Единое экономическое пространство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:13, доклад

Описание работы

Еди́ное экономи́ческое простра́нство (ЕЭП) — интеграционное объединение государств Таможенного союза — Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства включающего и Европейский союз. ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начнут работать с июля 2012 года.
Базовый принцип включает четыре свободы:
Свобода торговли товарами
Свобода торговли услугами
Свобода передвижения финансового капитала
Свобода передвижения человеческого капитала.

Работа содержит 1 файл

Единое экономическое простанство перспективы братских стран.docx

— 159.30 Кб (Скачать)

Общий объем российских инвестиций превышает 7 млрд. дол. Среди крупнейших инвесторов – «Лукойл» (4,5 млрд. дол.), «Газпром» (1 млрд. дол.), «Интер РАО ЕЭС» (0,2 млрд. дол.) и «Русал» (0,4 млрд. дол.). Торговые связи с Казахстаном имеют 76 субъектов РФ (около 90%), а на долю и приграничной и межрегиональной торговли приходится около 70% двустороннего товарооборота.

Россия поставляет Казахстану продукты переработки углеводородного  сырья, машины и оборудование, приборы  и аппараты, металлургическую продукцию. Доля казахстанской продукции с  высокой добавленной стоимостью пока еще незначительна. Российские партнеры по-прежнему больше заинтересованы в поставках сырья и продукции  первого передела.

Однако следует  отметить, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция роста  в торговле продукцией обрабатывающих отраслей.

Из Казахстана в Беларусь экспортируются: прокат, подшипники, аккумуляторы, хлопок, транспортерные ленты, уголь, черные и цветные металлы, зерно твердых сортов и т.д.78,5% белорусского экспорта в Казахстан приходится на 10 категорий товаров (рисунок 3).

Приоритетными направлениями торгово-экономического сотрудничества являются организация  поставок в Беларусь на долгосрочной основе казахстанского зерна, угля, черных и цветных металлов.

 

 

В Казахстан  из Беларуси импортируются: сельхозмашины, лифты, мебель, тракторы, грузовые автомобили, дорожная техника, шины, лекарственные средства, холодильники, мебель, части и оборудование для автомобилей и тракторов, керамическая плитка.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Структура казахстанского экспорта в Беларусь

 

За первое полугодие казахстанский экспорт  в Беларусь представлен следующими семью категориями товаров: неблагородные металлы и изделия из них - 56,2%, минеральные продукты - 29,7%; машины и оборудование - 4,14%, продукция химической промышленности - 3,6%,продукты растительного происхождения - 2,32%, текстиль и текстильные изделия - 0,6%, средства транспорта - 0,25% (рисунок 4).

Анализ структуры  экспорта трех стран за 2009 год показал более высокую долю перерабатывающих производств в экспорте РФ и РБ, чем у РК.

По итогам первой половины 2010 года в структуре внешнеторгового оборота Казахстана РФ и РБ имеют долю в 18,2% и 0,6% соответственно. При этом доля в импорте составила 39% и 1,7% соответственно. Доля РФ в экспорте товаров – 9,1%, а доля РБ – всего 0,1% от всего экспорта РК. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост доли РФ во внешнеторговом обороте, а сам товарооборот РК с РФ вырос на 41%. Примечательно, что увеличение произошло в равной степени и экспорта, и импорта в среднем по 1 миллиарду долларов.

Рисунок 4–  Структура казахстанского экспорта в Беларусь

 

За полугодие  мы стали больше экспортировать минеральных  продуктов, изделий из металлов, химической продукции, есть небольшой прирост  по текстилю. Из РФ, помимо сырьевого импорта, увеличился ввоз оборудования, стройматериалов, продовольствия.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что экономики РК, РФ и РБ находятся на разных этапах реформирования.Россия и Казахстан развивают свои экономики по относительно либеральным принципам, то Беларусь живет в условиях государственного капитализма, где доля частного сектора весьма мала и свободной торговли практически не наблюдается.

По данным Министерства экономического развития России сейчас в Белоруссии государство контролирует 87% акционерных обществ, в Казахстане — 9%, в России — 2,6%2.

 


 

Рисунок 5 – Основные показатели внешней торговли РК с РБ и РФ3

 

Источник: Комитет таможенного  контроля МФ РК

Россия и  Казахстан сильно зависят от экспорта товаров. В России и Беларуси есть крупные, но относительно неэффективные  промышленные секторы, требующие протекционистских тарифов с целью сохранения международной конкурентоспособности. 

Уровень диверсификации экономик России и Беларуси выше, чем в Казахстане, поэтому выгоды Таможенного союза для этих стран будут значительно превосходить их издержки. Таможенный союз неоднороден. Россия и Беларусь - это страны, в которых развито производство еще со времен Советского Союза. Казахстан являлся республикой, призванной обеспечивать союзные предприятия сырьем: нефтью, мясом, шерстью, кожей, зерном.

Казахстанские промышленные предприятия и сегодня по сути не начинают производство с нулевого цикла. Продукция собирается из комплектующих и сырья, производимых в Китае, Европе, России. По-иному это называется "отверточная сборка".

До вступления в Таможенный союз внешнеторговая политика в Казахстане была намного мягче, поскольку номенклатура производимой продукции была не такой уж большой, как на территории РФ, а импорт относительно высокий. Сейчас Казахстан проводит политику стимулирования развития собственного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕДИНОЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК  ФАКТОР РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ЕЭП

 

Одной из целей  формирования ЕЭП определенной в  Концепции является создание условий  для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышении уровня жизни населения. Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выражение он находит в увеличении реального ВВП, как в абсолютном объеме, так и на душу населения.

