Дивидендная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 08:02, реферат

Описание работы

Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени показывают, насколько успешно работает та коммерческая организация, в акции которой они вложили свои средства. Большая часть компаний основным источником финансирования своей деятельности считает реинвестированную прибыль. И поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядке выплаты дивидендов является решением о финансировании деятельности компании и влияет на размер привлекаемых внешних источников капитала.

Содержание

Введение

1. Суть дивидендной политики

2. Виды дивидендной политики

3. Факторы, типы дивидендной политики

4. Дивидендная политика на практике

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат мой.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     1) покупка на фондовом рынке,  если акции котируются на бирже,  или через брокерские конторы покупка у держателей;

     2) скупка по фиксированной цене  в объявленный период времени (тендер). Если предложение акций превышает намеченное к выкупу количество, то акционеры получают возможность продать пропорционально имеющемуся пакету;

     3) аукционная скупка. Акционеры, предложившие  на аукционе наименьшую цену за акцию, имеют преимущества в продаже. Такой вариант наиболее предпочтителен оставшимся акционерам;

     4) прямой выкуп пакета акций  у одного крупного акционера  по договорной цене. Если цена не завышена, то оставшиеся акционеры не теряют капитал. 

     6. Политика автоматического реинвестирования дивидендов. Многие корпорации предлагают своим акционерам программу автоматического реинвестирования дивидендов (automatic dividend reinvestment plans ADR или DRIP). Программа является опционом на реинвестирование части или всей суммы, причитающейся в качестве денежного дивиденда. Акционер имеет выбор между получением дивиденда в денежной форме и покупкой на указанную сумму дополнительного количества акций. В ряде случаев акционеры получают возможность приобрести новые акции с дисконтом, то есть ниже рыночной цены, что повышает популярность этих программ. По налоговому законодательству многих стран акционеры платят подоходный налог с реинвестируемых сумм, как и с сумм, полученных в виде денежных дивидендов. 

     7. Политика низкой дивидендной доходности и косвенных выплат отдельным акционерам. Эта политика проводится многими российскими корпорациями и имеет основную цель — удержание контроля. Так как при объявлении дивидендов все акции одного вида (обыкновенные, различные типы привилегированных) имеют одинаковые права и должны иметь одинаковую дивидендную доходность, то руководство корпорации в целях сохранения нынешнего состава акционеров и недопущения перехода контрольного пакета к стороннему инвестору проводит политику косвенных высоких выплат из чистой прибыли отдельным группам акционеров, в большинстве случаев неконсолидированных. Политика строится на констатации факта покупки акций в России только двумя группами лиц:

  1. институциональными инвесторами;
  2. инвесторами, желающими иметь контроль и управление.

Индивидуальный инвестор отсутствует. Поэтому появление предложения акций на рынке рассматривается руководством как сигнал опасности поглощения или потери контроля. Эта политика может проводиться под обоснованием необходимости материальной помощи бывшим работникам, а ныне акционерам. Такие выплаты обеспечивают низкий дивидендный выход и малую ликвидность акций. Для приватизированных предприятий или тех, где большая часть акционеров являются работниками, занижение чистой прибыли и отсутствие дивидендов являются предпочтительной политикой. Рост текущего дохода достигается выплатами в виде страховых поступлений, процентов по банковским депозитам, натуральными выплатами продукцией предприятия. Такая политика минимизирует налоговые платежи и не снижает оценку капитала. С другой стороны, акционер оказывается привязанным к данной корпорации и при смене места работы теряет не только текущие доходы, но и возможность получения прироста капитала (Финансы и кредит: Учебное пособие для вузов / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова; Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002). 
 

     3. Факторы, типы дивидендной политики. 

     Дивидендная  политика, как и управление, структурой оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в  частности на динамику цены его акций. Дивиденды  представляют  собой  денежный доход акционеров и  в определенной  степени  сигнализируют   им о том, что коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги,  работает успешно.

     С теоретической позиции выбор  дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов, на  изменение совокупного богатства акционеров? если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

     В теории финансов получили известность  три  подхода  к  обоснованию оптимальной дивидендной политики: теория иррелевантности дивидендов, теория существенности дивидендной политики, теория налоговой дифференциации.

     Размер  дивидендов обусловлен, прежде всего, рентабельностью предприятия, т.е. возможностью аккумуляции такого объема прибыли, который без ущерба для деятельности эмитента может быть выплачен собственникам, и только потом—от дивидендной политики, т.е. от конкретных особенностей перераспределения полученных предприятием доходов. Внедивидендный доход также является производной от финансового положения эмитента: денежные потоки, которые приносят многочисленные выгоды банкам, через которые они проходят, возможности оптимизации налогообложения, объемы прибыли, которые переводятся (нередко, противозаконными методами) в связанные фирмы, — все это максимизируется только при наличии финансового “здоровья” предприятия, обеспечивающего внедивидендный доход своим владельцам. Компания, близкая к банкротству, напротив, будет стремиться привлечь дополнительные ресурсы (доход по которым будет выплачен в лучшем случае через длительный промежуток времени) от своих акционеров, повысит их риски в том случае, если последние будут связаны с такой компанией кредиторскими или производственными отношениями. Финансово неустойчивые предприятия могут резко ухудшить состояние холдинга, в который они входят.

     Рыночные показатели акций предприятий (цены, ликвидность, объемы сделок) также, все больше начинают зависеть от финансового состояния предприятия. Максимизация рыночной оценки компании, которая отражается в ценах акций, является фактически главной целью менеджмента и акционеров. В экономике развитых стран стабильно устойчивое финансовое положение фирмы является необходимым условием поддержания высоких цен на ее акции, рост цен напрямую связан с увеличением прибыльности эмитента. Такой рыночный параметр акций, как ликвидность, является в значительной степени результатом оценки их инвестиционной привлекательности для большого количества инвесторов, а она, в свою очередь, зависит от финансового состояния, определяющего доход и риски. Однако, в среде практиков, работающих на рынке ценных бумаг, существует мнение, что связь между финансовым положением эмитентов и котировками их бумаг отсутствует полностью, т.к. падение цен на фондовом рынке не изменило состояния эмитентов.

     Вторым  важнейшим источником дохода (кроме  изменения курсовой стоимости бумаг) на развитых рынках ценных бумаг является дивидендный доход. Дивидендная  политика, заключающаяся в оптимизации  пропорций распределения прибыли  на потребляемую акционерами и капитализируемую части с целью роста рыночной стоимости компании, является одной из важнейших составных частей общей финансовой стратегии акционерного общества. Процесс разработки дивидендной политики может включать несколько этапов:

     1. Оценку факторов, влияющих на  размеры, сроки и саму целесообразность  выплаты дивидендов.

     2. Выработку типа дивидендной политики  с учетом данных факторов и  в соответствии с общей финансовой  стратегией АО.

     3. Оценку эффективности дивидендной политики и ее коррекцию по результатам оценки.

     Среди факторов, влияющих на дивидендную  политику, можно выделить следующие:

     А) Факторы, характеризующие потребности предприятия в дополнительном финансировании (например, разработка новых инвестиционных проектов, необходимость увеличения капитала для оказания противодействия поглощению со стороны конкурента, необходимость платежей по ранее взятым кредитам и т.п).

     Б) Факторы, характеризующие возможности  предприятия привлекать финансовые ресурсы из внешних источников или  использовать дополнительные внутренние источники:

    • способность предприятия увеличить объем прибыли путем реструктуризации производства, сокращения непроизводительных затрат, снижения себестоимости продукции, достаточность резервов, сформированных в предшествующем периоде, и т.д.;
    • стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
    • стоимость привлечения дополнительного заемного капитала в различных формах (товарный, вексельный, банковский кредит, облигационный заем).

     Возможности привлечения внешних источников финансирования как в виде акционерного, так в виде заемного капитала зависят  как от конъюнктуры финансовых рынков, так и состояния самого предприятия, восприятия его как заемщика или эмитента со стороны других участников рынка. Таким образом, будущие решения в области дивидендной политики формируются под воздействием прежней кредитной и дивидендной истории предприятия (под дивидендной историей мы понимаем условия, сроки, периодичность, абсолютные размеры и динамику выплаты дивидендов, прецеденты нарушения прав на получение дивидендов со стороны эмитента на протяжении периода существования акционерного общества).

     Формирование  основных типов дивидендной политики (консервативного, умеренно консервативного, агрессивного), выработанных мировой практикой, связано с существованием нескольких теорий влияния размера выплачиваемых дивидендов на цены акций (рыночную стоимость компании) и благосостояние акционеров. Данные теории и их связь с формированием дивидендной политики на практике.

