Деятельность государства на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить состояние рынка ценных бумаг в Казахстане.

Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:

Определить сущность и виды ценных бумаг, а так же рассмотреть становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане.
Изучить современное состояние рынка ценных бумаг и деятельность банков на фондовом рынке.
Исследовать проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в Казахстане.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Рынок ценных бумаг Республики Казахстан: сущность и характеристика
Понятие и виды ценных бумаг……………………………………...5
Профессиональные участники рынка ценных бумаг……………...7
Фондовая биржа……………………………………………………10
Глава 2. Состояние рынка ценных бумаг Республики Казахстан на современном этапе

2.1. Современное состояние рынка ценных бумаг……………………13

2.2. Роль банков в развитии рынка ценных бумаг……………………17


Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в Республики Казахстан………………………………………….……………..23

Заключение………………………………………………………………..30

Список использованной литературы…………………………………….32

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 71.29 Кб (Скачать)

    Дополнительный  импульс развитию рынка ценных бумаг дает политика секьюритизации страны, т.е. процесса расширения использования ценных бумаг в качестве инструмента, опосредствующего движение ссудного капитала, а также придания другим Инструментам форм, традиционно присущих ценным бумагам. Этот опыт накоплен многими странами, и в настоящее время государство для покрытия дефицита бюджета все чаще прибегает не к эмиссиям денежных знаков, а к выпуску государственных ценных бумаг. На этот же путь становятся и муниципалитеты.

      Рынок ценных бумаг облегчает и расширяет доступ всем субъектам экономики к получению необходимых им денежных ресурсов. Выпуск акций позволяет получать финансовые ресурсы бесплатно и бессрочно, до конца существования предприятий; выпуск облигаций позволяет получать кредит на более выгодных условиях по сравнению с условиями банков-монополистов, что способствует дальнейшему развитию рынка ценных бумаг1.

    Как и многие страны, вставшие на путь рыночной экономики, Казахстан сталкивается со значительными трудностями в развитии рынка ценных бумаг. Отсутствие в прошлом этого вида деятельности, помимо соответствующих государственных законодательных актов, требует целенаправленного стимулирования его развития, поддержания обратной связи между участниками рынка ценных бумаг и регулирующими органами, выработки у широких слоев населения культуры обращения с ценными бумагами, привития интереса к инвестированию, устранения негативного представления о "нетрудовом" характере доходов, получаемых от вложения в ценные бумаги.

    Еще к началу 1999 г. государству удалось решить большинство из задач, касающихся проблемы развития рынка ценных бумаг, поставленных в Программе развития от 1996 г., в реализации которой удалось создать и развить инфраструктуру фондового рынка. Но ее успешная реализация тем не менее не дала реальной активизации фондового рынка страны и вовлечения в инвестиционный процесс широкого спектра потенциальных участников.

    К 2001 году уже полностью сформирован рынок государственных ценных бумаг, имеющий налаженную инфраструктуру и отработанные механизмы проведения операций. Государственные ценные бумаги являются одним из самых надежных видов ценных бумаг, обращающихся на казахстанском фондовом рынке. Также создана базовая законодательная, институциональная и техническая инфраструктура рынка негосударственных эмиссионных ценных бумаг. Рынок корпоративных ценных бумаг в Казахстане развивается не столь активно, хотя именно данный элемент финансовой системы во многом предопределяет эффективность функционирования рыночной экономики.

    Программа развития рынка ценных бумаг на 1999 -2000 гг. исходит из того, что активизация фондового рынка и увеличение его объемов не являются самоцелью. Необходимо избежать ошибок, совершенных многими развивающимися странами, создавшими спекулятивные рынки, неизбежные крахи которых приводят к общему кризису экономики. Сложившаяся ситуация влечет за собой пересмотр роли иностранных портфельных инвестиций в формировании внутреннего рынка ценных бумаг. Целью новой программы и является задействование рынка ценных бумаг как эффективного механизма мобилизации и перераспределения внутренних сбережений и средств потенциальных иностранных инвесторов с созданием необходимых условий для привлечения портфельных инвестиций в реальную экономику.

