Финансирование инвестиционных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:47, реферат

Описание работы

Инвестиционные проекты в сфере недвижимости можно разделить на две категории. Одни финансируются, что называется, «из своего кармана», другие - за счет с привлечения кредитных ресурсов.
Однако потребность в дополнительных денежных ресурсах может возникнуть не только в случае полного отсутствия собственных средств. Кредит может понадобиться, например, если появляются дополнительные, не учтенные ранее строительные и финансовые риски. Другим поводом обратиться за финансовой помощью может стать отказ одного или нескольких соинвесторов от своих обязательств по финансированию проекта.

Работа содержит 1 файл

Финансирование инвестиционных проектов.docx

— 55.74 Кб (Скачать)

После завершения срока действия договора операционного лизинга предмет  договора может быть возвращен владельцу  или вновь сдан в аренду.

В России лизинг не получил столь широкого распространения как можно было ожидать, исходя из его несомненного преимущества по сравнению с кредитованием, - полного обеспечения выделяемых на операцию средств, что существенно сокращает инвестиционные риски. Для перенесения центра тяжести финансовых операций из сферы обращения в реальный сектор экономики (производство) необходимо:

активное стимулирование участия, в лизинговых операциях надежных коммерческих банков и страховых компаний. Деньги, которые они не рискуют вкладывать в промышленность напрямую, должны попадать в производство через лизинговые компании;

- введение в рамках реализации  государственных инвестиционных  программ государственные практики  закупок капиталоемкого оборудования  с последующей передачей их  в лизинг эксплуатирующим это  оборудование компаниям (самолетов,  судов, турбин, вычислительных центров,  изделий сельхозмашиностроения  и т.п.).

Термин  «форфейтинг» получил название от французского слова - форфэ (aforfait - целиком, общей суммой). Форфейтирование получило широкое распространение с начала 60-х годов во внешней торговле под влиянием усиления конкурентной борьбы экспортерами за рынки сбыта продукции. Форфейтинг - это:

1) способ финансирования, используемый  как один из заемных источников  формирования инвестиционных ресурсов; и одновременно,

2) форма трансформации коммерческого  кредита в банковский, и представляет  собой операцию по оплате кредитной  организацией обязательств импортера  без права регресса (оборота) долговых  и платежных документов па  прежнего владельца, то есть, кредитование  экспортера путем покупки векселей, акцептованных импортером.

Инвестиционный  форфейтинг - является формой кредитования внешней торговли, дающей некоторое  преимущество экспортеру, как-то: страхование  риска неплатежа, освобождение экспортера от дебиторской задолженности, поддержание  фиксированной договором учетной  ставки и др. Однако этот вид финансовой операции может быть использован  для осуществления торговых сделок и внутри государства.

Сущность  форфейтирования:

- покупатель (инвестор), не обладающий  в момент заключения контракта  необходимой суммой финансовых  средств для оплаты приобретаемого крупного объекта сделки, выписывает продавцу комплект векселей, общая стоимость которых равна стоимости продаваемого объекта с учетом процентов за отсрочку платежа, т.е. за предоставленный коммерческий кредит. Сроки платежей по векселям равномерно распределены по времени. Обычно каждый вексель выписывается на срок от полгода до года;

- продавец полученный комплект векселей учитывает в банке без права оборота на себя и сразу получает деньга за реализованный товар. Данная формулировка «без права оборота на себя» освобождает продавца от имущественной ответственности, если банк не сумеет взыскать с векселедателя указанные в векселях суммы. Таким образом, фактически коммерческий кредит оказывает не сам продавец, а банк, согласившийся учесть комплект векселей и взявший весь риск на себя. Если покупатель не является первоклассным должником, банк, учитывающий векселя, с целью снижения финансового риска может потребовать дополнительной безусловной гарантии платежа от другою финансового института по приобретаемым долговым обязательствам. В этом случае инвестор (покупатель) с целью получении этих гарантий закладывает свои активы в банке, гарантирующем оплату платежей.