     1. Известная теория Модильяни-Миллера  утверждает, что при соблюдении  ряда условий дивидендная политика  не оказывает на рыночную стоимость  предприятия и доходы его владельцев никакого воздействия ни в текущем периоде, ни в перспективе, т.к. эти параметры зависят от суммы всей формируемой прибыли, а не только ее распределяемой части. Но поскольку теория действует только при наличии ряда ограничений, которые в реальности отсутствуют (например, отсутствие налогообложения), на практике она неприменима.

     2. “Теория предпочтительности дивидендов”,  авторами которой являются Д.  Гордон и Д. Линтер, показывает, что каждая единица дохода, выплаченная  инвесторам в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше, чем доход, получение которого отложено на будущее. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода. Возражения противников данной теории в основном сводятся к тому, что использовать аргумент наличия фактора риска нельзя, т.к. выплаченные дивиденды акционер реинвестирует в акции данного или другого предприятия. Фактор риска учитывается индивидуально каждым инвестором и зависит от общего уровня риска хозяйственной деятельности, а не от характеристик дивидендной политики.

     3. “Теория минимизации дивидендов” (теория налоговых предпочтений) заключается в том, что эффективность дивидендной политики определяется возможностью минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим выплатам собственникам. Вследствие того, что на западе налогообложение дивидендов, как правило, выше чем будущих доходов (с учетом ставки налогообложения, фактора текущей стоимости денег), предпочтительна капитализация дивидендов. Однако такая политика может не устроить многих мелких акционеров, нуждающихся в текущих выплатах.

     4. “Сигнальная теория дивидендов”  (или “сигнализирующая”) рассматривает  уровень дивидендных выплат как  существенный фактор влияния  на рыночную стоимость акций,  т.к. многие методы определения текущей стоимости акций используют в качестве составляющей расчетов именно величину ранее выплаченных дивидендов и их прогноз на будущий период. Таким образом, рост дивидендных выплат определяет рост расчетной цены акции при принятии решения о ее покупке, а это влечет увеличение рыночных цен, что приносит дополнительный доход акционерам при их продаже акций. Кроме того, выплата солидных дивидендов “подает сигнал” рынку о том, что фирма находится на подъеме. Но данная теория применима в том случае, если рынок информационно прозрачен и “передает сигналы” большому количеству участников рынка с минимальными издержками, что в российских условиях затруднено.

     5.  “Теория соответствия дивидендной  политики составу акционеров”  (“теория клиентуры”) утверждает, что компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то именно эту дивидендную политику следует предпочесть предприятию. Акционеры, несогласные с такой практикой, реинвестируют капитал в другие компании, и состав акционеров станет однородным.

     В российской практике желание акционеров (особенно, мелких) продать свои акции  может остаться нереализованным  в силу неликвидности большинства акций.

     Наиболее интересна и применима на практике “сигнальная теория дивидендов”, несмотря на требование, возможно большей информационной прозрачности рынка. Возможности использования данной теории существуют даже на информационно закрытом рынке в том случае, если компания стремится стать прозрачной для инвесторов и регулярно выдает информацию о различных сторонах своей деятельности, в том числе и выплате дивидендов или капитализации прибыли. Учитывая то, что большинство предприятий находится в тяжелейшем финансовом состоянии и т.н. “дивидендная история” у большинства из них отсутствует, эмитент, регулярно производящий даже небольшие выплаты, может обеспечить себе хорошие перспективы привлечения капитала в будущем.

     Сохранить прибыль в своем распоряжении, обеспечив тем самым необходимый рост, компания может, капитализировав дивиденд, произведя его выплату акциями новой эмиссии. В этом случае, для инвесторов кроме гарантии сохранения своей доли в АО плюсами являются отсутствие комиссионных и более низкая цена, чем на вторичном рынке.

     На  практике применение данных теорий воплощается  в реализации одного из трех типов  дивидендной политики: консервативной, умеренной (компромиссной), агрессивной.

     1. Консервативная политика предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов, а, следовательно, — и рыночную стоимость акций. Проведение консервативной политики возможно в 2 вариантах:

     А) Начисление дивидендов по остаточному  признаку. В этом случае начисление дивидендов происходит только после  того, как за счет прибыли сформирован  объем собственных средств, достаточный  для развития компании в предстоящем  периоде. Плюсом такой политики является обеспечение высоких темпов развития акционерного общества и повышение его платежеспособности. Однако нестабильность размера дивидендных выплат, который зависит не только от размеров прибыли, но и от планов развития компании, может отпугнуть некоторых инвесторов. Такая политика выплаты дивидендов оптимальна на ранних стадиях жизненного цикла компании.

Информация о работе Дивидендная политика