ЕЭП как стимул экономического развития подразумевает влияние тех же экономических факторов, что в экономической теории, но в условиях трансформации национальных экономик в единую интегрированную систему.

Согласно  экономической теории, экономический  рост зависит от ряда факторов. Под факторами экономического роста понимаются те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

По способу  воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные  факторы. Прямыми называют те, которые  непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. Косвенные факторы влияют на возможность  превращения этой способности в  действительность.

К прямым относятся факторы, непосредственно определяющие динамику совокупного производства и предложения:

- увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;

- рост объема и улучшение качественного состава основного капитала;

- совершенствование технологии и организации производства;

- повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов;

- рост предпринимательских способностей в обществе.

В состав косвенных входят факторы спроса и распределения:

- снижение степени монополизации рынков;

- уменьшение цен на производственные ресурсы;

- снижение налогов на прибыль;

- расширение возможности получения кредитов.

Главный вопрос, как будет развиваться экономика  Казахстана в условиях увеличения емкости  внутренности рынка с численностью населения 170 миллионов человек.

По мнению казахстанских экспертов, создание Единого экономического пространства создает возможности для развития в Казахстане несырьевой экономики. Для несырьевой экономики важен, прежде всего, рынок сбыта. Если нет рынка сбыта - не может быть никакого конкурентоспособного производства. Таможенный союз, Единое экономическое пространство создают возможности для развития несырьевого сектора. Однако, внутри Таможенного союза будет конкуренция, и это правильно, потому, что здоровая экономика создается только на конкурентных условиях.

Стороны соглашения по ЕЭП согласовывают основные направления и этапы структурной перестройки экономики государств-участников, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства.

Стороны создают  необходимые условия для стабильного  экономического развития государств-участников, осуществляют согласованную государственную  поддержку их приоритетных отраслей и производств, эффективную конверсию  и реформирование предприятий оборонного комплекса.

Государства-участники  будут стремиться предоставлять  друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг. Стороны постепенно устраняют имеющиеся ограничения доступа на национальные рынки услуг в рамках Единого экономического пространства для юридических и физических лиц государств-участников.

Стороны обеспечат свободное передвижение граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства, что предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.

Стороны продолжат  последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущим операциям, введения единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.

Согласно общему определению, единое экономическое пространство, commonfreemarketzone, unitedeconomicarea – это согласованная экономическая политика нескольких государств, основанная на многосторонних договорных отношениях и распространяющаяся на территории этих государств. Кроме того, ЕЭП – это экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованность их экономических действий, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической политики. Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров  предусматривает устранение изъятий  из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

Таким образом, образование ЕЭП  означает достаточно сильную экономическую  интеграцию, подразумевающую проведение если и не единой, то очень похожей  экономической политики всех трех стран. Это объясняется самыми разными факторами – различной структурой экономик, различной ролью государства, приоритетами социально-экономического развития и пр.

Решением Высшего органа таможенного союза на уровне глав государств от

В рамках ЕЭП предусматривается  проведение тремя странами согласованной  экономической политики, основанной на единых принципах регулирования  деятельности субъектов естественных монополий и государственной поддержки сельского хозяйства, единых правилах в области конкуренции и предоставления промышленных субсидий.4

Стороны должны обеспечить на своих  территориях свободу движения услуг, капитала и передвижения рабочей  силы.

Желание трех стран не ограничивается только ТС, который является промежуточным явлением на пути создания более глубокой интеграции – Единого экономического пространства (ЕЭП) (предполагает отмену всех торговых барьеров между странами-участниками и гармонизацию торговой политики в отношении третьих стран). Учитывая скорость формирования ТС трех стран, реальность образования ЕЭП к 2012 г. может стать действительностью. 

В результате создания и отвлечения торговли благополучие стран–участников ТС в более интегрированной структуре как единое экономическое пространство (ЕЭП) может увеличиться либо уменьшиться в зависимости от относительной силы этих двух противоположных явлений.

В результате создания таможенного союза (ТС), таможенные пошлины Казахстана в отношении третьих стран в среднем увеличились с 5% до 10%. Относительно незначительное повышение тарифов не приводит к отвлечению торговли в большой степени. Тем не менее, по некоторым группам товаров таможенные пошлины были повышены до размеров, которые являются практически запретительными, что может привести к отвлечению торговли.

Кроме того, Казахстан сохранил право постепенно повышать таможенные пошлины в условиях единого экономического пространства по 400 особо чувствительным товарам до единых таможенных тарифов. Такое повышение тарифов планируется провести, к примеру, на фрукты, фармацевтические товары, пластмассы, бумагу, трубы, железнодорожные локомотивы (крайний срок повышения тарифов – 1 января 2015 года). Данная мера позволит сгладить рост цен, а также подготовить отечественных производителей к высококонкурентной среде.

Усиление  конкуренции в условиях единого экономического пространства должно привести к тому, что неэффективные предприятия покинут рынок, оставляя место для более продуктивных предприятий, что в свою очередь будет способствовать снижению цен для потребителей. Фактор экономии при больших масштабах производства довольно противоречив для Казахстана, учитывая то, что российские компании превосходят казахстанские во много раз. Тем не менее, согласно исследованию Салваторе, даже небольшие страны могут достичь экономии при больших масштабах производства, экспортируя товары в страны–члены ЕЭП.

Информация о работе Единое экономическое пространство