Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:29, курсовая работа
Данная тема очень актуальна, так как сейчас страна выходит из кризиса, который наложил отпечаток на всю финансовую политику. Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.
Введение……………………………………………………………………...…....3
1. Содержание и задачи финансовой политики……………...……………….....5
1.1. Понятие финансовой политики…………………………………...….5
1.2. Содержание финансовой политики и её составные части………….6
1.3. Задачи и типы финансовой политики………………………………..9
2. Финансовая политика РФ на современном этапе………………...…………13
3. Модернизация России и перспективы развития финансовой политики РФ…………………………………………………….…………………………...22
3.1. Модернизация России и финансовой политики……………………22
3.2. Перспективы развития финансовой политики РФ………...……….32
Заключение…………………………………………………………………….…35
Список использованной литературы…………………………………………...36
-выработка оптимального механизма со финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников;
2. в здравоохранении:
-вывод из системы государственного финансирования медицинских учреждений, не обеспеченных государственными заданиями;
-переход от сметного принципа финансирования медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи на основе утверждения стандартов
медицинских услуг;
-определение приоритетных объектов финансирования за счет бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в отрасль для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры;
4. в оборонном комплексе:
-проведение реформы социальных гарантий военнослужащим путем создания ипотечно-накопительной системы, которая позволит обеспечить военнослужащих жильем на условиях ипотечного кредита;
-создание прозрачной системы финансирования Вооруженных Сил с целью эффективного контроля за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование национальной обороны;
5. в инвестиционной сфере:
-определение стратегических приоритетов государственной инвестиционной политики и финансирование федеральных целевых программ, направленных на реализацию крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и (или) структурных проектов, которые позволят обеспечить инновационное развитие экономики;
-разработка механизма ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;
-установление способов обеспечения ресурсной сбалансированности федеральных целевых программ;
6. в области управления государственным долгом Российской Федерации:
-последовательное снижение объема государственного долга РФ и величины процентных расходов федерального бюджета путем проведения эффективной политики по минимизации стоимости обслуживания долга на основе удлинения срока заимствований, снижения доходности по государственным ценным бумагам, использования возможностей досрочного погашения долговых обязательств при сохранении высокого кредитного рейтинга России и обеспечении своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами.
Стратегическими задачами политики в сфере межбюджетных отношений являются: предоставление гражданам независимо от места их проживания равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям; обеспечение на каждом уровне бюджетной системы соответствия между доходными источниками и расходными полномочиями; создание условий для заинтересованности региональных органов власти и органов местного самоуправления в оценке и использовании налогового потенциала подведомственной территории и для эффективной реализации закрепленных за ними полномочий.8
Для решения перечисленных задач в сфере межбюджетных отношений в ближайшее время необходимо реализовать следующие меры:
-перераспределить налоговые источники между уровнями власти, создав стимулы на каждом уровне бюджетной системы для расширения собственной налоговой базы;
-провести дальнейшее выравнивание бюджетной обеспеченности по основным социальным гарантиям;
-перевести межбюджетные отношения на единую методологическую основу;
-укрепить бюджетную дисциплину и разработать механизм обеспечения ответственности региональных органов власти и органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику, выполнение финансовых обязательств перед населением, бюджетными учреждениями, кредиторами.
Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения. В настоящее время социальная политика должна обеспечить формирование условий для роста экономики государства, что обусловливает необходимость решения следующих основных задач политики в области государственного социального страхования и в целом социальной защиты населения:
-упорядочение системы социальных пособий и льгот, которые должны получить адресный характер, предполагающий их предоставление социально уязвимым слоям населения;
-сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов, которые зависят прежде всего от размера поступлений единого социального налога, с целью обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному минимуму, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности;
-разработка механизма обеспечения денежных выплат по принятым ранее и не исполненным до настоящего времени социальным обязательствам государства (не финансируемым социальным мандатам);
-использование механизма со финансирования социальных выплат за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы, что будет способствовать поддержанию стабильности финансовой базы реализации социальных гарантий населению в условиях снижения ставки единого социального налога;
-применение методов финансирования учреждений социальной сферы по принципу «деньги следуют за потребителем», который предполагает введение по душевого финансирования, использование страховых механизмов мобилизации финансовых ресурсов в социальную сферу и использование государственного социального заказа;
-законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовых пенсий, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан пред пенсионного и пенсионного возраста;
-усиление контроля за целевым и эффективным расходованием средств государственных социальных внебюджетных фондов.