Разница в степени кредитного риска по различным категориям должников  сказывается на размере дисконтной ставки, по которой долговые обязательств учитываются банком. Кредитование операций «а форфэ» обычно носит средне- или долгосрочный характер - от 1 года до 7 лет.

Форфейтинг  для инвестора дорогостоящая  форма кредитования, поскольку кредит он получает, в конечном счете, через  посредника (банки).

Каждая  из сторон, участвующих в сделке, имеет свои цели, которые определяются размером получаемого дохода и находят  отражение в заключаемом контракте.

Цель  продавца - реализовать товар, получить от банка после учета векселей сумму, ранную согласованной с инвестором (покупателем) цене товара, и избежать финансового риска. Для достижения этой цели у продавца имеются два пути: повышение договорной цепы на проданный товар и увеличение платы за кредит (увеличение процентной ставки). Цель покупателя (инвестора) - приобрести товар с минимальными издержками. Покупатель (инвестор), участвуя в форфейтинговой операции, получает возможность для кредитного финансирования своего венчурного проекта.

Цель  банка - получение дисконтного дохода от учета векселей. Эффективность этой операции определяется размером учетной ставки и количеством векселей.

6. Облигационные займы

Одним из альтернативных методов финансирования инвестиций, по отношению к традиционному  банковскому кредитованию, является выпуск облигационных займов. Во второй половине XX в. воз никла тенденция  увеличения доли долгового финансирования в форме облигационных займов по сравнению с традиционным банковским кредитованием. Данная тенденция сохраняется  и в настоящее время. Облигация  как инструмент заимствования в  большей степени отвечает современным  условиям финансового рынка и  обладает рядом преимуществ относительно других инструментов. К ним можно  отнести следующие:

- возможность доступа напрямую (без  посредника) к денежным ресурсам  инвестора. При этом поскольку  величина денежной суммы долга,  удостоверяемой одной облигацией, как правило, незначительна, эмитент  получает доступ к ресурсам  мелких инвесторов;

- ввиду раздробленности большого  количества держателей обли гаций мала вероятность вмешательства кредитора во внутренние дела заемщика;

- облигационные займы предоставляют  больше возможностей для финансирования  на долгосрочной основе;

- имеется возможность оперативного  управления структурой и объемом  задолженности, их оптимизации  в соответствии с изменяющимися  условиями хозяйствования, как внутренними,  так и внешними;

- функционирование вторичного рынка  выявляет ориентиры, на которые  опирается эмитент при выработке  параметров новых облигационных  выпусков. Ликвидный вторичный рынок  своим существованием создает  возможности для последующих  выпусков облигаций эмитентом,  поскольку именно высокая ликвидность  облигаций является одной из  их наиболее привлекательных  для потенциальных инвесторов  характеристик.

Широкий спектр облигаций, отличающихся дополнительными  условиями, вносимыми в облигационное  соглашение, возможность предложения  новых условий и их комбинаций позволяют эмитенту выпускать долговые инструменты, максимально удовлетворяющие  рыночному спросу на момент выпуска, и управлять рядом рисков, сопутствующих  выпуску и обращению займа.

В отличие от традиционного банковского  кредита погашение основного  долга по облигационному займу происходит, как правило, в день окончания  срока обращения займа. Данное обстоятельство делает возможным полное обслуживание долга за счет прибыли oт реализации самого инвестиционного проекта.

Оформление  долга в форме облигационного займа позволяет заемщику претендовать на меньшую стоимость заимствования  и в конечном счете определяет возможность развития данного метода финансирования. Основными преимуществами облигационного заимствования с точки зрения кредитора являются возможности: (а) формирования эффективных портфелей с различной протяженностью и соотношением «риск - доход», учитывая большое разнообразие обращающихся на рынке облигаций по эмитентам, срокам обращения и дополнительным условиям и их высокую ликвидность, и (б) оперативного управления инвестиционными портфелями через операции на вторичном рынке в соответствии с требованиями инвестора и меняющейся конъюнктурой рынка.

