Финансирование аграрного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Аграрный сектор является важнейшей частью материального произ­водства любого государства. В конечном итоге, именно эта отрасль формирует продовольственную безопасность страны, основной целью которой является обеспечение населения безопасными сельскохозяйственными продуктами и, как следствие, независимость от импорта продовольствия из других стран. Та­ким образом, сельское хозяйство - одна из приоритетных отраслей экономики России. Подтверждением этому стало ее выделение в 2004г. в один из четырех национальных проектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2
1. Особенности и роль сельского хозяйства в экономике страны………..
2. Источники и формы финансирования сельского хозяйства……………
3. Анализ расходов бюджета на финансирование агропромышленного комплекса………………………………………………………………………..
3.1 Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса России…………………………………….
3.2 Государственное финансирование аграрной сферы Архангельской области…………………………………………………………
4. Пути совершенствования бюджетного финансирования АПК…………
Заключение………………………………………………

Работа содержит 1 файл

финансирование аграрного сектора.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

       Рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году увеличить долю российского производства в формировании ресурсов мяса до 70 процентов, молока - более 81 процента. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 55 килограммов в 2005 году до 73 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 235 до 261 килограмма.

Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,5 раза.[1]

Наиболее приоритетными направлениями реализации государственных расходов на аграрный сектор является поддержка плодородия почв, увеличение выпуска такой продукции растениеводства как лен, рапс, увеличение виноград­ников и многолетних насаждений, развитие оленеводства, коневодства, овце­водства, а также племенного животноводства и элитного семеноводства. Это свидетельствует о намерении государства интенсифицировать сельское хозяй­ство России.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.


3.2 Государственное финансирование аграрной сферы Архангельской области

Деятельность агропромышленного комплекса Архангельской области в 2010 году осуществлялась в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2008-2011 годы».

Взаимодействие с сельскохозяйственными товаропроизводителями области по реализации мероприятий программы обеспечивается в рамках ежегодных трехсторонних Соглашений по господдержке, заключаемых между Министерством АПК и торговли, администрациями муниципальных районов и хозяйствами области. В 2010 году заключено 253 соглашения (из них с НАО – 27 соглашений).

По итогам работы за 2010 год индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 96,9% при плане 104,9% к предыдущему году.

Всего в 2010 году из федерального и областного бюджетов на сельскохозяйственное производство и социальное развитие села объемы финансирования составили 1297 миллиона рублей, в том  числе:

- из областного бюджета – 786,8 миллионов рублей (из них на осуществление  полномочий на территории НАО – 207,9 млн. рублей);

- из федерального бюджета – 510,2 миллионов рублей.

В структуре областной бюджетной поддержки (786,8 млн. руб.) наибольшую долю занимает:

- поддержка производства продукции животноводства – 65% (510,5 млн. руб.),

- возмещение процентных ставок по кредитам – 12% (91,5 млн. руб.),

- поддержка северного оленеводства – 8% (64,2 млн. руб.);

- поддержка развития племенного животноводства – 4% (31 млн. руб.),

- поддержка растениеводства (завоз семян, элитное семеноводство, приобретение средств химизации) – 3,4% (27,2 млн. руб.);

- поддержка  строительства и приобретения жилья – 5% (42 млн. руб.).

- отдельно – по газификации (министерство ТЕЭ и ЖКХ) – 2,1 млн. руб.

В структуре федеральной бюджетной поддержки (510,2 млн. руб.) наибольшую долю занимает:

- возмещение процентных ставок по кредитам – 75% (384 млн. руб.),

- поддержка развития племенного животноводства – 5% (28 млн. руб.),

- поддержка северного оленеводства – 5% (27,4 млн. руб.);

- поддержка растениеводства (завоз семян, элитное семеноводство, приобретение средств химизации) – 0,3% (1,7 млн. руб.);

- поддержка строительства и приобретения жилья, газификация – 14% (69,3 млн. руб.).

