Единое экономическое пространство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:13, доклад

Описание работы

Еди́ное экономи́ческое простра́нство (ЕЭП) — интеграционное объединение государств Таможенного союза — Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства включающего и Европейский союз. ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начнут работать с июля 2012 года.
Базовый принцип включает четыре свободы:
Свобода торговли товарами
Свобода торговли услугами
Свобода передвижения финансового капитала
Свобода передвижения человеческого капитала.

Работа содержит 1 файл

Единое экономическое простанство перспективы братских стран.docx

— 159.30 Кб (Скачать)

Стимулы в  инвестиционные проекты смогут усилить  вышеупомянутый фактор, если Казахстану удастся обеспечить более благоприятные  инвестиционные условия, чем в России и Беларуси. Следует упомянуть, что  согласно Решению Таможенной Комиссии от 27 ноября 2009 г. № 130 от таможенных пошлин освобождаются технологическое оборудование, комплектующие, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования в рамках реализации инвестиционного проекта. При этом в условиях единого экономического пространства будет свободное перемещение товаров и услуг, которые не производятся на территории стран-участников. 

Полезным  для национальной экономики Казахстана при вхождении в единое экономическое пространство послужит построение конкурентного преимущества. Следует упомянуть, что инвестиции в экономику Казахстана идут главным образом в нефтяную и металлургическую отрасли, оставляя перерабатывающую промышленность на заднем плане. Образование общего рынка, который превосходит казахстанский в 10 раз, несомненно, должно привести к увеличению инвестиций, в особенности в те регионы Казахстана, которые имеют общую границу с Россией.

В целом, в условиях единого экономического пространства между странами во взаимной торговле не применяются меры нетарифного регулирования, запреты и ограничения, то есть требования лицензий, разрешений, соблюдения квот. Не действуют ограничения по вывозу наличной валюты и другие формы валютного контроля.

Также следует отметить, что в Казахстане в течение ряда лет создавались необходимые условия для развития бизнеса, в том числе несырьевого сектора. Планомерно снижалась налоговая нагрузка, применялись преференции. Ставка НДС в Казахстане снизилась с 20% до 12%, КПН снизился с 30 до 20%, социальный – с 26 до 11%. Есть упрощенные режимы для малого бизнеса. Страны – члены ТС также ослабляли налоговую нагрузку, но в Казахстане самые низкие ставки в регионе, что привлекают российских и белорусских предприятий в создании совместных предприятий на территории РК. Экономическим эффектом в рамках единого экономического пространства также послужит привлечение иностранных инвестиций. Благоприятным фактором для предприятий всех форм собственности и в целом для экономики Казахстана послужит снятие административных барьеров, так как это отражается в мировых рейтингах ведения бизнеса нашей страны. К примеру только за прошлый год по итогам рейтинга Всемирного банка по легкости ведения бизнеса «DoingBusiness» Казахстан находился на 63 месте, а в 2010 году улучшил свои позиции и занимает 59 место, а граничащая с нами Россия снизила свои позиции и находится на 123 место (в 2009 г. – 120 место)

По комфортности таможенных процедур Россия занимает одно из последних мест в мире, отставая от партнеров по Таможенному союзу. Если этот разрыв не ликвидируют, российские компании будут переносить производство в Белоруссию и Казахстан.  

В целом успешность создания ЕЭП отразится на объеме товарооборота в странах – членах ТС. В целом, по итогам первой половины 2010 года, товарооборот между странами-членами ТС вырос. Увеличение произошло в равной степени как экспорта, так и импорта в среднем по 1 миллиарду долларов. За 1 полугодие Казахстан стал больше экспортировать минеральных продуктов, изделий из металлов, химической продукции, есть небольшой прирост по текстилю. Из Российской Федерации, помимо сырьевого импорта, увеличился ввоз оборудования, стройматериалов, продовольствия.

Эксперты оценивают общий эффект от создания Таможенного союза более  чем в 400 млрд. долларов США, что значительно должно ускорить интеграцию стран-членов таможенного союза в единое экономическое пространство. Положено начало формированию общего рынка, население которого  составляет порядка 170 млн.человек, или 60% населения СНГ. Совокупный промышленный потенциал стран-членов ТС оценивается сейчас в 600 млрд. долларов, резервы нефти составляют 90 млрд. баррелей, объем сельскохозяйственного производства – 112 млрд. долларов. На территории Таможенного союза производится более 85% валового внутреннего продукта всего постсоветского пространства. Общий объем ВВП трех стран превышает 2 трлн.долларов, его прирост к 2015 году в условиях единого экономического пространства (ЕЭП) прогнозируется в пределах 15-18%.