    B Казахстане стабильно продолжает функционировать рынок государственных ценных бумаг, представленный на 1 января 2000 г.:

    - номинированными в тенге государственными  казначейскими обязательствами  Министерства финансов Республики  Казахстан (МЕККАМ - 3,6,12 месяцев в  обращении);

    -  государственными среднесрочными казначейскими обязательствами (МЕОКАМ - 24);

    - специальными казначейскими обязательствами  со сроком обращения десять лет (МЕАКАМ - 120);

    - национальными сберегательными облигациями (НСО);

    - краткосрочными нотами Национального банка, используемыми в целях регулирования денежной массы;

    -  государственными индексированными казначейскими обязательствами (МЕИКАМ - 3,6,12)

    -  номинированными в долларах США специальными валютными государственными облигациями (АВМЕКАМ);

    - краткосрочными валютными обязательствами  (МЕКАВМ -3,6,9,12);

    -  дисконтными и купонными облигациями  гг. Алматы и Астаны, соответственно.

    По  состоянию на 1 января 2000 г. суммарный  объем находящихся в обращении государственных ценных бумаг Республики Казахстан составляет 112970,0 млн. тенге, в том числе номинированных в тенге - 66528,8 млн. тенге, номинированных в доллаpax США - 46441,21 млн. тенге.-4

    Удельный  вес негосударственных ценных бумаг, а также ценных бумаг международных  финансовых организаций составляет 1899,8 млн. тенге.

    В 2000 г. существенное развитие получили казахстанские институциональные инвесторы. Деятельность Национальной комиссии будет направлена на сохранение имеющихся позитивных тенденций и на решение существующих проблем.

    Стабилизация  ситуации на рынке ценных бумаг и  его подъем наступили в 2000–2001 гг. Основным фактором общего улучшения  ситуации стала активизация рынка  корпоративных облигаций, который  до 1998 г. в Казахстане практически  не существовал.

    К 2011 году рынок ценных бумаг Казахстана можно считать сформированным, хотя существует много проблем.

    Сегодня казахстанский рынок ценных бумаг - механизм для удовлетворения взаимных интересов инвесторов и эмитентов (данная оценка находит подтверждение  в результатах обзора международными экспертами стран Центральной, Восточной  Европы и СНГ). И хотя потенциал  рынка ценных бумаг реализован далеко не полностью, его позитивные достижения и тенденции развития налицо.

    Таким образом, на сегодняшний день состояние  экономики Казахстана, на мой взгляд, не может быть полноценного рынка  ценных бумаг, потому что уровень  его развития во многом зависит от благосостояния населения, которое  определяет спрос на ценные бумаги. Поэтому экономический рост, сопровождаемый увеличением доходов населения, главный фактор возрождения рынка  ценных бумаг. Сказать, что в нашей  республике рынок ценных бумаг вообще не был развит, нельзя. Хоть и в  малой степени, но обращение государственных  ценных бумаг имели место. Однако развитие рынка ценных бумаг за счет выпуска корпоративных ценных бумаг  приобрело особую актуальность лишь в настоящее время.

        • 2.2. Роль банков в  развитии рынка  ценных бумаг

          B Казахстане коммерческие банки также рассматривают деятельность на рынке ЦБ как одно из важнейших направлений своей деятельности. Многие из них уже создали или создают структурные подразделения по работе с цепными бумагами, которые функционируют таким образом, что банки в одних случаях являются инвесторами, в других — эмитентами, в третьих — посредниками.

          Выступая  в качестве инвесторов, коммерческие банки покупают ценные бумаги государства, различных акционерных обществ и таким образом формируют свой портфель ценных бумагу. Интерес банков заключается, даже, не столько в получении в будущем дивидендов, сколько в возможности участия в качестве акционеров в управлении делами той или иной компании. Присутствует и определенный спекулятивный интерес. Если дела данной компании пойдут успешно, ее акции будут котироваться высоко, и в определенный момент их можно будет продать, реализовав прибыль в виде курсовой разницы.

          Инвестиционная  деятельность казахстанских коммерческих банков на РЦБ в настоящее время  значительно отличается от той, которую  проводят, например, коммерческие банки  США. Главная  цель формирования портфеля ЦБ коммерческих банков США — обеспечение  ликвидности банковских операций. Считается, что ссудные операции несут в себе значительный риск, поэтому определенная доля ресурсов банка должна находиться е форме высоколиквидных активов, в частности вложений в ценные бумаги. Однако это не любые ценные бумаги, а главным образом облигации займов федерального правительства, обладающие высоким рейтингом надежности и хорошей ликвидностью. В результате в случае потребности в дополнительных кредитных ресурсах банк может получить их путем реализации ценных бумаг из своего портфеля, а при избытке кредитных ресурсов обратить соответствующую их часть в высоколиквидные ЦБ.

