Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:13, доклад
Еди́ное экономи́ческое простра́нство (ЕЭП) — интеграционное объединение государств Таможенного союза — Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства включающего и Европейский союз. ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начнут работать с июля 2012 года.
Базовый принцип включает четыре свободы:
Свобода торговли товарами
Свобода торговли услугами
Свобода передвижения финансового капитала
Свобода передвижения человеческого капитала.
Требует решения вопрос с реэкспортом российских товаров с территории других стран-участниц Таможенного союза. Например, в России действуют пошлины на экспорт леса, а в Казахстане – отсутствуют, поэтому в возможно короткие сроки необходимо создать прозрачную информационную систему, которая позволит отслеживать движение экспортируемых товаров с территории страны-производителя на территорию другой страны-участницы и далее – за пределы союза. Для этого таможенные службы каждой страны-участницы должны получить доступ к первичным документам таможенных органов других стран.
В Казахстане с началом функционирования Таможенного союза в среднем импортные таможенные пошлины по всем товарам выросли с 6,2 процента до 10,6 процента. Очевидно, что в целом новое таможенное регулирование является невыгодным для казахстанского рынка, учитывая повышение цен на ряд товаров народного потребления: автомобили, продовольствие, обувь, одежду, в том числе на недорогую одежду, импортируемую в основном из Китая. Причем для Казахстана это чревато более болезненным эффектом, чем для России, где изначально существовавшие ставки были выше, чем в Казахстане. Единый таможенный тариф на 92% состоит из действующего российского таможенного тарифа. Несмотря на то, что на некоторые группы товаров были снижены ставки импортных таможенных пошлин, на отдельные товары таможенные пошлины увеличены. В частности, на продукцию фармацевтической, автомобилестроительной и химической отраслей. Так, Казахстан увеличил пошлины по более, чем 5-ти тысячам позиций товарной номенклатуры (45%). В общеустановленном порядке при ввозе легковых авто до 1 июля текущего года необходимо было заплатить до 35% от стоимости авто в виде импортной таможенной пошлины, 12% НДС на импорт и если объем двигателя превышал 3 литра, акциз на импорт в размере 10%. С 1 июля т.г. для граждан Казахстана до 1 июля следующего года предоставляется возможность ввозить (легковые автомобили из третьих стран) в упрощенном порядке с уплатой импортных таможенных пошлин и НДС от импорта в размере от 0,35 до 0,6 евро за один кубический сантиметр объема двигателя легковых автомобилей со сроком эксплуатации от 3 до 10 лет.
Стали дороже многие лекарства из дальнего зарубежья: так, вводится пошлина в размере 5% на ввоз инсулина, иммунных сывороток, гемоглобина, витаминов и некоторых антибиотиков. Введены импортные тарифные квоты на мясо КРС, свинины и мясо домашней птицы. К примеру, тарифы на мясо домашней птицы вне тарифной квоты являются запретительными и составляют 80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг от их таможенной стоимости. В результате, с начала функционирования Таможенного союза основные структурные изменения во внешнеторговом обороте Республики Казахстан произошли в отношении импорта товаров. Наиболее выраженными изменениями характеризуются рынки мясной продукции и легковых автомобилей, что вызвано принятым в рамках Таможенного союза Единым таможенным тарифом (ЕТТ), согласно которому установлены более высокие ставки таможенной пошлины на эти товары, чем те, которые действовали до вступления в силу ЕТТ. Применение нетарифных мер (импортные тарифные квоты) в отношении ввоза на территорию Казахстана мясной продукции, а также меры по повышению конкурентоспособности российской автомобильной промышленности, которые естественным образом отразились на объемах ввоза этих товаров на территорию Казахстана после создания единой таможенной территории в рамках Таможенного союза с Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Произошло увеличение объема ввозимого мяса, подпадающего под тарифное квотирование. В январе-июне 2009 года этой продукции было ввезено в Казахстан на сумму 44,0, млн. долларов США, а в аналогичном периоде 2010 года на сумму 64,5 млн. долларов США. Увеличился импорт мясной продукции из стран СНГ в 3,4 раза (с 4,7 млн.долл. США до 16 млн.долл.США) за рассматриваемый период, в частности, из Украины, России, Беларуси. В количественном выражении объем импорта мясной продукции увеличился с 59,4 тыс. тонн до 62,9 тыс. тонн за счет поставок из стран СНГ.