Еще одно принципиальное преимущество в условиях единого экономического пространства – реализация с большей эффективностью транзитного потенциала Казахстана, возрождение в современных масштабах великого Шелкового пути. Значительному росту грузоперевозок способствуют отсутствие барьеров на внутренних границах, единые с Россией и Белоруссией тарифы на железнодорожном  транспорте, строительство автомагистрали «Западный Китай – Западная Европа», железнодорожных линий «Узень – государственная граница с Республикой Туркменистан» и «Жетыген – Коргас», которые соединяют рынки Европы, Китая и страны Персидского залива.5

В долгосрочной перспективе в условиях единого экономического пространства (ЕЭП) Казахстан может получить выгоды для развития и диверсификации экономики, в частности увеличить приток как российских, так и зарубежных инвестиций. Кроме того, усиление конкуренции приведет к снижению цен для покупателей и выводу неэффективных производств.

Главной целью  интеграционных процессов является стремление к повышению экономической  эффективности производства путем  развития международного разделения труда  и международной производственной кооперации. С этой точки зрения создание Таможенного союза РБ, РК, РФ направлено на достижение максимального экономического роста путем использования преимущественных секторов развития каждой страны и проведения согласованной политики производства и потребления. В свою очередь, международная производственная кооперация представляет собой такую форму производства, при которой предпринимательские структуры стран, входящих в конкретное интеграционное объединению, могут принимать участие в едином производственном процессе в соответствии со своей специализацией и ресурсным обеспечением. По мере развития международной кооперации формируются транснациональные корпорации, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок.

Преимущества  такого союза очевидны, поскольку  интернационализация производства позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы стран-участниц, а также  дает экономию на масштабе. Другими  словами, высокотехнологичное производство, обеспечивающее высокую производительность труда, требует значительных первоначальных инвестиций, которые могут окупиться  только тогда, когда производство будет  крупномасштабным, иначе высокая  цена ограничит потребительский  спрос. Поскольку внутренние рынки  стран-участниц Таможенного союза, по отдельности, не обеспечивают высокого потребительского спроса, то наиболее выгодным является объединение их в  единую таможенную территорию.

Вместе с  тем, очевидно, что развитие  крупного высокотехнологичного производства может  стать резко ослабить конкурентоспособность  ряда небольших производств, не обладающих высокими конкурентными преимуществами, но при этом являющихся единственным источником дохода для значительной части населения Казахстана. В  процессе согласования единых ставок таможенного тарифа интересы крупного бизнеса учитываются в первую очередь. Тем самым наличие крупного производства в одной стране - участнице, требующего увеличения протекционистских  мер, может негативно отразиться на интересах представителей малого и среднего бизнеса, а также конечных потребителей. К примеру, в условиях Казахстана такими чувствительными позициями оказались автомобили. С целью защиты российского автопрома в ЕТТ установлены повышенные ставки таможенных пошлин на ввоз легковых автомобилей. В результате этого ряд казахстанских автомобильных дилеров практически  остались без работы. Многим самозанятымказахстанцам, равно как белорусам и россиянам, придется переучиваться и искать новые способы заработка. Мелкие товаропроизводители, которые не выдержат конкуренции в новых условиях, также находятся в группе риска. Естественно, их вряд ли утешит то, что их временные трудности послужат оздоровлению рынков и трансформации экономики из добывающей и импортозависимой в развитую.

По предварительным  оценкам от создания Таможенного  союза между Казахстаном, Беларусью  и Россией Казахстан потеряет около 75 млрд. тенге в результате сокращения таможенных поступлений  в бюджет республики. Если в 2009 году в бюджет поступило более 575 млрд. тенге, то в текущем году ожидается  порядка 500 млрд. тенге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУТИ  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ В  ХОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕЭП И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ РЕШЕНИЮ С УЧЕТОМ МИРОВОГО ОПЫТА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Начало функционирования Таможенного союза республик  Беларусь, Казахстан и России с 1 января 2010 года обозначило ряд проблем  для участвующих сторон, в том  числе и для Казахстана. В течение 18 лет национальные экономики развивались, в целом, по индивидуальной схеме. Создание единой таможенной территории, отмена таможенного контроля на внутренних границах и унификация механизмов регулирования  торговли, а в будущем и всей экономики не могли не породить временных  трудностей, известной разбалансированности системы.

