Финансирование аграрного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Аграрный сектор является важнейшей частью материального произ­водства любого государства. В конечном итоге, именно эта отрасль формирует продовольственную безопасность страны, основной целью которой является обеспечение населения безопасными сельскохозяйственными продуктами и, как следствие, независимость от импорта продовольствия из других стран. Та­ким образом, сельское хозяйство - одна из приоритетных отраслей экономики России. Подтверждением этому стало ее выделение в 2004г. в один из четырех национальных проектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2
1. Особенности и роль сельского хозяйства в экономике страны………..
2. Источники и формы финансирования сельского хозяйства……………
3. Анализ расходов бюджета на финансирование агропромышленного комплекса………………………………………………………………………..
3.1 Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса России…………………………………….
3.2 Государственное финансирование аграрной сферы Архангельской области…………………………………………………………
4. Пути совершенствования бюджетного финансирования АПК…………
Заключение………………………………………………

Работа содержит 1 файл

финансирование аграрного сектора.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

 

В настоящее время государственная поддержка аграрного сектора осуществляется в виде дотаций и бюджетных компенсаций. Первые выплачиваются товаропроизводителям для возмещения затрат, которые по объективным причинам не покрываются реализационными ценами на продук­цию, произведенную в основных зонах товарного производства. Объективной причиной такой ситуации сегодня является диспаритет цен на сельскохозяй­ственную продукцию и промышленные товары и услуги, потребляемые селом, а также низкая покупательская способность населения. Бюджетные компенса­ции выделяются для обеспечения минимально достаточного уровня потребле­ния сельскохозяйственными производителями промышленных товаров и ресур­сов, удорожание которых не может компенсироваться повышением цен на про­дукцию отрасли.

         С помощью бюджетных дотаций и компенсаций государство под­держивает отдельные стратегически важные виды производства, в том числе те, которые обеспечивают воспроизводство в отрасли, имеют социальную и эколо­гическую значимость. [7]

Бюджетное финансирование агарного сектора включает два направления:

1. Финансирование бюджетных услуг, включающих содержание управ­ленческих структур, НИОКР, образование, мероприятия по улучшению земель­ного устройства и пользования, поддержку фермерства.

2. Финансирование программ, направленных на решение отдельных задач (поддержка животноводства и растениеводства, компенсация части затрат на ресурсы, льготное кредитование и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ расходов бюджета на финансирование агропромышленного комплекса

 

3.1 Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса России

 

В 2009 году на государственную поддержку сельскохозяйственного производства были предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидий в объеме 90,7 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2010 года, профинансировано 100,0 % годового лимита, из них: субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 10 лет, в сумме 41,32 млрд. рублей (100,0 %); субсидии на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе - 5,98 млрд. рублей (100,0 %); субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученные на срок до 1 года - 16,65 млрд. рублей (100,0 %); субсидии, полученные на развитие промышленного рыбоводства - 120,0 млн. рублей (100,0 %); субсидии на поддержку растениеводства - 4,49 млрд. рублей (100,0 %), из них субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений - 2,49 млрд. рублей; субсидии на поддержку животноводства - 5,74 млрд. рублей (100,0 %); субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ - 6,55 млрд. рублей (100, 0%); субсидии на развитие консультационной помощи - 188,37 млн. рублей (100,0 %); в рамках ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года" компенсация части затрат на приобретение средств химизации - 9,69 млрд. рублей (100,0 %).