Сумма субсидируемых кредитов, привлеченных организациями АПК области (по состоянию на 1 декабря), составила 5 миллиардов 79 миллионов рублей, в том числе:

- инвестиционных кредитов – 4 миллиарда 349 миллионов рублей,

- краткосрочных кредитов – 730 миллионов рублей.

На возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным  кредитам в 2010 году направлено 476 миллионов рублей (из федерального бюджета – 384 млн. рублей, из областного – 92 млн. рублей).

Охват предприятий АПК, получивших инвестиционные кредиты, составляет в регионе – 64,4% (7 место по России) – 121 из 188 предприятий. С одной стороны широкий охват предприятий говорит о высокой инвестиционной активности предприятий АПК, с другой стороны на данный момент отрасль в регионе сильно закредитована.

В 2010 году из областного бюджета выплачено субсидий на животноводческую продукцию 510  миллионов рублей (из них НАО – 134 миллиона рублей).

Принимаемые  на  федеральном и  региональном  уровнях  меры  по  развитию животноводства повышают инвестиционную привлекательность  отрасли.

В 2010 году  введены в эксплуатацию:

– животноводческий комплекс на 400 коров в Коношском районе (ООО «СПК «Коноша);

– телятник на 560 голов ОАО «АФ «Вельская»;

– 2 телятника по 250 голов в ООО «Ростово» Устьянский район;

– коровник на 200 голов коров в ООО «Приозерное» Каргопольский район.

Введена в действие вновь построенная Вельская птицефабрика. На                         Вельской птицефабрике начинается строительство (расширение) производства яичного направления мощностью на 580 миллионов штук яиц ежегодно (планируемое окончание строительства – 2012 год).

Говоря об итогах реализации Госпрограммы в 2010 году необходимо отметить стабильный рост объёмов производства продукции животноводства в сельхозорганизациях области. Данная категория хозяйств является основными получателями средств государственной поддержки. 

Сельскохозяйственными организациями обеспечен прирост производства молока на 0,2%, мяса (в живом весе) – на 22%.

Продуктивность коров в сельхозорганизациях увеличилась на 6,5 процента по сравнению с предыдущим годом, надой молока на одну корову составил 4135 килограмм.

Господдержка из областного и федерального бюджетов на развитие растениеводства за 2010 год в сумме 28,7 млн. рублей способствовала реализации мероприятий по поддержанию почвенного плодородия и обеспечению семенами для проведения посевных работ.

В целях эффективного использования средств господдержки в области в настоящее время в муниципальных образованиях Архангельской области активизирована работа по формированию фондов неиспользуемых сельхозугодий с целью последующего вовлечения их в оборот.

В рамках региональной программы развития АПК в области реализуется мероприятие по поддержка укрепления и развития кадрового потенциала сельхозорганизаций области

Для работы в хозяйствах области в 2008-2010 годах трудоустроено                           26  молодых специалистов, которым предоставляется социальная поддержка в виде  доплаты до уровня средней по области заработной платы (средняя заработная плата по Архангельской области в январе-октябре 2010 года составила 22700 рублей). Ежегодно повышается квалификация специалистов сельскохозяйственных организаций.

Социальное развитие села:

В 2010 году предоставлено социальных выплат на улучшение жилищных условий 232 сельским семьям и 148 молодым семьям и семьям молодых специалистов.

В  2010 году введено в действие и приобретено жилых домов для граждан, проживающих в сельской местности порядка 15 тысяч квадратных метров (целевой показатель14,6 тыс. кв. метров), в том числе для молодых семей и молодых специалистов – 4,5 тысячи квадратных метров.

В 2010 году в регионе впервые реализована схема обеспечения молодых семей жильем с предоставлением его по договору найма с правом последующего выкупа.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)  за 9 месяцев 2010 года составил 99%  к  уровню 2009 года. Снижение получено вследствие сокращения производства в личных подсобных хозяйствах.

