Единое экономическое пространство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:13, доклад

Описание работы

Еди́ное экономи́ческое простра́нство (ЕЭП) — интеграционное объединение государств Таможенного союза — Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства включающего и Европейский союз. ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начнут работать с июля 2012 года.
Базовый принцип включает четыре свободы:
Свобода торговли товарами
Свобода торговли услугами
Свобода передвижения финансового капитала
Свобода передвижения человеческого капитала.

Работа содержит 1 файл

Единое экономическое простанство перспективы братских стран.docx

— 159.30 Кб (Скачать)

Требует решения  вопрос с реэкспортом российских товаров с территории других стран-участниц Таможенного союза. Например, в России действуют пошлины на экспорт  леса, а в Казахстане – отсутствуют, поэтому в возможно короткие сроки необходимо создать прозрачную информационную систему, которая позволит отслеживать движение экспортируемых товаров с территории страны-производителя на территорию другой страны-участницы  и далее – за пределы союза. Для этого таможенные службы каждой страны-участницы должны получить доступ к первичным документам таможенных органов других стран.

В Казахстане с началом функционирования Таможенного  союза в среднем импортные  таможенные пошлины по всем товарам  выросли с 6,2 процента до 10,6 процента. Очевидно, что в целом новое  таможенное регулирование является невыгодным для казахстанского рынка, учитывая повышение цен на ряд  товаров народного потребления: автомобили, продовольствие, обувь, одежду, в том числе на недорогую одежду, импортируемую в основном из Китая. Причем для Казахстана это чревато более болезненным эффектом, чем для России, где изначально существовавшие ставки были выше, чем в Казахстане. Единый таможенный тариф на 92% состоит из действующего российского таможенного тарифа. Несмотря на то, что на некоторые группы товаров были снижены ставки импортных таможенных пошлин, на отдельные товары таможенные пошлины увеличены. В частности, на продукцию фармацевтической, автомобилестроительной и химической отраслей. Так, Казахстан увеличил пошлины по более, чем 5-ти тысячам позиций товарной номенклатуры (45%). В общеустановленном порядке при ввозе легковых авто до 1 июля текущего года необходимо было заплатить до 35% от стоимости авто в виде импортной таможенной пошлины, 12% НДС на импорт и если объем двигателя превышал 3 литра, акциз на импорт в размере 10%. С 1 июля т.г. для граждан Казахстана до 1 июля следующего года предоставляется возможность ввозить (легковые автомобили из третьих стран) в упрощенном порядке с уплатой импортных таможенных пошлин и НДС от импорта в размере от 0,35 до 0,6 евро за один кубический сантиметр объема двигателя легковых автомобилей со сроком эксплуатации от 3 до 10 лет.

Стали дороже многие лекарства из дальнего зарубежья: так, вводится пошлина в  размере 5% на ввоз инсулина, иммунных сывороток, гемоглобина, витаминов и некоторых  антибиотиков. Введены импортные  тарифные квоты на мясо КРС, свинины  и мясо домашней птицы. К примеру, тарифы на мясо домашней птицы вне тарифной квоты являются запретительными и составляют 80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг от их таможенной стоимости. В результате, с начала функционирования Таможенного союза основные структурные изменения во внешнеторговом обороте Республики Казахстан произошли в отношении импорта товаров. Наиболее выраженными изменениями характеризуются рынки мясной продукции и легковых автомобилей, что вызвано принятым в рамках Таможенного союза Единым таможенным тарифом (ЕТТ), согласно которому установлены более высокие ставки таможенной пошлины на эти товары, чем те, которые действовали до вступления в силу ЕТТ. Применение нетарифных мер (импортные тарифные квоты) в отношении ввоза на территорию Казахстана мясной продукции, а также меры по повышению конкурентоспособности российской автомобильной промышленности, которые естественным образом отразились на объемах ввоза этих товаров на территорию Казахстана после создания единой таможенной территории в рамках Таможенного союза с Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Произошло увеличение объема ввозимого мяса, подпадающего под тарифное квотирование. В январе-июне 2009 года этой продукции было ввезено в Казахстан на сумму 44,0, млн. долларов США, а в аналогичном периоде 2010 года на сумму 64,5 млн. долларов США. Увеличился импорт мясной продукции из стран СНГ в 3,4 раза (с 4,7 млн.долл. США до 16 млн.долл.США) за рассматриваемый период, в частности, из Украины, России, Беларуси. В количественном выражении объем импорта мясной  продукции увеличился  с 59,4 тыс. тонн до 62,9  тыс. тонн за счет поставок из стран СНГ.

В результате переговоров Казахстан добился  режима льготного ввоза легковых авто для физических лиц с 1 июля текущего года, который предусматривает  установление наиболее льготных ставок на автомобили возрастом от 3 до 10 лет.  По итогам первой половины 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ввоз автомобилей легковых на территорию Казахстана резко сократился – более чем в 8 раз. Предпринятое повышение импортных таможенных пошлин в рамках ТС может негативно  сказаться на бизнес-интересах Казахстана с Евросоюзом, поскольку многим европейским компаниям будет невыгодно работать при повышенных ставках таможенных пошлин. По мнению Брюсселя, в Казахстане, Беларуси и России ранее существовали различные уровни ставок таможенных пошлин, которые в настоящее время, в основном, уравновешены по самой высокой (российской) планке. В текущем году планируется проведение работы по обновлению и расширению Договора о партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и Европейским союзом. Однако в обновленном документе может быть проблемным наличие положения о зоне свободной торговли по причине того, что, Казахстан является членом Таможенного союза.

Нововведения, вступившие с начала функционирования Таможенного союза и ЕЭП, предусматривают также более жесткие меры в отношении бизнеса, в соответствии с которым нормы провоза товаров на территорию Казахстана для физических лиц ограничивается 50 кг или 1 500 евро (вместо 2 тонн или $10 000 до функционирования союза).  Данное обстоятельство выдвигает на повестку дня вопросы самозанятого населения. В настоящее время в Казахстане  треть трудоспособного населения официально считается самозанятой. Это «челноки», которые ввозят ширпотреб из Китая и Турции. Уязвимыми в новых условиях экономических правил становится именно эта часть трудоспособного населения, для которых стихийный торговый бизнес является основным источником заработка.

При формировании ЕЭП приходится преодолевать различия, которые накопились в национальных законодательствах Сторон за два десятилетия. Например, в странах действуют разные ставки налогов, в том числе налога на добавленную стоимость (в Белоруссии НДС выше, чем в России, а в Казахстане ниже). Существенно разнятся сроки возврата НДС.

Начало полноценного функционирования Таможенного союза  содержит в себе также риски, связанные  с возможным наркотрафиком и контрабандой китайских товаров. Кыргызстан, как член ВТО, имеет самые низкие пошлины среди среднеазиатских государств. По оценкам независимых экспертов, уже сейчас контрабанда китайских товаров в Казахстан составляет 50% легального импорта страны.

Проблемой при  функционировании ЕЭП может стать обеспечение действительно равных условий конкуренции. Для этого требуется унифицировать законодательство и меры администрирования, а также обеспечить равные условия производства. Странам-участницам необходимо разрешить такие болезненные вопросы, как дотации, субсидии, налоговые льготы. По мнению Сергея Глазьева, доктора экономических наук, академика РАН, ответственного секретаря КТС, сделать это можно будет только в рамках имеющейся между странами договоренности о синхронизированном присоединении к ВТО.

В связи с  отсутствием единой политики, могут  возникнуть сложности с сертификацией  высокотехнологичных товаров на соответствие требованиям безопасности, что станет препятствием для технического перевооружения. Под угрозой может  оказаться и защита прав интеллектуальной собственности в стране из-за имеющихся  различий в правовых системах регулирования, отсутствия единых механизмов и процедур контроля.

С 6 июля 2010 года Таможенный кодекс (ТК) Таможенного  союза применяется на территории всех 3-х государств – Беларуси, Казахстана и России. ТК значительно упрощает таможенные процедуры, вводит более  льготный режим. При этом необходимо отметить, что не все процедуры  отработаны и на границе, при прохождении  товаров, возможны сложности.

Остаются  нерешенными вопросы дальнейшего  совершенствования тарифной политики на железнодорожном транспорте, в частности, на общих или единых правилах будут строиться тарификация и реализация тарифной политики. При решении этих вопросов необходимо основываться на реализации конкретных проектов, подсказывающих системные, а не эксклюзивные решения. Например, если будут приняты согласованные меры по координации экспортной политики на зерновом рынке, которые окажутся благоприятными для осуществления бизнеса, то решения по транспортным тарифам следует принимать с учетом этих мер. С 2011 года требования к моторному топливу будут унифицированы в рамках Таможенного союза между РФ, Белоруссией и Казахстаном. В настоящее время для Таможенного союза российской стороной разрабатывается проект нового технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Ключевым отличием нового технического регламента станут более жесткие требования к маркировке топлива. По мнениям специалистов российского института нефтепереработки (ВНИИ НП), синхронизация экологических требований к топливу и автомобилям в Таможенном союзе может быть проблематичным, так как НПЗ РФ и Белоруссии готовы к переходу на "Евро-3", тогда как заводам Казахстана понадобится время, чтобы перейти даже на "Евро-2". По оценке ВНИИ НП для этого необходима модернизация казахстанских НПЗ, для чего потребуется до 3 млрд.долл.США.

С 1 января 2012г. на территории стран-участниц ЕЭП предусматривается применение единых принципов работы бизнеса. Между тем, в составе ТС могут появиться новые члены. Возможность присоединения к этой организации рассматривают Кыргызстан-член ВТО и Таджикистан, что также может внести дополнительные проблемы для полноценного функционирования ТС. В этом случае необходимо изучить взаимные обязательство всех сторон, как членов, так и не членов ВТО.