          Портфели  ценных бумаг отечественных коммерческих банков отчасти формируются из акций акционерных обществ, которые, как правило, возникли недавно, и будущее их неизвестно. Инвестиции в такие ценные бумаги высоколиквидными активами назвать нельзя, они близки по риску к кредитным вложениям. И если кредитный риск ограничивается, как правило, несколькими месяцами, то акции являются бессрочными ценными бумагами, и в связи с этим средства, вложенные в них, подвержены даже большему риску, чем кредитные вложения. Преодолеть подобную ситуацию можно только путем развития рынка государственных ценных бумаг. В этом случае портфели ЦБ коммерческих банков будут иметь структуру, более соответствующую их функциональному назначению как регуляторов ликвидности.

          Коммерческие  банки в Казахстане играют активную роль в становлении фондового  рынка.

          В ближайшем будущем получат развитие и такие направления работы коммерческих банков с ценными бумагами, как доверительные трастовые операции с векселями. С принятием "Временного положения о вексельной системе расчетов" Национальным банком РК в сферу банковской деятельности вошла еще одна ценная бумага.

          Сегодня в Казахстане конкурируют между собой банки, представляющие два разных направления развития экономики - капитализм бюрократический и капитализм частнопредпринимательский. Но поскольку управлять экономикой (а значит, определять пути ее развития) может только тот, кто владеет собственностью, то и рынок ценных бумаг (как определяющий, кому принадлежат титулы собственности и обеспечивающий их перемещение) приобретает особую экономическую и историческую значимость.

          Какие бы цели не ставили перед собой  банки на фондовом рынке или в  иных областях, для их достижения им в первую очередь нужны средства. В данном случае интерес представляют средства, образованные за счет эмиссии  ценных бумаг.

          Их  роль изначально весьма значима: без  эмиссии ценных бумаг не может  быть образован уставной капитал  банка и поэтому невозможно само его существование. Может возникнуть вопрос: стоит ли называть доли собственности, приобретаемые участниками банков, акционерного общества закрытого типа, ценными бумагами? В принципе — да, и не столько исходя из самого названия общества, сколько из того, что эти доли несмотря на все ограничения все же могут менять владельцев

          В последнее время банки все более активно приобретают ценные бумаги других предприятий и организаций. Цель у них та же, что и у инвесторов, вкладывающих средства в акции банков, — закрепление за собой прав собственности. Достигается это путем участия в образовании новых предприятий или акционировании уже существующих. Банки в силу специфики деятельности и практически полного отсутствия зарубежной конкуренции выигрывают битву за собственность, которая с момента начала приватизации является скрытой пружиной, приводящей в действие многие рычаги в экономике Казахстана. Но, оттесняя конкурентов от контроля за экономикой, финансовый капитал сталкивается с не менее мощной силой - государством. Практически не игравший самостоятельной роли при социализме Национальный банк Республики сегодня укрепил свою независимость и усилил свою роль в регулировании денежно-кредитной сферы. Наращивается золотовалютный резерв Нацбанка, который к концу 2000 г. составил 1,7 млрд. долларов, 2002 г. – 1, 83 млрд. долл..

          Наиболее  мощные потенциальные инвесторы  в Казахстане — коммерческие банки, так как созданные инвестиционные приватизационные фонды пока не способны осуществлять реальные инвестиционные программы.

          Коммерческий  банк (тем более небольшой) должен оберегать свою независимость. Люди, им владеющие, обязаны помнить, как  легко может уйти от них реальный контроль за делом. Если все-таки потребовалась  дополнительная эмиссия, то следует отдать предпочтение закрытой подписке. Всеми средствами (поддержанием курса акций, трастовыми договорами, дополнительными соглашениями) необходимо стремиться ограничить участие новых акционеров в управлении банком.

          Законодательство  разрешает коммерческим банкам выпускать следующие виды ценных бумаг: акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки и векселя. И хотя банки реализуют это право по мере своих возможностей, привлекательность того или иного финансового инструмента для его эмитента и покупателя остается неодинаковой. Разница в отношении различных видов ценных бумаг определяется намерениями инвесторов и законодательными ограничениями в этой сфере.

