Дивидендная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 08:02, реферат

Описание работы

Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени показывают, насколько успешно работает та коммерческая организация, в акции которой они вложили свои средства. Большая часть компаний основным источником финансирования своей деятельности считает реинвестированную прибыль. И поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядке выплаты дивидендов является решением о финансировании деятельности компании и влияет на размер привлекаемых внешних источников капитала.

Содержание

Введение

1. Суть дивидендной политики

2. Виды дивидендной политики

3. Факторы, типы дивидендной политики

4. Дивидендная политика на практике

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат мой.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Сибирский государственный аэрокосмический  университет

имени академика  М. Ф. Решетнева 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дивидендная политика 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила:  Студентка гр. ФК-62

                                                                                                  Суркова А.С.

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Железногорск, 2010

 

Содержание 

 

Введение

    1. Суть дивидендной политики

     2. Виды дивидендной политики

         3. Факторы, типы дивидендной политики

          4. Дивидендная политика на практике

Заключение

Список использованной литературы 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Одной из основных составляющих распределения  прибыли является выработка дивидендной политики предприятия. Для акционерных обществ направление чистой прибыли на выплату дивидендов является важнейшей проблемой их политики и стратегии. Уровень будущего развития компании, его рыночной стоимости во многом зависит от нахождения оптимального соотношения между капитализируемой и потребляемой прибылью. От размера дивидендов зависит курс акций данной фирмы, объем и возможные изменения собственного капитала, необходимость привлечения внешних источников. Учитывая, что выплата дивидендов уменьшает сумму прибыли, которая может быть направлена в инвестиции, следовательно, дивидендная политика влияет на финансовое состояние фирмы.

     Опыт  большинства российских акционерных  обществ в вопросе о дивидендной  политике находится в стадии становления, а решение о выплате дивидендов не рассматривается предприятиями как инструмент воздействия на рыночную стоимость предприятия. Так, по некоторым оценкам, «не менее 60-70% акционерных капиталов в России собрано крупные или контролирующие пакеты, собственники которых часто не заинтересованы в повышении рыночной стоимости предприятия, в получении доходов через дивиденды и на основе роста биржевых котировок».

     Как показывает статистика, количество акционерных  обществ с долей участия в  уставном капитале Российской Федерации, начисливших дивиденды, с 2001 года не превышало 17% от общего числа, из которых более 80% дивидендных поступлений обеспечивается не более чем 15 акционерными обществами.

     Перечисленные факторы определяют важность и актуальность разработки в современных российских условиях механизма формирования дивидендной политики, учитывающей интересы акционеров в получении дивидендного дохода и инвестиционные потребности предприятия.

     Термин "дивидендная политика" непосредственно  связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям других организационно-правовых форм деятельности. При этом вместо терминов "акция", "дивиденд" будут использоваться "пай", "вклад", "прибыль на вклад". Механизм же выплаты доходов собственникам остается в принципе таким же. Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный вариант. В более широком трактовании под термином "дивидендная политика" понимается механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала. Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое ее развитие.

     Дивидендная политика - политика отчисления части  прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами после уплаты налогов, отчислений на расширение производства, пополнения резервов, выплаты кредитов и процентов по облигациям и вознаграждений директорам. Направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Распределение чистой прибыли в акционерных обществах является основной целью дивидендной политики, в центре которой могут стать вопросы о регулировании курса акций общества, о размерах и темпах роста общественного капитала организации, о размерах привлекаемых внешних источников финансирования. Капитализация чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников, на выпуск новых акций. Сохраняется также прежняя система контроля за деятельностью организации, поскольку число собственников не увеличивается.

     Дивиденды представляют собой денежный доход  акционеров и в определенной степени  показывают, насколько успешно работает та коммерческая организация, в акции которой они вложили свои средства. Большая часть компаний основным источником финансирования своей деятельности считает реинвестированную прибыль. И поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядке выплаты дивидендов является решением о финансировании деятельности компании и влияет на размер привлекаемых внешних источников капитала. Реинвестирование прибыли - одна из самых распространенных и наиболее дешевых форм финансирования инвестиционных программ предприятий, поскольку позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования (например, при дополнительной эмиссии акций, получении банковского кредита) и оставляет контроль за деятельностью компании в руках нынешних собственников.

     Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов  акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки, снижает платежеспособность компании. С другой стороны, если акционеры не получают достаточной прибыли на инвестированный капитал и предпочитают избавляться от ценных бумаг данного предприятия, падает рыночная стоимость предприятия и нынешними собственниками утрачивается контроль над акционерным капиталом. 
 

  1. Суть  дивидендной политики
 

     Понятие "дивидендная политика" пришло в Россию в первой половине 90-х годов прошлого века вместе с основополагающими элементами теории финансового менеджмента из экономической науки США. Именно в этой стране произошло формирование и развитие данной категории, начало которому положило исследование Д. Линтнера, опубликованное в 1956 г. Оно касалось дивидендных выплат 28 американских компаний за период с 1947 по 1953 г. Его результатом стало выявление закономерности, согласно которой исследуемые предприятия на выплату дивидендов направляли относительно постоянную долю прибыли. Д. Линтнер поставил, в числе прочих, актуальный до сих пор вопрос о том, что влияет на выбор менеджерами корпорации размера, формы и периодичности дивидендных выплат? Даже через полвека данный вопрос сохраняет остроту, что объясняется значительным количеством факторов, обуславливающих выбор параметров дивидендной политики, а также зачастую их стохастическим влиянием на нее, и, следовательно, на рыночную капитализацию компании. Последнее обстоятельство ставит под вопрос широкое использование российскими акционерными обществами такого резерва повышения своей инвестиционной привлекательности как политика дивидендных выплат (http://www.dis.ru/magaz/fm/annotations/2005/3).

     Дивидендная политика заключается в принятии решения по вопросу: какую часть прибыли выплачивать акционерам в форме дивидендов, а какую удержать в обществе для реинвестиций в развитие производства? Именно по этому дивидендная политика в значительной степени определяет инвестиционную политику.

       На дивидендную политику влияют  противоречивые факторы: с одной  стороны, повышение суммы дивиденда  вызывает тенденцию роста курса  акций, с другой стороны, связанное  с этим уменьшение доли прибыли,  направляемой на инвестиции, ведёт  к снижению ожидаемых темпов научно-технического развития, что, в свою очередь, понижает цену акций.

     Правовой  институт регулирует дивидендную политику общества, не содержит норм, направленных на достижение компромисса  между  этими противоречиями. Исключение составляет норма, согласно которой общее собрание принимает решение о выплате дивидендов по рекомендации совета директоров. Однако такая норма противоречит правовому институту управления обществом, в котором высшим органом управления считается общее собрание акционеров и не гарантирует, что будет принято оптимальное решение. Но такая норма препятствует получению акционерами доходов в ущерб развитию производства.

     Объём реинвестиций зависит от процента прибыли  выплачиваемой наличными акционерам. Поэтому решение о выплате  дивидендов является одновременно и решением о финансирование инвестиций. Другими сторонами дивидендной политики являются: стабильность дивидендов, последствия дивидендной политики. При этом, во- первых, должны должно учитываться комплексное влияние дивидендной и инвестиционной политики на мотивацию деятельности акционеров и работников предприятия. Во- вторых, инвесторам, как правило, не всё равно получат они свой доход с инвестиций в форме дивидендов или в форме повышения курса акций.

     В компаниях, персонал которых владеет акциями своих компаний, дивиденды способствуют повышению производительности труда, инженерного творчества и т.п. Замечу, что дивиденды оказывают влияние на стоимость акций, поскольку они являются проводниками информации - сигналами о положении дел в компании.

     Следует отметить, что при разработке дивидендной  политики многие зарубежные компании принимают во внимание ряд критериев. Наиболее распространёнными являются следующие критерии: потребность  средств для компании, ликвидность. В качестве показателей ликвидности используют коэффициент покрытия и коэффициент  ликвидности. Ликвидность компании является основным критерием для принятия решений по выплате дивидендов. Так как дивиденды представляют собой отток средств. Ликвидность компании определяется её инвестиционными решениями и решениями о финансировании. Но ликвидность это не единственный способ обеспечения гибкости и защиты компании от неопределённости. Если у компании есть возможность быстро получить кредит или выйти на рынок капитала с облигациями,  она может быть достаточно гибкой. Чем крупнее и авторитетнее компания, тем легче для неё выйти на рынок капитала и привлечь заёмные средства.

     Если  компания выплачивает большие дивиденды, через некоторое время она  может столкнуться с необходимостью увеличить капитал,  продав свои акции для того, чтобы финансировать выгодные инвестиционные проекты. Этим создаётся угроза потери контроля, если компания не будет владеть контрольным пакетом.

     Другой  способ – заём средств, не несёт  для компании риска потери контроля. Займодатели тоже могут подстраховать себя,  предусмотрев в договоре о займе ограничение на выплату дивидендов. В этом случае руководству компании не придётся оправдываться перед акционерами в накоплении прибыли в ущерб текущих доходов акционеров.

     Многие  зарубежные компании следуют политике становления плановых показателей  дивидендного выхода в долгосрочном периоде. Когда прибыль растёт и  достигает нового уровня, компания увеличивает дивиденды только в  том случае, когда она считает, что может поддерживать существующий рост прибыли. Необходимо отметить, что в период процветания компании объявляют о выплате дополнительных дивидендов сверх регулярных квартальных или полугодовых дивидендов. Это позволяет поддерживать ставку обычных дивидендов на стабильном уровне и в то же время поощрять акционеров в период процветания (Фомин П.А. Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта / Финансы и кредит. – 2003. - №5).  

     2. Виды дивидендной политики 

     Реально корпорация выбирает конкретный вид  дивидендной политики с учетом низкого или высокого дивидендного выхода, стабильных или меняющихся дивидендов на акцию.

     1. Остаточная дивидендная политика. Эта политика строится на первостепенном учете инвестиционных возможностей корпорации, ограниченности внешних источников финансирования или их высокой стоимости. Дивидендный выход определяется следующим образом:

     1) определяется количество денежных  средств, которыми может располагать корпорация без дополнительной эмиссии акций. Например, если получена чистая прибыль 100 млн. рублей и корпорация не выплачивает дивиденды, то максимальный рост капитала за счет собственных внутренних источников составит 100 млн. рублей. Если структура капитала сохраняется неизменной (например, финансовый рычаг D/V равен 0,33), чтобы максимизировать рыночную оценку капитала, то корпорация должна привлечь заемный капитал (облигационный заем или банковский кредит) в размере 50 млн. рублей (50/(100 + 50) = 0,33).

Информация о работе Дивидендная политика