Вхождение Казахстана вТС и ЕЭП привело к росту опасений в общественности республики за судьбу своих производителей. К примеру, казахстанский аналитик, директор группы оценки рисков ДосымСатпаев полагает, что: «Предприятия Казахстана должны предпринимать меры к тому, чтобы защитить себя от более сильного давления со стороны российских предпринимателей. Громадные природные ресурсы России и ее сравнительно хорошо развитая промышленность и конкурентоспособные продукты, вероятно, получат преимущество на рынке Казахстана за следующие 3 или 4 года».

Президент Института  развития Казахстана М. Спанов также считает, что Таможенный союз – палка о двух концах. Это объединение, возможно, даст импульс экономическому развитию страны, но, с другой стороны, наши предприятия, которые сегодня более или менее успешны, после вступления страны в ЕЭП могут оказаться на грани банкротства. Казахстанский потребитель предпочтет приобретать российский товар, качество которого выше, что является одним из негативных факторов для увеличения казахстанского содержания в отечественной продукции.

Необходимо  отметить недостаток информации в рамках функционирования Таможенного союза, который является следствием того, что  Сторонам еще предстоит проработать  все вопросы и окончательное  согласование  позиций, которые устраивали бы все стороны, достичь договоренностей  по взаимодействию и работе таможенных служб на внешних контурах границ, обеспечения информационной поддержки. Это требует определенного времени. Каждая таможенная служба представляет интересы отдельного государства, но с  образованием Союза службам суверенных стран предстоит работать в условиях изменившихся реалий. Принятие окончательного и согласованного  решения по всем проблемным вопросам, позволит снять  с повестки дня многие вопросы.

Наличие Таможенного  союза, в целом, может стать серьезным  препятствием на пути вступления стран  во Всемирную торговую организацию, т.к. в рамках этой международной  организации  отсутствует практика ведения подобных переговоров. Принципы, заложенные  в основу работы ЕЭП, также могут отличаться от принципов ВТО. Присоединяющейся   стране необходимо соотнести свое членство в региональной интеграции с соответствующими положениями ГАТТ 1994 года (ст.XXIV) и ГАТС (ст. V). Кроме того, в настоящее время три страны находятся на разных стадиях согласования своего членства в ВТО. В то время как казахстанская сторона согласовала позиции со странами-членами ВТО на 70%, российская сторона согласовала свои позиции на 95%, а Беларусь - менее чем на 50%.Предусматривается вариант одновременного вступления трех стран в ВТО с учетом согласованных позиций, но для одновременного вступления в ВТО страны-участницы союза должны синхронизировать свои переговорные позиции, а также координировать процесс разработки региональных соглашений с процессом присоединения к ВТО.

Начало функционирования ТС выявило серьезные проблемы также и у партнеров по ЕЭП, в частности, у России, связанные с лицензированием ряда товаров: алкогольной продукции, витаминов, радиоэлектронных средств и средств связи, оборудования для сотовой связиС 1 января т.г. импорт этих товаров по требованию белорусской и казахстанской сторон стали лицензировать, и импортеры не смогли вовремя получить необходимые документы.

Одной из проблем  явилась также неясность в  определении органа, уполномоченного  на проведение нотификации (регистрации  уведомлений) в отношении устройств, содержащих шифровальные средства; отсутствие информационного ресурса, обеспечивающего  доступ к единой базе Таможенного  союза в интернете.

Несмотря на то, что в сфере  нетарифного регулирования в  отношении третьих стран согласованы  Единый перечень товаров, к которым  применяются запреты либо ограничения  на ввоз или вывоз странами-участницами  в торговле с третьими странами, а также Положение о применении ограничений к включенным в этот перечень товарам, зафиксированы факты  сохранения и даже расширения практики появления специмпортеров-монополистов (Белоруссия), которые могут обходить любые ограничения и т.д.

Подписанные документы не устранили существующие противоречия между странами-участницами. Интересы Москвы и Минска прямо противоположны в отношении поставки ключевых товаров - нефти, газа, автомобилей и сельскохозяйственной техники.

Несмотря  на все проблемы, ожидается, что образование  единого таможенного пространства будет стимулировать рост экономик стран-участниц. По оценкам экспертов, только факт создания Таможенного союза  может обеспечить прирост ВВП  на 12–15%. Создается рынок в 170 млн. человек, совокупным валовым внутренним продуктом в размере 2 трлн. долларов США и совокупным товарооборотом в 900 млрд.долл. США. Предусматриваемое снятие  ограничений во взаимной торговле снизит издержки и позитивно скажется на росте товарооборота между предприятиями Казахстана, России и Беларуси. По оценкам экспертов, создание Таможенного союза позволит странам получить дополнительный рост ВВП в 1-2% в год, а общий эффект, по подсчетам казахстанской стороны, составит 16 млрд.долл. США для Казахстана.

Вышеизложенное - это только отдельные недостатки и преимущества. За два месяца функционирования ЕЭП  трудно выявить серьезные проблемы, наработать статистику и делать общие выводы по работе Таможенного союза, т.к. идет адаптация участников к измененному законодательству. По мере продвижения деятельности Таможенного союза будут проясняться новые детали взаимодействия и приниматься соответствующие меры для обеспечения слаженной работы во всех сферах функционирования Таможенного союза.

Информация о работе Единое экономическое пространство