Кроме того:

в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года": на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований) было предусмотрено - 3,58 млрд. рублей, профинансировано - 3,58 млрд. рублей (99,9 %), на субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности предусмотрено - 4,52 млрд. рублей, профинансировано 100,0 процентов;

на предоставление субсидий на комплексную компактную застройку сельских поселений было предусмотрено - 846,81 млн. рублей, профинансировано 100,0 процентов;

на реализацию мероприятий ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года" (за исключением компенсации части затрат на приобретение средств химизации) было предусмотрено 6,15 млрд. рублей, профинансировано 100,0 процентов;

на взнос в уставный капитал ОАО "Россельхозбанк" федеральным бюджетом было предусмотрено 45825,47 млн. рублей направлено - 45825,0 млн. рублей.[4]

 

Всего в 2010 году из федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса выделено 107,6 млрд. рублей, из них 79,3 млрд. рублей - на субсидирование процентной ставки по кредитам. В 2010 году было продолжено финансирование не только действующих, но и новых инвестиционных проектов по таким направлениям, как мясное и молочное животноводство, первичная переработка молока и мяса, строительство и модернизация сахарных заводов, первичная переработка и хранения зерна на общую сумму более 163 млрд. рублей.

Государственное финансирование сельского хозяйства из бюджетов всех уровней за 2007-2009 гг. выросло (табл.1). Причем рост как в процентном соотношении, так и в денежном выражении в 2008 г. по сравнению с 2007 г. был более значительным, чем в 2009 г. Это связано с тем, что в 2008г. еще на­блюдался профицит бюджета, а в 2009 г. расходы консолидированного бюдже­та уже превышали доходы в связи со спадом в экономике. Финансирование сельского хозяйства и рыболовства в 2008 г. выросло на 91.3 млрд. руб. или в 1,6 раза, а в 2009г. на 40,8 млрд. руб. или почти в 1,2 раза.

 

 

 

Т а б л и ц а 1

Расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Сельское  хозяйство   и   рыболовство,

147,0

238,3

279,1

Млрд руб.

 

 

 

Всего расходов, млрд.руб

11245,8

13989,2

16048,3

доля с/х в расходах,%%

1,31

1,70

1,74

Федеральный бюджет

18,9%

24,3%

29,8%

Бюджеты субъектов РФ

81,1%

75,7%

70,2%

 

Несмотря на увеличение бюджетного финансирования сельского хозяй­ства и рыболовства, их доля в расходах консолидированного бюджета не соот­ветствует вкладу в ВВП страны. За три исследуемых года ВВП увеличился с 33258 млрд руб. в 2007 г. до 39064 млрд руб. в 2009 г., в 2008г. показатель достиг максимального за период значения в 41445 млрд руб. Однако доля сельского хо­зяйства в ВВП в 2007-08 гг. была на уровне    4,2 %, а в 2009г. увеличилась до 4,5%. По сравнению с расходами на отрасль ее вклад в экономику в несколько раз больше.

Ассигнования на поддержку сельского хозяйства из федерального бюдже­та составляют небольшую долю в общем объеме государственных расходов. Расходы на сельское хозяйство из федерального бюджета за три года также вы­росли, причем ежегодно они увеличивались примерно на одну величину - 20-25 млрд. руб. Таким образом, наблюдается рост расходов на сельское хозяйство и рыболовство как из федерального, так и консолидированных бюджетов субъек­тов РФ. Доля расходов региональных бюджетов на аграрный сектор значительно превышает федеральный. В последнее время доля финансирования сельско­го хозяйства из федерального бюджета увеличилась более чем на 10%.

В последние годы в Российской Федерации уделяется немало внимания развитию АПК. В доказательство этому в 2007 году была разработана и утверждена госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг..

Финансирование мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия РФ на 2008-2012 гг. запланировано из федерального бюджета в объеме 551,3 млрд. руб.(табл.2). В том числе распределение по годам выглядит следующим образом: 2008 г - 76,3 млрд. руб., 2009 г - 100 млрд. руб., 2010 г - 120 млрд. руб., 2011 г - 125 млрд. руб., 2012 г - 130 млрд. руб.

         Для формирования консолидированного бюджета государственной программы субъектами РФ предусматривается выделение из бюджетов субъектов 544,3 млрд. руб., в том числе по годам: 2008 г - 83 млрд. руб., 2009 г - 99,4 млрд. руб., 2010 г - 108,3 млрд. руб., 2011 г - 121,2 млрд. руб., 2012 г - 132,4 млрд. руб. [1]

 

Таблица 2

Ресурсное обеспечение Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг.», млрд руб.

