковской системой ключевых ее функций, прежде всего воспроизводственных. Тем более – в части активизации кредитования реального сектора экономики, инновационного и неоиндустриального ее развития.
Очевидно, что принятие государством внешних долгов крупных российских корпораций на свой счет, т.е. счет налогоплательщиков, с одной стороны, и сужение доходов бюджетополучателей – с другой, определяет восстановление в лучшем случае докризисной ситуации. Вместо направления средств налогоплательщиков на поддержку предприятий и своевременную выплату заработной платы государство (да и ЦБРФ) из средств бюджета обеспечивает покрытие долгов банков, сохранение уровня выплаты бонусов, включая выплаты членам советов (среди которых немало крупных государственных деятелей).
Коррупционный
импульс финансово-
На
мой взгляд, финансово-спекулятивный
оборот монетарного капитала несовместим
с масштабной неоиндустриальной
модернизацией России, поскольку
иммобилизует накопления и препятствует
крупным капиталовложениям в сектора
новой, технотронной индустрии. Поэтому
назрела коррекция стратегии социально-экономических
преобразований. Важно свести к минимуму
объем финансового капитала, вовлекаемого
в спекулятивный и биржевой оборот. Вместе
с тем необходимо учитывать коренные интересы
социального большинства, делать упор
на общественный труд и его производительность,
чтобы обеспечить активное и заинтересованное
участие широкого слоя граждан в процессе
новой индустриализации. Альтернативы
этому нет.
3.2.
Перспективы развития
финансовой политики
РФ
Несмотря
на достижение относительной
-поворота
в положительной динамике
-невозможности
получения финансовой