          Коммерческие  банки могут выступать в качестве имитентов собственных акций, облигаций, векселей, депозитных сертификатов и  других ценных бумаг, а так же роли инвесторов, приобретая ценные бумаги за свой счет, и, наконец, банки имеют  право проводить посреднические операции с ценными бумагами, получая  за это комиссионное вознаграждение (рис. 1)

          Вывод: сегодня значение портфеля государственных  ценных бумаг для банков качественно  меняется. Если раньше банки могли  рассчитывать на достаточно адекватную рыночным индикаторам доходность по государственным ценным бумагам, то сейчас портфель государственных ценных бумаг в большей степени рассматривается как гибкий технологичный инструмент управления ликвидностью банка, который намного функциональнее корреспондентского счета. 
       
       
       
       
       
       
       

      1. . Проблемы и перспективы  развития рынка  ценных бумаг

          Одной из основных проблем, тормозящих развитие рынка ценных бумаг в Казахстане, является неразвитая законодательная база. Действующее законодательство не полностью раскрывает такие вопросы функционирования рынка ценных бумаг, как обеспечение защиты прав и интересов инвесторов, создание и деятельность управляющих инвестиционными фондами, эмиссия и обращение производных ценных бумаг и др. Основной причиной, негативно повлиявшей на развитие казахстанского рынка ценных бумаг, стал глобальный финансовый кризис развивающихся рынков, в результате которого иностранные инвесторы начали ускоренный вывод из Казахстана своих капиталов. Существовал также ряд субъективных причин, по которым рынок не получил нормального развития.

          Как мы уже отмечали, процесс развития рынка ценных бумаг носит сложный  и зачастую неоднозначный характер. Основополагающим принципом данного процесса должны быть комплексность и системность, что позволит сбалансировано и гармонично эволюционировать всем элементам рынка.

          Развитие  рынка ценных бумаг вовсе не ведет  к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения и взаимостимулирования. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, а с другой, перемещает их через механизм ценных бумаг на другие рынки, способствуя их развитию. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического процесса, процесса воспроизводства вообще. Поэтому все участники рынка имеют прямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь самым главным его участником - государством.

          Можно сделать вывод о подтверждении  сделанных ранее Национальной комиссией  прогнозов относительно постепенного увеличения объемов сделок с наиболее популярными акциями и цен  на них вследствие повышения инвестиционной активности КУПА. Положительный опыт в выпуске принципиально нового инструмента - облигаций местных  исполнительных органов – будет  способствовать тому, что в будущем  финансовый рынок получит дополнительные инструменты, а казахстанская экономика - дополнительные финансовые ресурсы.

          Следует напомнить, что все сделки с ценными  бумагами  осуществляются профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, имеющими разрешение на совершение тех  или иных операций, купля-продажа ценных бумаг производится в письменной форме путем подписания сторонами договора. Фондовые биржи в своих правилах ведения биржевой торговли могут предусмотреть и иные требования к форме совершения сделок с участием профессиональных посредников. При совершении сделок с ценными бумагами профессионалы рынка  ценных бумаг, осуществляя консультационную деятельность при даче рекомендаций по операциям с ними, должны прежде максимально полно установить инвестиционные цели и задачи клиента, сохранять коммерческую тайну обо всех его сделках и не допускать ознакомления с ней третьих лиц. Все операции с ценными бумагами (с фондовыми особенно) подробно регламентируются нормативными актами, но в Казахстане это пока не регулируется.

          Что касается практической реализации программы "голубые фишки", предусматривающей вывод на организованный фондовый рынок части государственных пакетов акций наиболее крупных и привлекательных для инвесторов казахстанских компаний, то это по времени совпало с началом мирового финансового кризиса.

          Не  способствует популяризации негосударственных ценных бумаг и действующая система налогообложения, предоставляющая государственным ценным бумагам и банковским депозитам заведомо более выгодные условия по сравнению с негосударственными Ценными бумагами.

          Казахстан постоянно испытывает влияние мировых фондовых  бирж, на которых обращаются различные ценные бумаги. На крупнейшей в мире фондовой бирже в Нью-Йорке обращаются акции (в основном, именные) внутренних  (американских) и иностранных компаний, облигации (именные и на предъявителя), инвестиционные сертификаты. На Токийской бирже торгуют, главным образом, именными акциями внутренних эмитентов и небольшим процентом долговых ценных бумаг (именных и предъявительских). На Лондонской фондовой бирже обращаются иностранные и внутренние ценные бумаги (на предъявителя и именные, соответственно). Это - твердопроцентные акции и облигации государственных займов, а также инвестиционные сертификаты .

