Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:32, курсовая работа
В мировой банковской практике под депозитами обычно понимают записи в банковских книгах, свидетельствующие о наличии определенных требований клиентов к банку, или же денежные средства, которые клиенты депонируют в банке на основе соглашений, договоров и обязательств по депонированию, предусмотренных законом.
В настоящее время во многих странах очень популярно обслуживание клиентов на расстоянии. В частности, за рубежом широкое распространение получило банковское обслуживание населения на дому или на рабочем месте -так называемый home banking, он является наиболее перспективной формой предоставления банковских услуг физическим лицам. Благодаря такой форме взаимоотношений с банком клиент получает возможность управлять открытыми ему счетами, осуществлять расчеты, контролировать движение
средств на счетах, не выходя из дома.
28
Актуально сегодня и формирование комплексных услуг. В целях достижения большей заинтересованности клиентов в сотрудничестве банки стали изыскивать возможности реализации комплексных услуг, предложения к основной услуге каких-то сопутствующих или дополнительных услуг, так называемое «пакетирование услуг».
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что банки на современном этапе, уже осознав важность депозитных операций в своей деятельности и формировании ресурсной базы, активно взялись за развитие этого направления деятельности, однако им предстоит сделать еще очень многое, для того чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции.
Для укрепления депозитной базы и расширения ресурсного потенциала банкам второго уровня Республики Казахстан предлагается:
- постоянно осуществлять поиск потенциальных партнеров среди клиентов банка, а также содействовать в установлении деловых связей клиентов банка с предприятиями-партнерами за рубежом;
- оперативно организовывать встречи клиентов со специалистами банка
для решения текущих вопросов банковского обслуживания;
- увеличить количество сотрудников, обслуживающих вкладные операции
физических и юридических лиц, либо упростить процедуру оформления
вкладных (депозитных операций) путем внедрения более совершенных
программных продуктов;
- проводить широкие открытые рекламные акции по привлечению
клиентуры;
- предоставление клиентам-вкладчикам широкого спектра услуг, в том
числе и небанковского характера;
- использование высокой процентной ставки по вкладам инвестиционного
характера с выплатой премии по окончанию срока вклада;
- выплаты постоянным клиентам премии «за верность банку»;
- использование счетов со смешанным характером;
- изучение объемов динамики структуры сбережений населения,
выявление эластичности депозитов населения относительно различных
факторов.
3.2 SWOT-анализ развития депозитных операций банков второго уровня Республики Казахстан на современном этапе развития.
В условиях рыночной экономики, когда обостряется конкурентная борьба, необходимо иметь четко намеченный план действий, позволяющий адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся возможности деятельности. Одновременно, следует предвидеть, вероятные угрозы и работать над устранением слабых сторон. Надежным средством, позволяющим выявить и структурировать сильные и слабые стороны, а также оценить возникающие при этом возможности и угрозы, является SWOT-анализ, с помощью которого система в процессе стратегического планирования может регулярно выявлять, оценивать и контролировать возможности, адаптировать свою деятельность с
29
целью уменьшения потенциальных последствий угроз. От того, насколько серьезно менеджеры всех уровней подходят к проведению SWOT-анализа, зависит выбор стратегических направлений деятельности системы.
SWOT - это аббревиатура начальных букв английских слов:
- Strengths - силы;
- Weaknesses - слабости;
- Opportunities - возможности;
- Threats - угрозы.
Таким образом, SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон системы, а также возможностей и угроз, исходящих из её ближайшего окружения (внешней среды).
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны системы, а также возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития анализируемой системы и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.
SWOT-анализ развития депозитной системы банков второго уровня Республики Казахстан на современном этапе развития представлен в таблице 7.
30
Таблица 7 - SWOT-анализ развития депозитной системы банков второго уровня Республики Казахстан на современном этапе развития
Внутренняя среда | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Расширение спектра депозитных операций банками второго уровня 2. Персонал: высокий профессиональный уровень сотрудников, хорошо развитая корпоративная культура 3. Наличие стратегий у банков второго уровня 4. Соблюдение коммерческой тайны о клиентах | 1. Кризис в банковской системе обозначен как кризис ликвидности (внешние заимствования банков Казахстана на 1.01.2009 года году оценивались в 92 млрд. долларов, что составляло более 102 % к ВВП), казахстанские банки обеспечивают свою кредитоспособность внешними займами, а не вкладами населения 2. Отсутствие информации об условиях работы филиалов и расчетно-кассовых центров коммерческих банков 3. Невозможность принимать оперативные решения в отделениях 4. Текучесть кадров 5. Отсутствие единой кредитной политики в банках второго уровня |
Внешняя среда | |
Возможности | Угрозы |
1. Капитализация банков за счёт средств, стабилизационного фонда 2. Политика Национального Банка, направленная на директивное увеличение уставных фондов коммерческих банков. 3. Интеграция банковской системы Казахстана в международную. 4. Банки второго уровня Республики Казахстан - участники системы обязательного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц 5. Совершенствование методов управления персоналом 6. Участие в интеграционных процессах в рамках региональных объединений (гармонизация законодательств между странами таможенного союза, развитие финансовых и валютных отношений) | 1. Увеличение рыночных рисков банков, связанных с экспортом банковского капитала в страны с более высоким риском. 2. Не ликвидность корпоративных ценных бумаг говорит о слабой развитости финансовых инструментов в Республике, что оказывает негативное влияние на стабилизацию экономики и поддержку отечественных производителей. 3. Рост числа безработных среди кадров, не сумевших в одночасье перестроиться на новые стандарты и качество работы 4. Угроза финансовой стабильности 5. Мировой финансовый кризис 6. Снижение уровня доверия населения к Банку. |
31
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать ряд выводов различной степени обобщения.