В результате
переговоров Казахстан добился
режима льготного ввоза легковых
авто для физических лиц с 1 июля
текущего года, который предусматривает
установление наиболее льготных ставок
на автомобили возрастом от 3 до 10 лет.
По итогам первой половины 2010 года, по
сравнению с аналогичным
Нововведения, вступившие с начала функционирования Таможенного союза и ЕЭП, предусматривают также более жесткие меры в отношении бизнеса, в соответствии с которым нормы провоза товаров на территорию Казахстана для физических лиц ограничивается 50 кг или 1 500 евро (вместо 2 тонн или $10 000 до функционирования союза). Данное обстоятельство выдвигает на повестку дня вопросы самозанятого населения. В настоящее время в Казахстане треть трудоспособного населения официально считается самозанятой. Это «челноки», которые ввозят ширпотреб из Китая и Турции. Уязвимыми в новых условиях экономических правил становится именно эта часть трудоспособного населения, для которых стихийный торговый бизнес является основным источником заработка.
При формировании ЕЭП приходится преодолевать различия, которые накопились в национальных законодательствах Сторон за два десятилетия. Например, в странах действуют разные ставки налогов, в том числе налога на добавленную стоимость (в Белоруссии НДС выше, чем в России, а в Казахстане ниже). Существенно разнятся сроки возврата НДС.
Начало полноценного функционирования Таможенного союза содержит в себе также риски, связанные с возможным наркотрафиком и контрабандой китайских товаров. Кыргызстан, как член ВТО, имеет самые низкие пошлины среди среднеазиатских государств. По оценкам независимых экспертов, уже сейчас контрабанда китайских товаров в Казахстан составляет 50% легального импорта страны.
Проблемой при функционировании ЕЭП может стать обеспечение действительно равных условий конкуренции. Для этого требуется унифицировать законодательство и меры администрирования, а также обеспечить равные условия производства. Странам-участницам необходимо разрешить такие болезненные вопросы, как дотации, субсидии, налоговые льготы. По мнению Сергея Глазьева, доктора экономических наук, академика РАН, ответственного секретаря КТС, сделать это можно будет только в рамках имеющейся между странами договоренности о синхронизированном присоединении к ВТО.
В связи с отсутствием единой политики, могут возникнуть сложности с сертификацией высокотехнологичных товаров на соответствие требованиям безопасности, что станет препятствием для технического перевооружения. Под угрозой может оказаться и защита прав интеллектуальной собственности в стране из-за имеющихся различий в правовых системах регулирования, отсутствия единых механизмов и процедур контроля.
С 6 июля 2010 года Таможенный кодекс (ТК) Таможенного союза применяется на территории всех 3-х государств – Беларуси, Казахстана и России. ТК значительно упрощает таможенные процедуры, вводит более льготный режим. При этом необходимо отметить, что не все процедуры отработаны и на границе, при прохождении товаров, возможны сложности.
Остаются
нерешенными вопросы
С 1 января 2012г. на территории стран-участниц ЕЭП предусматривается применение единых принципов работы бизнеса. Между тем, в составе ТС могут появиться новые члены. Возможность присоединения к этой организации рассматривают Кыргызстан-член ВТО и Таджикистан, что также может внести дополнительные проблемы для полноценного функционирования ТС. В этом случае необходимо изучить взаимные обязательство всех сторон, как членов, так и не членов ВТО.