          В каждой стране существует не одна, а  целая система фондовых бирж. По роли, которую играют отдельные биржи  в национальных биржевых системах, можно выделить группу стран с моно- и полицентрическими системами фондовых бирж.

          В системах первого типа доминирует одна биржа, расположенная в главном финансовом центре страны, остальные имеют региональное значение (США, Италия, Франция, Япония). Так, на Миланской и Парижской фондовых биржах сосредоточено около 95% национального оборота ценных бумаг, на Нью-Йоркской и Токийской, - соответственно, 84 и 80%. Развитие организованного фондового рынка в Казахстане происходит в рамках этой биржевой системы.

          Полицентрические  системы фондовых бирж функционируют  в Германии, Австрии, Канаде, Швейцарии. Деятельность региональных бирж, как правило, направлена на обслуживание ценных бумаг местных компаний и часто не выходит за рамки определенного района. Однако надо отметить тенденцию объединения провинциальных бирж. К полицентрическому устройству организованного рынка ценных бумаг тяготеет российская биржевая система, представленная значительным количеством региональных структур. Фондовый рынок, как и вся экономика в целом, не застрахован от спадов и других потрясений, иногда вызывающих паралич всей экономической деятельности. Рынок ценных бумаг всегда был и будет индикатором финансово-экономического здоровья государства: резкое падение биржевых курсов служит грозным предзнаменованием общей финансовой катастрофы в стране, всякое же оживление экономики немедленно сказывается на объемах финансовых операций.

          В целях активизации фондового рынка Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам разработала проект программы развития фондового рынка, который направлен для обслуживания заинтересованным министерствам и ведомствам.

          Новая программа обращена на формирование фондового рынка в качестве эффективного механизма мобилизации и перераспределения  средств отечественных и иностранных инвесторов, привлечения инвестиций в реальную экономику Казахстана. Одна из основных ее задач - совершенствование регулирования фондового рынка и финансового рынка в целому.

          Ожидается, что в нынешнем году процесс развития казахстанского рынка ценных бумаг будет носить эволюционный характер. В этот период, скорее всего, не произойдет усиления стагнационных процессов. Наиболее вероятным сценарием развития событий представляется увеличение объемов сделок с наиболее популярными ценными бумагами.

          Сокращение  количества брокеров-дилеров - небанковских организаций и регистраторов - не окажет негативного влияния на общее состояние рынка ценных бумаг, так как будет компенсировано обеспечением доступа клиентов из любых регионов Казахстана к их услугам через посредников, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, и их действующими и потенциальными клиентами.

          Для полноценного функционирования рынка ценных бумаг необходимо создание механизма государственного регулирования фондового рынка, сочетающего в себе учет интересов инвесторов и государства, с максимально возможным его невмешательством в практику фондовой торговли. Следует постоянно изучать опыт других стран, чтобы в процессе развития рынка ценных бумаг избежать многих ошибок. Значительный импульс придаст участие иностранных инвесторов, помощь компетентных международных организаций.                    

          В Казахстане было бы полезным при Национальной комиссии по ценным бумагам организовать специализированный отдел аналитиков, готовящих аналитическую информацию для открытой печати, что заинтересует и расширит возможности инвесторов для вложения свободных средств в ценные бумаги и послужит своеобразным "толчком" развития рынка ценных бумаг.

          Планируется:

           1)   обеспечить развитие внутренних институциональных инвесторов и таким образом решить проблему привлечения сбережений населения в экономику Казахстана;

          2)   повысить инвестиционную привлекательность  казахстанских негосударственных  ценных бумаг;

          3)  сбалансировать спрос и предложение на ценные бумаги,

          создав, с одной стороны, широкий выбор инструментов, а с другой, устойчивую инвесторскую базу;

          4)  завершить приватизацию государственных  пакетов акций "голубых фишек".

          Еще раз подчеркнем, что для привлечения  на фондовый рынок максимально широкого спектра инвесторов государство  в большей степени будет ориентироваться  на возможности внутренних инвесторов. Основная ставка может быть сделана  на различные формы коллективного инвестирования. Государство также должно поддерживать иностранных портфельных инвесторов, ориентированных на долгосрочное присутствие на казахстанском рынке ценных бумаг. Необходимо защитить внутренний финансовый рынок с помощью контроля притока иностранных инвестиций в те или иные секторы экономики, а также их перераспределение, исходя из приоритетов государства.

          Отечественный рынок ценных бумаг должен предоставить гражданам республики возможность беспрепятственного участия в процессе становления рынка и использования ценных бумаг как альтернативного варианта инвестирования свободных финансовых ресурсов. Именно эти возможности позволят реализовать предлагаемую Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам модель развития рынка ценных бумаг2.

          В целом, при выполнении всех запланированных  мероприятий в Казахстане удастся  создать все необходимые условия для развития рынка ценных бумаг в качестве регулятора всех рыночных отношений и механизма мобилизации свободных финансовых ресурсов в различные отрасли и секторы экономики.

          Создание  за относительно короткое время удовлетворительно функционирующего рынка государственных ценных бумаг является плюсом для экономики страны, тем не менее данный рынок имеет противоречия, которые должны быть устранены путем его дальнейшего совершенствования. Во-первых, этот рынок концентрирует большую часть всех свободных рыночных ресурсов, отвлекая их тем самым от инвестиционных вложений в реальный сектор экономики. Поэтому должен сохраняться контроль за тем, чтобы эмиссия ГЦБ оставалась в границах, не подрывающих инвестиционные перспективы. Во-вторых, постоянное наращивание выпуска государственных долговых обязательств приводит к повышению расходов государства по обслуживанию долга, а также нарушает соотношение потоков финансовых ресурсов между государством и предприятием.

          Противоречия  функционирования рынка ГЦБ могут быть преодолены путем дальнейшего совершенствования этого сегмента финансового рынка.

          Основными направлениями дальнейшего развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг, на наш взгляд, станут:

          -  снижение доходности государственных ценных бумаг;

          -  реструктуризация внутреннего долга в пользу более долгосрочных заимствований;

          -  расширение круга держателей государственных ценных бумаг;

          -  развитие сектора государственных ценных бумаг местных органов управления (муниципальных ценных бумаг).

          Основным  условием развития финансового рынка  является снижение доходности государственных ценных бумаг, так как высокая доходность ведет не только к увеличению стоимости обслуживания государственного долга, но и повышает общий уровень цен на заемные ресурсы. Сейчас многие коммерческие банки рассматривают рынок ГЦБ как наиболее надежный и в достаточной степени доходный объект вложения свободных финансовых ресурсов. Именно поэтому в своем арсенале они в большинстве случаев имеют два основных источника доходов - вклады в инструменты рынка государственных ценных бумаг и комиссионные за предоставление услуг. Все это значительно осложняет ситуацию с инвестированием реального сектора экономики.

          Необходимо  отметить, что в процессе развития все же удалось значительно снизить доходность государственных ценных бумаг, за счет активизации на рынке накопительных пенсионных фондов данная тенденция, возможно, будет сохраняться. Однако достичь оптимального уровня доходности, соответствующего реальным возможностям экономической системы, на сегодняшний день пока не удалось.

          Одной из мер по снижению стоимости обслуживания государственного долга является его реструктуризация в пользу более долгосрочных заимствований. Министерством финансов предпринимаются шаги по удлинению сроков займов, тем не менее сейчас, как и прежде, в структуре рынка ГЦБ большую часть занимают краткосрочные инструменты.

          Кроме того, стоимость обслуживания государственного долга можно уменьшить, увеличив число инвесторов, желающих участвовать в кредитовании государства. На сегодняшний день актуальным является привлечение на рынок населения и нерезидентов. Что касается населения, то сегодня оно практически не участвует на рынке государственных долговых обязательств. В Казахстане по-прежнему основная доля государственных ценных бумаг приобретается первичными дилерами за свой счет. Ранее, до апреля 1999 г Министерством финансов Республики Казахстан эмитировались национальные сберегательные облигации, предназначенные для размещения в т.ч. и среди физических лиц. Но в связи с переходом к режиму свободно плавающего обменного курса тенге в настоящее время данные ценные бумаги оказались практически не востребованы. Поэтому для привлечения сбережений населения необходимо использовать новые ликвидные инструменты, которые могут быть возвращены эмитенту в любое время или по истечении определенного срока держания. При этом важную роль играет стоимость государственных облигаций, которая должна быть минимальной, т.е. доступной большинству граждан.

          Помимо  привлечения сбережений населения, значительно увеличить возможности инвестиционного механизма позволяет участие нерезидентов на рынке ценных бумаг. Первый шаг в направлении решения данной задачи уже сделан - принято принципиальное решение о допуске нерезидентов на внутренний рынок государственных ценных бумаг.