Одной из сложных проблем является согласование договорно-правовой базы и законодательства Таможенного союза с национальными законодательствами государств-участников. Казахстанское  законодательство должно быть адаптировано к этому новшеству, что потребует внесения изменений не только во многие национальные нормативные правовые акты, но и в саму практику работы органов государственной власти, занимающихся вопросами регулирования внешней и внутренней торговли. Система согласований спорных позиций по вопросам сертификации, квотирования, выдачи разрешений, лицензий, вероятно, займет определенное время. Необходимые решения по приведению исполнительных норм в соответствие с правилами Таможенного союза должны приниматься на национальном уровне.

В январе т.г. полномочия в области  таможенно-тарифного и нетарифного  регулирования переданы Комиссии Таможенного  союза. На сегодня этим постоянно  действующим регулирующим органом  принято 197 решений, обеспечивающих функционирование союза.

Начало формирования союза продемонстрировало неясность  в вопросах порядка вступления в  силу актов, порядка принятия решений  Комиссии, юридического статуса этих решений, механизмов исправления технических  ошибок.

Распределение средств, полученных от уплаты таможенных пошлин – один из ключевых вопросов формирования Таможенного союза. В  марте т.г. Комиссией Таможенного  союза принято решение о механизме  зачисления и распределения ввозных  таможенных пошлин или иных налоговых  сборов, имеющих эквивалентное действие. Согласно принятому решению суммы  ввозных таможенных пошлин для каждой Стороны распределяются следующим  образом: Российская Федерация – 87,97%, Республика Казахстан – 7,33% и Республика Беларусь - 4,70%. Однако, до конца не решены процедурные вопросы по зачислению средств, полученных от уплаты таможенных платежей, в национальную казну, т.к. каждая сторона зачисляет таможенные пошлины на свои счета и в своей валюте, что требует конвертации в валюту одного из участников Таможенного союза с учетом быстроменяющихся валютных курсов. Появляется поле для злоупотреблений. Возникает необходимость в общей валюте,  фиксации курсовых соотношений и т.д.

В силу того, что все идет очень быстро  и изменения в национальных законодательствах  не поспевают за деятельностью Комиссии Таможенного союза, существует опасность  возникновения пробелов в правоприменительной  практике. В частности, возникла проблема в правоприменительной практике использования понятия «национальная  таможенная территория» для российской стороны, что вызывает необходимость  сохранения какого-то переходного периода  в отношении данного понятия. Проблемы, возникающие в связи  с подобными переходными положениями, отпадут по мере того, как национальные законодательства будут приводиться  в соответствие с общим Таможенным кодексом в рамках Таможенного союза.

Существует  ряд проблем, в т.ч. связанных с  различием статуса и функций  таможенных органов стран-участниц. К примеру,  казахстанская таможенная служба является частью Министерства финансов РК и нормативные правовые акты по таможенным вопросам оформляются  на уровне правительства, что может  вызвать определенные сложности  у казахстанской стороны и, безусловно, потребует приведения его в соответствие в границах Таможенного союза.

Существенной  проблемой остается то, что в настоящее  время в рамках Таможенного союза  отсутствуют общие информационные системы и технологии. Существует единая информационная автоматизированная система союзного государства России и Белоруссии, которая выстраивалась  на протяжении многих лет. В рамках данной системы отработаны процессы контроля транзита и вывоза товаров. Сложнее обстоит ситуация с Казахстаном, т.к. информационные системы России и Казахстана, например, в части  контроля транзита не сопряжены друг с другом ни технологически, ни технически. В этой связи службам организации  таможенного контроля таможенных служб  государств-участниц предстоит разработать  единую технологию транзита товаров  по таможенной территории союза с  учетом существующих технических наработок  между Россией и Белоруссией.

Одной из проблем  формирования ТС для казахстанской  стороны является также вопрос сохранения режима свободного склада. В настоящее  время в Казахстане насчитывается 60 свободных складов. В Таможенном кодексе ТС механизм их функционирования не прописан, а отнесен к компетенции международного договора, в соответствии с которым установление необходимой доли, по которой будет происходить определение, товар произведен на территории ТС или остался иностранным, в проекте отнесено на решение комиссии. В данном случае существует необходимость оставить данную норму за национальным законодательством.

Информация о работе Единое экономическое пространство