Доля сельхозорганизаций в общем объеме производства животноводческой продукции в области возросла по сравнению с 2009 годом по производству молока – на 2 процента, мяса – на 5 процентов.  

Рост объема инвестиций в основной капитал АПК за счет всех источников финансирования составил 180% к уровню предыдущего года.

В отрасли «сельское хозяйство» в 2010 году создано 96 новых рабочих мест. 

Законом  Архангельской  области  «Об  областном бюджете  на  2011 год»  на  развитие сельского хозяйства в 2011 году предусмотрено 679,8 миллионов рублей, в том числе: на финансирование программ развития сельскохозяйственного  производства 627,8 млн. рублей и мероприятий программ социального развития  села – 52 млн. рублей.

На софинансирование  расходов  из  областного  бюджета  предусмотрены  средства  в  сумме  265 млн. рублей  по  следующим  направлениям:

              - возмещение  части затрат  на  уплату  процентов  по  привлеченным  кредитам – 125,2 млн. рублей;

              - приобретение  средств  химизации  в  сумме  12,0 млн. рублей;

              - поддержку  племенного  животноводства – 28 млн. рублей;

              - поддержку  северного  оленеводства – 43,5 млн. рублей;

              - поддержку  элитного  семеноводства – 4,0 млн. рублей;

              - компенсацию части затрат по страхованию урожая сельхозкультур – 0,3 млн. рублей;

- мероприятия по улучшению жилищных условий – 42 млн. рублей;

- мероприятия по газификации – 6,0 млн. руб.

- мероприятия по строительству – 4 млн. руб. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

4. Пути совершенствования бюджетного финансирования АПК

 

        Основной путь совершенствования бюджетного финансирования АПК – разработка и реализация следующей государственной программы развития сельского хозяйства, которая должна учесть опыт реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

       В августе 2011 года Минсельхоз РФ опубликовал на своем сайте проект «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.» На ее осуществление министерство рассчитывает получить 6,77 трлн.руб. в текущих ценах, в том числе 2,11 трлн.руб. - из федерального бюджета. Расходы на сельское хозяйство должны сразу вырасти почти втрое: если в 2011 году запланировано 200,34 млрд. руб. (125 млрд.руб. – из федерального бюджета), то в 2013 г.- 535,89 млрд.руб. (189,23 млрд.руб.). А в 2020 г. -1,14 трлн.руб. (335,17 млрд.руб.). [10]

           Проект программы предусматривает, что доля средств, которые аграрии получают путем субсидирования кредитных ставок, будет сокращаться, а доля прямых субсидий – расти. В 2011 году из 118 млрд.руб. на поддержку АПК около 70% планируется направить на субсидирование процентной ставки по кредитам. Минсельхоз РФ хочет, чтобы эта цифра стала гораздо меньше. Согласно программе ежегодное сокращение поддержки в виде кредитования должно снизиться с 34,8% от общего объема средств из федерального бюджета в 2013 году до 27,9% к 2020 году.

Остальные средства предполагается распределять через целевые мероприятия для каждой из подотраслей АПК. По словам президента АПХ «Мираторг» Виктора Линника первый этап – создание общих благоприятных условий для развития сельхозотрасли – практически пройден, а на втором этапе необходимо точечно подходить к развитию каждой из подотраслей, чтобы в итоге весь АПК стал более сбалансированным.

Таблица 3

Ресурсное обеспечение Государственной программы развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 20202 гг., млрд руб.

Основные направления программы

Объемы финансированиямлрд.руб.

Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства

1861,0

Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства

1203,0

Поддержка малых форм хозяйствования

1734,0

Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие

121,6

Создание Государственной автоматизированной системы управления в сфере АПК (ГАСУ АПК)

8,3

Научное обеспечение реализации мероприятий Государственной программы

98,4

Обеспечение функций управления реализации Государственной программы

203,2

ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»

26,5

ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

884,1

ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных щемель России на период до 2020 года»

626,9

ИТОГО:

6767,0

Информация о работе Финансирование аграрного сектора