Вхождение Казахстана вТС и ЕЭП привело к росту опасений в общественности республики за судьбу своих производителей. К примеру, казахстанский аналитик, директор группы оценки рисков ДосымСатпаев полагает, что: «Предприятия Казахстана должны предпринимать меры к тому, чтобы защитить себя от более сильного давления со стороны российских предпринимателей. Громадные природные ресурсы России и ее сравнительно хорошо развитая промышленность и конкурентоспособные продукты, вероятно, получат преимущество на рынке Казахстана за следующие 3 или 4 года».
Президент Института развития Казахстана М. Спанов также считает, что Таможенный союз – палка о двух концах. Это объединение, возможно, даст импульс экономическому развитию страны, но, с другой стороны, наши предприятия, которые сегодня более или менее успешны, после вступления страны в ЕЭП могут оказаться на грани банкротства. Казахстанский потребитель предпочтет приобретать российский товар, качество которого выше, что является одним из негативных факторов для увеличения казахстанского содержания в отечественной продукции.
Необходимо
отметить недостаток информации в рамках
функционирования Таможенного союза,
который является следствием того,
что Сторонам еще предстоит проработать
все вопросы и окончательное
согласование позиций, которые устраивали
бы все стороны, достичь договоренностей
по взаимодействию и работе таможенных
служб на внешних контурах границ,
обеспечения информационной поддержки.
Это требует определенного
Наличие Таможенного союза, в целом, может стать серьезным препятствием на пути вступления стран во Всемирную торговую организацию, т.к. в рамках этой международной организации отсутствует практика ведения подобных переговоров. Принципы, заложенные в основу работы ЕЭП, также могут отличаться от принципов ВТО. Присоединяющейся стране необходимо соотнести свое членство в региональной интеграции с соответствующими положениями ГАТТ 1994 года (ст.XXIV) и ГАТС (ст. V). Кроме того, в настоящее время три страны находятся на разных стадиях согласования своего членства в ВТО. В то время как казахстанская сторона согласовала позиции со странами-членами ВТО на 70%, российская сторона согласовала свои позиции на 95%, а Беларусь - менее чем на 50%.Предусматривается вариант одновременного вступления трех стран в ВТО с учетом согласованных позиций, но для одновременного вступления в ВТО страны-участницы союза должны синхронизировать свои переговорные позиции, а также координировать процесс разработки региональных соглашений с процессом присоединения к ВТО.
Начало функционирования ТС выявило серьезные проблемы также и у партнеров по ЕЭП, в частности, у России, связанные с лицензированием ряда товаров: алкогольной продукции, витаминов, радиоэлектронных средств и средств связи, оборудования для сотовой связиС 1 января т.г. импорт этих товаров по требованию белорусской и казахстанской сторон стали лицензировать, и импортеры не смогли вовремя получить необходимые документы.
Одной из проблем явилась также неясность в определении органа, уполномоченного на проведение нотификации (регистрации уведомлений) в отношении устройств, содержащих шифровальные средства; отсутствие информационного ресурса, обеспечивающего доступ к единой базе Таможенного союза в интернете.
Несмотря на то, что в сфере
нетарифного регулирования в
отношении третьих стран
Подписанные
документы не устранили существующие
противоречия между странами-участницами.
Интересы Москвы и Минска прямо противоположны
в отношении поставки ключевых товаров
- нефти, газа, автомобилей и
Несмотря
на все проблемы, ожидается, что образование
единого таможенного
Вышеизложенное - это только отдельные недостатки и преимущества. За два месяца функционирования ЕЭП трудно выявить серьезные проблемы, наработать статистику и делать общие выводы по работе Таможенного союза, т.к. идет адаптация участников к измененному законодательству. По мере продвижения деятельности Таможенного союза будут проясняться новые детали взаимодействия и приниматься соответствующие меры для обеспечения слаженной работы во всех сферах функционирования Таможенного союза.