          Перспектива участия иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг будет напрямую зависеть от умения преодолеть кризис доверия со стороны западных инвесторов, которые еще очень плохо знакомы с условиями и особенностями отечественного фондового рынка, чтобы в больших масштабах заняться операциями с новыми для них инструментами.

          Дальнейшее  совершенствование рынка государственных долговых обязательств предполагает развитие сектора государственных ценных бумаг местных исполнительных органов.

          В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» местные исполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических и физических лиц, иностранных государств для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с правительством Республики Казахстан. Заимствование может осуществляться в форме договоров (соглашений) займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов. Основываясь изданном праве, Мангыстауская область впервые в истории финансового рынка Казахстана произвела эмиссию валютных облигаций местных исполнительных органов на сумму около 3 млн. долл. США. Этому примеру вскоре последовали местные исполнительные органы Атырауской области, городов Алматы и Астаны.

          Таким образом, первые шаги в развитии рынка  муниципальных ценных бумаг сделаны. Однако в настоящее время предложение  ГЦБ местных исполнительных органов еще весьма ограничено.

          Превратить  рынок муниципальных облигаций в мощное средство привлечения капитала можно лишь предпринимая меры по дальнейшему его совершенствованию. Во-первых, необходимо решить макроэкономическую проблему, связанную с деньгами «под матрасом», которые необходимо заставить работать на экономику страны. Во-вторых, нужно завершить формирование первоначальной нормативно-правовой базы, регулирующей выпуск государственных ценных бумаг местных исполнительных органов, а также разработать стандарты бухгалтерского учета, которые сделают местные органы управления более прозрачными структурами. В-третьих, рынку муниципальных ценных бумаг необходима эффективно организованная и функционирующая инфраструктура в лице профессионалов по проектированию, юридическому оформлению и рейтингованию займов. В-четвертых, эффективному функционированию рынка муниципальных ценных бумаг будет способствовать развитие местного самоуправления в республике.

          Потенциал рынка муниципальных ценных бумаг неограничен, и его развитие может стать одним из ключевых компонентов роста экономики в ближайшие годы.

          Говоря  о дальнейшем развитии рынка государственных ценных бумаг, нельзя не затронуть вопроса о перспективах заимствования на международных рынках капитала.

          Перспективы казахстанских еврооблигационных  выпусков будут зависеть как от государственного подхода к регулированию внешних займов, так и от тенденций развития мирового рынка после недавнего кризиса. Относительная выгодность еврооблигаций по отношению к внутренним государственным ценным бумагам будет зависеть, во-первых, от сравнительной динамики их доходности, во-вторых, от темпов прироста курсов иностранных валют.

          В будущем возможен выход на рынок  еврооблигаций и квазисуверенных заемщиков в лице местных органов управления. Но для начала местным исполнительным органам необходимо приобрести достаточный опыт по выпуску ценных бумаг на внутреннем рынке.

           В Казахстане будет сформирована система  государственного регулирования фондового  рынка, позволяющая обеспечить эффективную  защиту прав и охраняемых законом  интересов инвесторов. Для создания реальных механизмов реализации данной задачи будет, прежде всего, усилена  роль Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам как  органа государственного регулирования  рынка ценных бумаг. В этих целях  в ходе реализации Программы:

                 – будут расширены полномочия Национальной комиссии в части регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг с предоставлением ей права на самостоятельное наложение административных санкций по отношению к данным участникам;

                 – Национальной комиссии будут представлены дополнительные права на осуществление контроля за деятельностью эмитентов с правом наложения административных санкций в части выполнения ими отдельных норм законодательства, определяющих порядок их деятельности и входящих в компетенцию Национальной комиссии;

                 – в наиболее крупных областных центрах республики будут созданы территориальные подразделения Национальной комиссии;

                 – будет разработан и представлен для принятия Парламентом Республики Казахстан закон "О защите прав и охраняемых законом интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

          Вывод: в целом формирование развитого и устойчивого рынка государственных долговых обязательств в перспективе будет зависеть от общей экономической ситуации в стране. Государству же необходимо создать все условия для развития стимулов к сбережению, накоплению и трансформации их в инвестиции. 
       
       
       
       
       
       

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            В данной курсовой работе была раскрыта сущность рынка ценных бумаг, его  место и роль в структуре финансового рынка.