Депозит - это денежные средства (в наличной и безналичной форме в национальной и иностранной валюте) или ценные бумаги, переданные в банк их собственником или третьим лицом по поручению и за счет собственника для хранения на определенных условиях в банковское учреждение. С точки зрения экономического содержания депозиты можно подразделить на три группы: до востребования, срочные, разновидностью которых являются сберегательные вклады.
В настоящее время операции по привлечению ресурсов коммерческих банков приобретают важное значение в их деятельности:
- во-первых, потому что в условиях значительного сужения ресурсов
общегосударственного фонда, усиления конкуренции банкам приходится много
сил и времени уделять привлечению свободных денежных средств;
- во-вторых, именно реально привлеченные банком ресурсы определяют
размеры активных операций, которые ведут к получению основных банковских
доходов;
- в-третьих, ресурсы банков - это сбережения и депозиты граждан и
предприятий, и их неэффективное использование и утрата чревата обвалом
всей экономики.
Пассивные операции играют в коммерческих банках первичную роль по отношению к активным. Именно за их счет происходит привлечение средств для дальнейшей инвестиционной деятельности банков.
В то же время нельзя не сказать, что такому источнику формирования банковских ресурсов, как депозиты присущи и некоторые недостатки. Речь идет о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. Кроме того, мобилизация средств во вклады зависит в значительной степени от клиентов, а не от самого банка. Поэтому конкурентная борьба межу банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов. Для этих целей коммерческим банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из их целей и задач.
Укрепление депозитной базы очень важно для банков. За счет увеличения общего объема вкладов и расширения круга вкладчиков юридических и физических лиц, можно улучшить организацию депозитных операций и систему стимулирования привлечения вкладов.
После продолжительного роста, связанного, в основном, с притоком внешних займов, темпы роста банковской системы существенно снизились.
Тенденция повышения привлеченных ресурсов клиентов наглядно отражает позитивные сдвиги в банковском секторе в посткризисный период, а
32
темпы повышения есть индикатор повышения доверия к отечественной банковской системе в целом. В структуре совокупных обязательств наибольший удельный вес имеют вклады клиенты, кроме того, их вес все время повышается (с 44,0% в начале года до 62,9% по окончании 3-го квартала 2010 года.
Общая сумма депозитов от юридических и физических лиц (за исключением банков и дочерних организаций специального назначения) по состоянию на 1 октября 2010 года составила 6 730,7 млрд. тенге, уменьшившись за сентябрь 2010 года на 118,2 млрд. тенге или на 1,7%.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что наиболее выгодные и удобные условия для юридических лиц представлены в депозитных программах БТА-Банка, а для физических лиц ряд банков по депозитам «Пенсионные» предлагают почти одинаковые условия.
Казахстанские банки конкурируют между собой и вместе с тем, с тройкой лидеров банковской системы за внутренние источники фондирования, но в большей степени они подвержены влиянию иностранного заимствования.
Таким образом, основной проблемой банковского сектора по-прежнему является проблема высоких внешних заимствований. Поэтому, необходимо усилить привлечение денег населения, чтобы увеличить уровень собственных средств банков второго уровня Республики Казахстан.
33
Список использованной литературы
1.Эльяссон Л.С. Деньги, банки и банковские операции. М.: Юнити-Дана, 2003.
2. Евзмин З.П., Дмитриев –Мамомнов В.А. Теория и практика коммерческого банка. 2-е издание. М.: 2000.
3.Банки и банковские операции: Учебник для вуза/ Под ред.проф. Е.Фю Жукова – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2001.
4. Деньги, Кредит, Банки: Учебник/ Под ред.проф. Е.Ф Жукова – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2001.
5.Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Д . Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политики.М. Экономика,2004.
6. Пресс-релиз Национального Банка РК №22 от 5 октября 2010 года «О ситуации на финансовым рынке, платежным балансе и внешним долге».
7. Пресс-релиз АФН №229 по состоянию на 01.10.2010.
8. Корпоративный сайт АО «Альянс –банк».
9. Корпоративный сайт АО «АТФ – банк».
10.Корпоративный сайт АО «БТА-банк».
11.Данные информационного ресурса Investfunds.kz, проекта Информационного агентства CBonds.ru // http://deposit. investfunds.kz
12. Утебаев М.С Толковый финансого- кредитный словарь. – А.:Экономика,2000.
13. Черкасов В.Е., Плотицына Л.А., Банковские операции: маркетинг, анализ, расчеты. М.: 2005.
14. Постановление Правление Агентства РК по Регулированию и Надзору Финансового Рынка и Финансовых Организаций №2 от 09.01.2010 года « Об утверждении Правил исчисления БВУ ставок вознаграждения при распространении информации о величинах по вознаграждения по финансовым системе».
15.Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам устойчивости финансовой системы» от 23.10.2008.
34
Информация о работе Депозитная политика банков второго уровня Республики Казахстан