Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:25, реферат
Обеспечение целенаправленного, эффективного, динамичного и устойчивого развития любой страны мира и России в том числе, имеющих многоуровневую систему организации государственной власти, требует четкого разграничения по уровням всех составляющих частей триады «функции-полномочия-ресурсы». Каждый из уровней государственной власти, как и каждый из уровней местного самоуправления, должен обеспечивать реализацию своих функций, обладая необходимыми полномочиями и имея для их осуществления необходимые ресурсы (включая необходимую и достаточную собственность).
Совершенствование налоговой системы в целом неразрывно связано с упорядочением межбюджетных отношений и оптимальным распределением бюджетных ресурсов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Это обусловлено тем, что важнейшим направлением укрепления государственности в Российской Федерации является обеспечение как целостности государства, так и необходимой самостоятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Последнее требует обоснования и четкого разграничения функций и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Таким образом, для каждого уровня управления должна быть обоснована и зафиксирована необходимыми нормативно-правовыми актами триада «функции - полномочия - ресурсы». При этом обеспечение функций и полномочий ресурсами является необходимым условием для успешной деятельности системы государственной власти и местного самоуправления. В качестве такой ресурсной базы, выступающей в качестве экономической основы управления, каждый из уровней в обязательном порядке должен иметь закрепленные доли собственности на следующие ресурсы:
Очевидно, что без наличия необходимой и достаточной ресурсной основы ни государственное, ни региональное управление и местное самоуправление эффективно реализовать невозможно. Налоговая система, как известно, обеспечивает формирование основной массы финансовых ресурсов государства. Именно поэтому совершенствование налоговой системы в направлении сбалансированности одновременно между фискальной, стимулирующей и регулирующей функциями в обязательном порядке должно быть нацелено на упорядочение межбюджетных отношений. Без корректировки налоговой системы о реальном «бюджетном федерализме» речи в настоящее время быть не может.
Сформулируем ключевой принцип обоснования долей собственности на ресурсы по уровням государственного устройства.
Доли
собственности как на природные,
финансовые ресурсы, так и на основные
фонды, требуемые для
Как видно из сформулированного принципа, саморазвитие территориальных социально-экономических систем должно одновременно подкрепляться всеми видами ресурсов, включая, безусловно, и финансовые, а в их составе - бюджетные ресурсы, формирование которых как раз и должно обеспечиваться эффективной налоговой системой. Любопытно, что аналогичный механизм предполагалось реализовать в одном из либеральных проектах Основного закона Российской империи еще в начале ХХ в.
Необходимость обеспечения реализации основных функций налоговой системы (фискальная, регулирующая и стимулирующая) и ориентация на принцип сбалансированности фискальной и стимулирующей компонент («кривая» Лаффера) позволяют сформулировать следующие ключевые требования к модели эффективной налоговой системы:
1. Простота и обозримость по количеству налогов и сборов.
2. Устойчивость налогооблагаемых баз для соответствующих налогов и увеличение доли налогов на потребление.
3.
Отказ от налогообложения
4. Обеспечение минимизации возможностей «ухода» от налогов.
5. Единые ставки налогов для всей территории страны при предоставлении прав регионам и муниципальным образованиям по их снижению для стимулирования развития приоритетных сфер, отраслей и производств, но без уменьшения отчислений на вышерасположенные уровни.
6.
Единые пропорции «расщепления»
7.
Создание условий для
На основе сформулированных требований к эффективной налоговой системе, а также с учетом необходимости упорядочения межбюджетных отношений, модель налоговой системы Российской Федерации может быть представлена в следующем виде (табл. 1).
Таблица 1
Модель эффективной налоговой системы РФ
(Отсутствие сведений о налогооблагаемой базе и ставках предполагает в качестве основы использование действующей схемы)
Виды налогов и сборов | Налогооблагаемая база | Ставка налога
Распределение по уровням ФУ:РУ:МУ, %. |
|
В основном –
действующие ставки
45:20:35 | |
|
Объем выручки | 10%
45:20:35 |
1.3 Налог на фонд потребления в прибыли предприятий | Фонд потребления в составе прибыли | 35%
45:20:35 |
1.4 Подоходный налог с физических лиц | Минимум - 10%
Максимум – 35% 45:20:35 | |
1.5 Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды | Объем выручки | 10%
45:20:35 |
1.6 Таможенная пошлина и таможенные сборы | В основном –
действующие ставки
45:20:35 | |
1.7 Федеральные лицензионные сборы | Действующие ставки
45:20:35 | |
1.8 Государственная пошлина | Действующая ставка
45:20:35 | |
1.9 Налог
на поддержку депрессивных
регионов |
5%
100% - федеральный уровень | |
2 Региональные налоги и сборы | ||
2.1 Налог на имущество предприятий | 45:20:35 | |
2.2 Налог на пользование недрами | 45:20:35 | |
2.3 Лесной налог | 45:20:35 | |
2.4 Водный налог | 45:20:35 | |
2.5 Сбор
за право пользования |
45:20:35 | |
2.6 Транспортный налог | 45:20:35 | |
2.7 Региональные лицензионные сборы | 45:20:35 |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
3 Местные налоги и сборы | ||
3.1 Земельный налог | 45:20:35 | |
3.2 Налог на имущество физических лиц | 45:20:35 | |
3.3 Налог на игорный бизнес | 45:20:35 | |
3.4 Налог на наследование или дарение | 45:20:35 | |
3.5 Экологический налог за размещение объектов на муниципальных землях и загрязнение окружающей среды | 45:20:35 | |
3.6 Местные лицензионные сборы | 45:20:35 |
Представленный в таблице 1 состав налогов в связи с отличием от состава налогов по налоговому кодексу требует определенных комментариев.
При этом доходы ниже прожиточного минимума будут облагаться по минимальной ставке 10%. Доходы в диапазоне от прожиточного минимума до рационального потребительского бюджета облагаются налогом от 11% до 20%.
Доходы от уровня рационального потребительского бюджета до уровня бюджета полного достатка облагаются налогом от 21% до 30%. Доходы выше бюджета полного достатка облагаются налогом по ставке 35%.
Предлагаемый подход обусловлен тем, что в динамичной экономике ставки подоходного налога должны «привязываться» не к абсолютным цифрам доходов, а к размерам прожиточного минимума, рационального потребительского бюджета и бюджета полного достатка. Привязка ставок подоходного налога к абсолютным цифрам приводит к тому, что соответствующий закон о подоходном налоге с физических лиц должен ежегодно корректироваться. Кроме того, в настоящее время регулярные расчеты прожиточного минимума и рационального потребительского бюджета должны стать основой для проведения в жизнь социальной политики общества и государства. Указанные расчеты потребительских бюджетов должны проводиться регулярно. При этом прожиточный минимум и рациональный потребительский бюджет должны утверждаться одновременно с принятием закона о бюджете страны на очередной год. Именно на основе расчетов рационального потребительского бюджета должна оцениваться средняя зарплата работников непроизводственной сферы, закладываемая в расходы федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
Отметим, что предлагаемый размер этой и иных ставок должен являться результатом моделирования объемов налогооблагаемых баз, что предварительно и проделано авторами на основе известных статистических данных.