            Структура финансового рынка представляет взаимодействие трех рынков: рынка капитала, рынка ценных бумаг и денежного (валютного) рынка. Системообразующим элементом финансового рынка является рынок капитала (собственного и ссудного), а связующим элементом — рынок ценных бумаг, который обслуживает другие сегменты финансового рынка. Ценные бумаги служат краткосрочными платежными средствами на денежном рынке, а также выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на рынке капитала.

            Таким образом, рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, а также формы и способы этого обращения.

            Ценные  6умаги — документы, удостоверяющие, выраженные в них и реализуемые посредством предъявления или передачи имущественные права или отношения займа владельца ценных бумаг по отношению к эмитенту.

            Также в данной работе были рассмотрены  основные ценные бумаги: акции и  облигации.

            Под акцией понимается ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собственности акционерного общества при его ликвидации, дающая право ее владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении обществом.

            Облигация определена как ценная бумага, подтверждающая обязательства эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

            Большое внимание в данной работе было уделено  рынку государственных ценных бумаг.

            Рынок государственных ценных бумаг играет важную роль как для государства, так и для инвесторов. Для государства  это основной  инструмент  безинфляционного  покрытия бюджетного дефицита,  а также инструмент регулирования денежной массы в обращении, для инвесторов же  это возможность получить дополнительный доход, при этом государственные ценные бумаги значительно надежнее, а значит и наиболее ликвидные, по сравнению с остальными инструментами финансового рынка. Это подтверждается и опытом функционирования рынков государственных ценных бумаг в зарубежных странах, где этот инструмент рынка ценных бумаг пользуется значительным спросом.

            На  основании третьей главы можно  сделать вывод, что рынок ценных бумаг Казахстана следует относить к малоразвитым. Основными причинами низких темпов развития рынка ценных бумаг в республике являются:

      • отсутствие четко разработанной концепции реформирования экономики;
      • низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;
      • приоритетность фискальных целей государства, в результате чего потенциальные инвестиционные средства перераспределяются или в неработающие активы (например, накопления населения в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы республики;
      • преобладание первичного рынка над вторичным, низкая ликвидность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рынке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформированный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции — перераспределения   ресурсов   из   ннзкоэффектпвных  отраслей   и сфер экономической деятельности в более эффективные и др.

            Следовательно, для развития рынка ценных бумаг  Казахстана следует по меньшей мере нейтрализовать влияние названных причин. Кроме того необходимо совершенствование денежно-кредитной политики, включая валютную, инвестиционную, структурную. К тому же фондовый рынок может существовать и развиваться при политической и экономической стабильности в стране, предсказуемости макроэкономической политики правительства. 
       
       
       
       
       
       
       

           Список  использованной литературы

        1. Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года N 461
        2. Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 23 марта 1995 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2010 г.)
        3. Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 г. № 2444
        4. Мельников В.Д. «Основы финансов», Алматы, 2010г.
        5. Бексултанова А.Ж. Рынок ценных бумаг Казахстана, Алматы: Атамура, 2000, с.41-53.
        6. Джолдасбеков А., Иванова A. Историческая справка о системе государственного регулирования рынка ценных бумаг Peспyблики Казахстан // Рынок ценных бумаг Казахстана. N 6, 1999. С. 30.
        7. Есенов Б. Проблемы и перспективы развития фондового рынка в Казахстане//Саясат. N 6, 1999. С. 72.
        8. Г.Т. Абдрахманова Проблемы функционирования и перспективы развития рынка корпоративных ценных бумаг – Алматы -  2000 -  119 с.
        9. А. Адамбекова  Рынок ценных бумаг в Кахзахстане учебно –практическое пособие – Алматы -  2003 -.220 с.
        10. Карагусов Ф.С.и др. Операции с ценными бумагами в Республике Казахстан. Алматы.,1995.-220 с.
        11. Кенжегузин М.Б. , Додонов В.Ю. и др. Рынок ценных бумаг Казахстана: проблемы формирования и развития. Алматы.-1998
        12. Берзон Н.И., Булкова Е.А., Кожевников Н.А., Чаленко А.В. Фондовый рынок. М., Вита-пресс. 1998.
        13. Сейткасимов Г.С., Ильясов Л.А. Ценные бумаги и фондовый рынок. А..- Экономика, 1998. С. 4-40, 166.

Информация о работе Деятельность государства на рынке ценных бумаг