Основные разделы

2008

2009

2010

2011

2012

Всего за

2008­-2012 годы

Устойчивое развитие сельских территорий

7,34

19,03

25,12

29,60

31,28

112,37

Создание общих условий функционирования сельского хозяйства

9,86

12,92

13,78

14,66

15,33

66,55

Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства

13,73

15,41

14,11

14,37

15,04

72,66

Достижение финансовой

44,0

51,28

65,62

64,94

66,85

292,69

Устойчивости сельского хозяйства

 

 

 

 

 

 

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия

1,36

1,36

1,36

1,43

1,5

7,01

ИТОГО:

76,3

100,0

120,0

125,0

130,0

551,3

 

В результате реализации госпрограммы предполагается создать равные условия конкуренции на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия, что обеспечит предпосылки для развития предпринимательства в сельском хозяйстве. К 2012 г предполагается достичь прироста физического объема продукции сельского хозяйства на 23,4 % и довести инвестиции в основной капитал в сельское хозяйство в 2008-2012 гг. до 946,8 млрд. руб.

За счет регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести до 70 проц.

В социальной сфере предполагается в 2012 г увеличить ввод и приобретение жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 г, довести обеспеченность качественной питьевой водой до 66 % и повысить уровень газификации в сельской местности до 60 %.[1]

Реализация госпрограммы предполагает формирование нормативной базы и необходимость выделения средств в установленном порядке в соответствии с параметрами госпрограммы при формировании федерального бюджета на соответствующие годы.

Необходимость разработки государственной программы определяется исключительной значимостью сельского хозяйства в обеспечении населения качественным продовольствием, промышленности сельхозсырьем и в содействии устойчивому развитию сельских территорий. Впервые госпрограмма предполагает системный подход к решению производственных, финансовых и социальных проблем в сельском хозяйстве, что создаст предпосылки для сокращения бедности сельского населения и повышения продовольственной безопасности страны.

Основными целями на пятилетний период госпрограмма определяет устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, а также повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, сохранение и воспроизводство используемых в сельхозпроизводстве земельных и других природных ресурсов.

Госпрограмма включает мероприятия по улучшению жилищных условий, социальной и инженерной инфраструктуры села, что позволит обеспечить повышение уровня и качества жизни и будет способствовать улучшению социально-демографической ситуации в сельской местности.

Создание благоприятных условий для функционирования сельского хозяйства связано с поддержанием почвенного плодородия и развитием информационного обеспечения. Государственная аграрная политика с 2008 г будет формироваться с участием союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Госпрограммой предусмотрены меры по развитию приоритетных подотраслей сельского хозяйства, имеющих потенциальные преимущества на внутреннем и мировом рынках. В качестве основного направления выбрано животноводство, что обусловлено, прежде всего, растущим спросом на животноводческую продукцию, а также необходимостью решения проблем низкой продуктивности и доходности этой отрасли. Развитие таких подотраслей, как северное оленеводство и табунное коневодство, овцеводство и козоводство, имеет важное значение для сохранения традиционных занятий народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, других регионов страны. Предполагается также рост поддержки племенного дела в животноводстве.

В растениеводстве в качестве приоритетных направлений выбраны элитное семеноводство, увеличение производства рапса, необходимое для обеспечения полноценными кормами животноводства и для производства биотоплива, развитие льняного комплекса, закладка многолетних насаждений.

Достижение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей планируется обеспечить через расширение доступности к кредитам, а также путем снижения рисков через развитие страховой деятельности и компенсацию ценовых колебаний на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Модернизация и технологическое обновление отрасли и регулирование рынка создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, сырья и продовольствия с целью поддержания доходности российских сельхозтоваропроизводителей.

Государственная программа развивает направления, определенные приоритетным национальным проектом "Развитие АПК", а также федеральными и ведомственными целевыми программами.

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться.

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 24,1 процента. В 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011 - 2012 годах - их стабилизация.

Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 4 процентов.

Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

Информация о работе Финансирование аграрного сектора