Практическое осуществление указанных задач политики в области государственного социального страхования позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защиту малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения и последовательно реализовывать государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ.
Рассмотрев
основные цели и задачи финансовой политики
Российской Федерации на современном этапе,
следует отметить, что ее успешная реализация
непосредственно зависит от последовательного
проведения намеченных реформ, способности
быстро реагировать на изменение условий
экономического развития с целью корректировки
тактических направлений финансовой политики,
а также от своевременного отражения ее направлений
и особенностей реализации в правовой базе
и элементах финансового механизма.
3.
Модернизация России
и перспективы развития
финансовой политики
3.1.
Модернизация России
и финансовой политики
Неоиндустриальная модернизация российской экономики объективно необходима и никакой альтернативы ей не существует. Однако для подготовки и проведения новой индустриализации России нужна адекватная экономическая система. Именно поэтому потребность в обновлении социально-экономической системы России фиксируется в трудах все большего числа российских ученых и специалистов, в том числе в рамках инициированного журналом «Экономист» (№9 за 2008 г.) обсуждения формулы развития нашей страны.
Проведение новой индустриализации, именуемой ещё технотронной или «цифровой», требует преодоления тенденций, вызванных системным кризисом финансовой и денежно-кредитной сферы, важной для обеспечения прогрессивных социально-экономических преобразований в стране. При этом надо иметь в виду, что условия и факторы системного финансового кризиса в России, равно как и его обострения с начала 2008 г., выходят за пределы непосредственно финансовой и денежно-кредитной сферы и коренятся в пореформенной системе общественного воспроизводства, чрезмерно дезинтегрированной и потому неэффективной.
Наряду с экономической эффективностью неоиндустриальная модернизация должна исходить из принципа социальной справедливости и поддержки социального большинства.
Но, к сожалению, правительственная стратегия на 2020-е гг. не дает четкого ответа на вопрос, этично ли строить будущее за счет снижения жизнеобеспечения массового слоя населения, а не узкого, получающего результат сегодня, без ожидания, когда наступят 2020-е или 2030-2050-е гг. Отсутствие твердого ответа на этот ключевой вопрос воспринимается обществом как подтверждение в неявном виде прежней политики, в интересах олигарха, с вытекающей отсюда неопределенностью относительно сроков и целей преодоления критического уровня социально-экономического расслоения.
Без поддержки общества прогрессивная модернизация России нереализуема. Между тем, такого рода правительственные «стратегии» не вызывают доверия со стороны общества к декларациям и призывам, обусловленным постановкой о модернизации. Скажем прямо: все это, включая ряд других «провалов» выдвигаемой стратегии будущего России, скорее парализует активные начала социально-экономического развития, чем ориентирует на обновление социально-экономического развития системы страны. Во всяком случае, не мобилизует социальные силы обновления экономики.
Текущее
социально-экономическое
Эксплицитно
проолигархическая
Остается без внимания многократно предлагаемый в науке системный подход к социально-экономическому развитию страны. Ориентация власти на ускоренное развитие международного финансового центра (в Москве) на фоне либерального произвола экспортно-сырьевых компаний на финансовом слаборазвитом рынке инициирует сужение финансовых потоков в сферу инновационных и неоиндустриальных преобразований материального производства. Беспрепятственный отток денежного капитала в спекулятивный оборот, ложные оценки активов крупных компаний, валютно-монетарное дерегулирование усиливают этот произвол.
Ограничение стратегии
На протяжении периода трансформационного кризиса Россия не просто останавливается с своем развитии, но отбрасывается назад. И не потому, что у нее появляется шанс осуществить необходимые преобразования и благодаря им войти в число передовых стран, а потому, что реформаторы пренебрегают основой развития экономики и общества– включение массового слоя в формирование условий производства и распределения. Признание факта потери исторического времени в пореформенные годы не затрагивает оценки истоков этой ситуации, а следовательно, определяет настрой на сохранение пореформенной системы, характеризуемой сочетанием асоциального ее характера и торможением структурно-отраслевых преобразований, блокированием инновационного курса развития. Не без внимания общества остались свидетельствующие о том конкретные сигналы, например гарантии крупным экспортно-сырьевым компаниям и банкам относительно дерегулирования, или производства их функционирования, с дальнейшим устранением государственных ограничений. То же самое просматривается по отношению к народнохозяйственному планированию, регулированию ценообразования, интеграции добывающих и обрабатывающих секторов – по всем этим системным позициям не видно коренного изменения.