Увеличение  доли финансирования посредством облигационных  займов по сравнению с долей банковского  кредитования оказывает положительное  воздействие на эффективность и  стабильность функционирования финансовой системы в целом, в чем заинтересованы заемщики и кредиторы одновременно. Среди позитивных последствий развития облигационного рынка можно выделить: (1) увеличение доли долгосрочного финансирования; (2) повышение информационной прозрачности рынка инвестиционных капиталов как следствие обязательного раскрытия эмитентом существенной информации о своей деятельности и о выпускаемых ценных бумагах; (3) рост объективности оценки кредитного риска по сравнению с банком, в котором принятие решения о выделении кредита может носить субъективный характер.

В большинстве стран процедура  эмиссии корпоративных облигаций  регулируется нормативными актами, описывающими действия эмитента, которые необходимы для успешного размещения облигаций. В Российской Федерации процедура  эмиссии облигаций, как и других эмиссионных ценных бумаг, регулируется Федеральным законом от 22 апреля 1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а  также постановлениями государственного регулирующего органа - Федеральной  комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Сложность и рисковость процедуры эмиссии вынуждают заемщика для ее прохождения прибегать к услугам профессиональных участников рынка ценных бумаг - инвестиционных компаний, которые в зависимости от формы размещения ценных бумаг выполняют функции компании-андеррайтера или инвестиционного консультанта. Затраты на оплату их услуг существенно увеличивают стоимость заимствования. Размер вознаграждения зависит от объема предоставляемых услуг, объема размещаемого выпуска, и от других фактором. В российской практике он достигает четырех процентов от номинала выпуска для достаточно больших объемов (от 100 млн. руб. до нескольких млрд. руб.). Кроме того, в соответствии с Федеральным за коном от 12 декабря 1991 №2023-1 «О налоге на операции с ценны ми бумагами»в момент предоставления документов на регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент производит уплату на лога в размере 0,8% от поминальной суммы выпуска.

Основные  параметры облигационного займа  и факторы, оказывающие влияние  на их формирование:

Внутренние  облигации выпускаются эмитентом  в стране, резидентом которой он является, и номинированы, как правило, в валюте этой страны. В случае если эмитент считает, что по ряду причин размещение облигаций на зарубежных рынках предоставляет ему ряд  преимуществ (возможность размещения с меньшей доходностью, налоговые  льготы, большая емкость зарубежных рынков капитала и другие), он может  осуществить выпуск внешних облигаций.

В свою очередь внешние облигации  подразделяются на иностранные и  еврооблигации. Иностранные облигации  размещаются за рубежом, как правило, в валюте страны размещения. Термин «еврооблигация» применяют для  облигаций, размещаемых как за пределами  страны заемщика, так и страны, в  валюте которой указан их номинал. Рынок  еврооблигаций является составной  частью международного рынка капиталов. Их основные покупатели - международные  инвесторы. При выпуске облигаций, номинал которых установлен в валюте, отличной от валюты финансирования инвестиционного проекта, и, соответственно валюты получения доходов, эмитент принимает на себя дополнительный по отношению к обычным рискам выпуска и обращения облигационного займа риск - валютный. Ряд российских акционерных обществ имеют опыт выпуска и обслуживания еврооблигационных займов, в том числе опыт реализации валютного риска из-за обвальной девальвации рубля в 1998 г.

Выбор формы выплаты дохода (дисконтная облигация, облигация с фиксированным  или плавающим купоном) во многом зависит от Особенностей финансируемого проекта, а также от существующей и прогнозируемой конъюнктуры финансового  рынка.

Дальнейший  прогресс в развитии рынка может  привести к тому, что выпуск облигаций  станет одним из основных методов  привлечения инвестиционного капитала российскими компаниями. Необходимыми условиями для этого являются совершенствование действующего законодательства, регулирующего выпуск и обращение  облигаций, расширение круга эмитентов  и инвесторов и дальнейшее увеличение ликвидности рынка. Значительные позитивные сдвиги могут быть достигнуть через  привлечение на рынок институциональных  инвесторов, в особенности тех, которые  обладают долгосрочными ресурсами (пенсионные фонды), что повысит ликвидность  рынка и позволит решить проблему увеличения сроков заимствований.

Информация о работе Финансирование инвестиционных проектов