Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:17, курсовая работа
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизованные в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
СОЖЕРЖАНИЕ
Введение………….……………………………………………………………………………..………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования доходной части бюджета..….4
1.1. Сущность доходов и источники их формирования………………………..…..….4
1.2. Бюджетная классификация доходов и ее роль в кассовом исполнении государственного бюджета……………………………………………………….…………………11
ГЛАВА 2. Доходы государственного бюджета за 2008-2010гг………………….……..15
2.1. Сущность и структура доходов бюджета…………………….………….…………..15
2.2. Совершенствование структуры доходов федерального бюджета…….22
Заключение…………………………………………………………………………………….…………………26
Список литературы и использованных источников…………….………….……...………28
платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;
собственности, - по нормативу 100 процентов;
В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных, также учитываются:
Таким образом, и из всего вышеперечисленного можно сделать вывод:
налоговые доходы являются главным источником формирования доходов государственного бюджета. Наибольшую долю среди неналоговых доходов бюджета Российской Федерации на федеральном уровне составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.
1.2.Бюджетная классификация доходов и ее роль в кассовом исполнении государственного бюджета
Бюджеты
всех уровней формируются
и исполняются в
пределах
Бюджетная
классификация – это
Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
Таблица 1
Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации
Администратор | Вид доходов | Программа
(подпрограмма) |
Экономическая классификация доходов | ||||||||||||||||
группа | подгруппа | статья | подстатья | элемент | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного
источника большое значение имеет классификация бюджетных доходов, т.е.
их группировка по выбранному признаку.
По
методу взимания все доходы бюджета
делятся на налоговые и неналоговые.
В за зависимости от порядка распределения доходов между уровнями
бюджетной системы они подразделяются на собственные и регулирующие.
В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве). Данная классификация важна при исследовании тенденций развития доходов бюджетов разного уровня. В соответствии с принципами бюджетного федерализма объем доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы должен быть достаточным для покрытия отнесенных к его компетенции бюджетных расходов.
По источникам образования выделяют доходы, поступающие от
юридических
лиц и от населения. Это деление
имеет преимущественно
По юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступают в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.
По праву собственности государства на аккумулируемые в бюджет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования. Как
отмечалось выше, относить привлеченные на временной основе в бюджет
средства к доходам бюджета можно лишь условно
Министерство финансов Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.
Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает
перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.
Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.
Таким
образом, можно сделать вывод: важнейшими
принципами функционирования бюджета
классификации является четкость и ясность
группировок, это необходимо для управления
контроля и распределения бюджетными
средствами. Бюджетная классификация
является единой для бюджетов всех уровней
и утверждается федеральным законом. Таким
образом, бюджетная классификация не только
выполняет важнейшие организационные
функции, позволяющие сводить все бюджеты
в единый консолидированный бюджет Российской
Федерации, но и имеет большое экономическое
значение.
ГЛАВА 2. ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ЗА 2008-2010 ГОДА
2.1. Сущность и структура дохода бюджета
Федеральный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами11.
Бюджет 2010 года спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10 процентов. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2010 года спланированы в сумме 6 950 млрд. рублей (в 2009 году - 6 713,82 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходов запланирован в сумме 3 194,7 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета определены в размере 9 886,9 млрд. рублей (в 2009 году - 9 931,4 млрд. рублей). Таким образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2010 года установлен на уровне 2 936,9 млрд. рублей12.
Показатели, находящиеся в данном пункте являются плановыми показателями 2009 и 2010 годов. Их фактические значения приводятся в пункте 2.2. настоящей главы. Но, в общем, тенденция по этим годам не изменялась.
Основными источниками покрытия дефицита бюджета являлись средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Федеральный бюджет на 2010 год и последующие годы консервирует сырьевую модель экономики России. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет нефтегазовых доходов, которые в общем объеме бюджета составляют в 2010 году – 46%году – 44%, в 2012 году – 43%. Во главу угла всех
расчетов бюджета ставятся не основные параметры промышленности, а цена на
нефть и газ.
Доходы Федерального бюджета уменьшились по сравнению с 2008 годом на 3 трлн. Руб. В 2010 году остаются на уровне 2009 года, а в 2012 году не выйдут на уровень 2008 года. Рост доходов в ближайшие 3 года в номинальном выражении предусматривается в среднем на уровне 6,3 %, инфляция планируется на уровне 6-8 %.
Предусматривались внешние заимствования в 2010 году – 16,2 млрд. дол., в 2011 г . – 17,5 млрд. дол., в 2012 г . – 18,6 млрд. дол. При наличии собственных ЗВР в размере 390 млрд. долларов, необходимости занимать чужие деньги нет никакой.
Предусматривались снижение объема расходов Федерального бюджета с 25,5 % ВВП в 2009 году до 22,9 % в 2010 г ., 19,5 % и 18% в последующие годы. С учетом инфляции, понижение жизненного уровня неизбежно.
Структура расходов федерального бюджета утверждена только на 2011 год. Приоритетными направлениями расходования бюджетных средств являются выполнение социальных обязательств, а также создание условий для посткризисного восстановления и развития экономики.
Доходы федерального бюджета в 2008 г. составили 9275,9 млрд. руб., или 22,5% ВВП. Доходы федерального бюджета России на 2009 и 2010 г. составили 7337,8 млрд. (18,9% ВВП) и 8303,8 млрд. (17,4% ВВП) соответственно.
Рис.1. Динамика доходов федерального бюджета
Доходы в федеральный бюджет 2010 года в небольшой степени
Рис.2. Динамика доходов федерального бюджета % ВВП
превышают доходы 2009 года, особых изменений в экономике не происходит. В структуре доходов бюджета на 2008–2010 гг. более 80% занимают поступления от пяти доходных источников13: