Деньги. Их виды и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

1. Деньги. Их виды и функции.
2. Торговая наценка – источник формирования доходов предприятия.
3. Задача:
Предприятие «Вестер» получило кредит в КБ «ИнвестБанк» для оплаты за товары на сумму 900 000р. Сроком на 6 месяцев. Ставка банка за пользование кредитом 12% годовых. Согласно кредитному договору предприятие обязано уплачивать сумму % за кредит ежемесячно. Определите сумму % за кредит за каждый месяц, размер оплаты за кредит и сумму погасительного долга.

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 39.24 Кб (Скачать)
  1. Деньги. Их виды и функции.
 

      Деньги  представляют собой  финансовый актив, который  служит для совершения сделок (для покупки товаров и услуг).

      Актив – это то, что обладает ценностью. Активы делятся на реальные и финансовые. Реальные активы – это вещественные (материальные) ценности (оборудование, здания, мебель, бытовая техника и т.п.). Финансовые активы - это ценные бумаги. Их разделяют на:

    ·        денежные (собственно деньги или краткосрочные долговые обязательства)

    ·        неденежные (доходные ценные бумаги - акции и облигации, которые

представляют  собой долгосрочные долговые обязательства).

Деньги –  это финансовый актив, но они отличаются от других видов финансовых активов  тем, что только деньги могут обслуживать  сделки и являются платежным средством  обращения. Нельзя купить хлеб в булочной, отдав взамен акцию или облигацию.

    Сущность денег лучше всего  проявляется через выполняемые  ими функции. Деньги выполняют  функции: 1) средства обращения; 2) единицы счета; 3) меры отложенных платежей и 4) запаса ценности.

В качестве средства обращения (medium of exchange) деньги являются посредником в обмене товаров, в совершении сделок. Все покупается и продается за деньги. Альтернативой денежному обмену выступает бартер (обмен товара не на деньги, а на другой товар). Однако бартер связан со значительными издержками. С одной стороны,  это потеря времени и усилий, т.е. альтернативные издержки, а, с другой стороны, это прямые трансакционные издержки (издержки по совершению сделки - transaction costs), к которым относятся, например, издержки «стоптанных башмаков».  Для осуществления обмена товара на товар необходимо выполнение условия, которое известный английский экономист прошлого века, один из основоположников теории предельной полезности и математической школы в экономической теории Уильям Стенли Джевонс назвал «двойным совпадением желаний» (double coincidence of wills). Человек, желающий приобрести какой-либо товар должен найти такого продавца этого товара, который взамен согласился бы получить то, что производит данный человек. Например, сапожник, желающий купить хлеб, должен найти булочника, которому в обмен на продаваемый им хлеб нужны сапоги. Заболевший художник должен найти аптекаря, который согласится отдать ему лекарства в обмен на картины. А преподаватель макроэкономики, желающий сделать себе модную прическу, должен найти парикмахера, готового предоставить эту услугу за прослушивание лекции, например, по теории денег. Поиски могут длиться долго и не увенчаться успехом. Но при этом время будет потрачено, а башмаки стоптаны. Поэтому бартер является крайне неэффективной и нерациональной формой обмена. Деньги - величайшее изобретение человечества. Появление денег в качестве посредника в обмене сняло проблему двойного совпадения желаний и ликвидировало издержки обмена. Любой товар можно продать за деньги, и на полученную сумму купить любой другой товар. Это свойство денег быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый, получил название абсолютной ликвидности (liquidity) – от английского слова «liquid», что означает «жидкий, текучий». Очевидно, что все активы обладают свойством ликвидности, поскольку рано или поздно их можно продать или обменять, но степень ликвидности у равных у разных активов разная. Свойством абсолютной ликвидности обладают только наличные деньги.

      Второй  функцией денег выступает то, что  они являются измерителем ценности всех товаров и услуг, единицей счета (unit of account). Как масса измеряется в килограммах, расстояние – в метрах, а объем жидкости – в литрах, так ценность (стоимость) измеряется в определенном количестве денег. Пока деньги не начали выполнять эту функцию, стоимость каждого товара должна была измеряться в определенных количествах всех других товаров, производимых в экономике. Причем, человеку, желающему купить определенный товар или продать свой товар, необходимо было знать все эти пропорции обмена. Например, сколько стоит хлеб в рубашках, колбасе, сапогах, телевизорах, компьютерах и т.д. При денежном обмене такая необходимость исчезает. Достаточно знать лишь, на какое количество денег может быть обменен каждый товар. Единицей счета выступает денежная единица страны, т.е. национальная валюта (рубль в России, доллар в США, фунт стерлингов в Великобритании, тугрик в Монголии и т.п.). В условиях высокой инфляции, когда отсутствует стабильность национальной денежной единицы,  в качестве дополнительной единицы счета может выступать стабильная денежная единица другой страны (например, доллар в России) или условная денежная единица (у.е.).

      Третья  функция денег – это функция  средства платежа (standard of deferred payment), которая проявляется в использовании их при оплате отложенных платежей (уплате налогов, выплате долгов, получении доходов). Отличие этой функции от функции средства обращения заключается в том, что использование денег в качестве посредника в обмене предполагает одновременное движение товаров и денег, а при выполнении функции средства платежа либо движение товаров и движение денег по времени не совпадают (например, коммерческий кредит, т.е. кредит под товары), либо нет движения товаров, а есть только движение денег (например, банковский кредит). Функцию средства платежа деньги могут выполнять, поскольку они сохраняют свою ценность во времени. А это есть четвертая функция денег.

      Четвертая функция денег состоит в том, что деньги представляют собой  запас ценности (средство сохранения ценности) – store of value. Деньги являются финансовым активом, обладающим ценностью. Эта ценность состоит в их ликвидности, в их покупательной способности - в том, что на них в любой момент можно купить любой товар, услугу или ценную бумагу. В неинфляционной экономике эта ценность (покупательная способность) сохраняется и не меняется во времени. На одну и ту же сумму денег можно купить одно и то же количество товаров и через год, и через 5 лет. В условиях инфляции деньги теряют свою ценность, их покупательная способность уменьшается. Поскольку общий уровень цен растет, то на одну и ту же денежную сумму можно купить все меньше товаров. Накапливать обесценивающиеся деньги становится бессмысленно. И функцию запаса ценности (средства накопления) начинает выполнять не национальная валюта, а стабильная валюта другой страны. Кроме того, деньги не являются самым привлекательным финансовым активом, который следует держать на руках,  поскольку они не приносят дохода. При этом существуют доходные финансовые активы, например, акции, приносящие доход в виде дивиденда и облигации, обеспечивающие процентный доход.

      Наиболее  важной является первая функция денег  – функция средства обращения, поскольку  она отличает денежные финансовые активы от неденежных. Однако все функции  денег взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Деньги используются для совершения сделок, поскольку они служат единицей счета и измеряют ценность всех товаров, что возможно, так как деньги сами обладают ценностью, являясь финансовым активом, а поскольку они сохраняют свою ценность во времени, то могут использовать как мера отложенных платежей.

Виды  денег

 

Основными видами денег являются товарные (commodity money) и символические деньги (token money). Деньги возникли из потребностей товарного  обмена, по мере развития и усложнения которого появилась необходимость  выделения товара, измеряющего ценность всех других товаров. В разных странах  эту роль выполняли разные товары: соль, скот, чай, пушнина, кожа (достаточно вспомнить, что первыми деньгами в России были кусочки кожи), благородные  металлы, ценные ракушки и даже свиные хвостики, сушеные шкурки бананов  и собачьи зубы. Так появились  товарные деньги. 
Отличительной чертой товарных денег является то, что их ценность как денег и ценность как товаров одинаковы. Товарные деньги могут появиться и в современных условиях, когда по каким-то причинам обычные деньги не используются или не могут быть использованы. Такими причинами могут быть либо изоляция от внешнего мира (так, в тюрьмах деньгами выступают сигареты), либо высокая инфляция и гиперинфляция, которая разрушает денежный механизм, заменяя его бартером (например, в годы Гражданской войны в России деньгами были соль, спички и керосин, а в 1993-94 годах в России бартер составлял более половины обменных операций). 
По мере развития обмена роль денег закрепилась за одним товаром – благородными металлами (золотом и серебром). Этому способствовали их физические и химические свойства, такие как: 1) портативность (в небольшом весе заключена большая ценность – в отличие, например, от соли); 2) транспор-табельность (удобство перевозок – в отличие от чая); 3) делимость (разделение слитка золота на две части не приводит к потере ценности – в отличие от скота); 4) сравнимость (два слитка золота одинакового веса имеют одинаковую ценность – в отличие от пушнины); 5) узнаваемость (золото и серебро легко отличить от других металлов); 6) относительная редкость (что обеспечивает благородным металлам достаточно большую ценность); износостойкость (благородные металлы не подвергаются коррозии и не теряют своей ценности с течением времени – в отличие от мехов, кожи, ракушек). 
В разных странах существовали разные денежные системы: 
• монометаллизм (если в качестве денег использовался только один металл – либо золото, либо серебро), • биметаллизм (если в качестве денег использовались оба металла).  
Поначалу благородные металлы использовались в виде слитков. Обслуживание обмена требовало постоянного взвешивания и деления слитков. Поэтому в VП веке до н/э в Древнем Риме в храме богини Монеты слиткам стали придавать плоскую форму, ставить вес металла и чеканить портрет правителя. Так появилось монетное денежное обращение.  
По мере использования монеты стирались, их вес уменьшался, но при обмене их ценность оставалась прежней. Это навело на мысль о возможности замены полноценных золотых и серебряных денег символами ценности, т.е. бумажными и металлическими (изготовленными из неблагородных металлов – меди, олова, никеля) деньгами.  
Бумажные и металлические деньги – это символические деньги (token money). Их особенность в том, что их ценность как товаров не совпадает (гораздо ниже) с их ценностью как денег. Для того, чтобы бумажные и металлические деньги стали законным платежным средством, они должны быть декретными деньгами (fiat money), т.е. узаконенными государством и утвержденными в качестве всеобщего платежного средства.  
Бумажные деньги впервые появились в Китае в ХII веке. В США первые бумажные деньги были напечатаны в 1690 году в штате Массачусетс. В России первый выпуск бумажных денег, которые получили название «ассигнаций», произошел в 1769 году по приказу Екатерины II (поэтому неофициально они назывались «екатеринками»). Особенностью бумажных денег того времени был их свободный размен на золотые деньги (действовала система «золотого стандарта»).

В современных  условиях декретные деньги дополняются  кредитными деньгами, которые называются «IOY- money» (I owe you-money), что в переводе означает: «Я должен вам деньги»). Деньги представляют собой долговое обязательство. Это может быть долговое обязательство  Центрального банка (наличные деньги) или долговое обязательство частного экономического агента. Поэтому бумажные деньги – это кредитные деньги. Различают три формы кредитных  денег: 1) вексель 2) банкнота 3) чек.  
Вексель - это долговое обязательство одного экономического агента (частного лица) выплатить другому экономическому агенту определенную сумму, взятую взаймы, в определенный срок и с определенным вознаграждением (процентом). Вексель, как правило, дается под коммерческий кредит, когда один человек приобретает товары у другого, обещая расплатиться через определенный период времени. Человек, получивший вексель и не получивший деньги, может передать его другому лицу, поставив на векселе передаточную надпись – индоссамент. Так появляется вексельное обращение. 
Банкнота (banknote) – это вексель (долговое обязательство) банка. В современных условиях, поскольку правом выпускать в обращение банкноты обладает только Центральный банк, наличные деньги являются долговыми обязательствами Центрального банка. 
Чек – это распоряжение владельца банковского вклада выдать определенную сумму с этого вклада ему самому или другому лицу. 
Пластиковые карточки делятся на кредитные и дебетные, но ни те, ни другие не являются деньгами. Во-первых, они не выполняют всех функций денег, и прежде всего не являются средством обращения. Во-вторых, что касается кредитных карточек, то это не деньги, а форма краткосрочного банковского кредита. Дебетные карточки (которые почему-то в России носят название кредитных карточек) не относятся к деньгам, поскольку предполагают возможность снимать деньги с банковского счета в пределах суммы, ранее на него положенной, и поэтому уже включены в качестве компонента денежной массы в общую сумму средств на банковских счетах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Торговая  наценка – источник формирования доходов предприятия.

 

Торговая надбавка является основным источником формирования валового дохода. Будучи ценой сферы  торговли, надбавки формируются в  соответствии с общим механизмом ценообразования. На их величину оказывают  влияние характер услуг, специфика  деятельности, ценовая политика предприятия (фирмы), правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос  и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения, стратегические целевые критерии, принятые предприятием на данный период функционирования.

До перехода экономики к рыночным отношениям источником образования валового дохода были торговые скидки (основные и дополнительные). Главное их отличие от торговых надбавок заключается в том, что торговые скидки представляли собой часть  чистого дохода, передаваемого предприятиями  сферы материального производства торговым предприятиям для организации  продажи произведенной ими продукции  и тем, что их размер определялся  высшими органами ценообразования  и был единым на всей территории страны. Торговые скидки устанавливались  в процентах к розничной цене, а торговые надбавки к оптовой  свободно-отпускной цене.

С ориентацией  экономики на рыночные отношения  и с переходом к свободному ценообразованию магазины (базы, столовые) получили статус юридического лица и  стали сами определять размер торговой надбавки. Вначале ее размер был  ограничен и в разные периоды  с 1991 г. изменялся по различным товарам, товарным группам от 15 до 38%. По отдельным  товарам, реализуемым по фиксированным  ценам, сохранились торговые скидки (водка). Постепенно в механизме формирования торговой надбавки произошли соответствующие  изменения. С конца 1994 г. сняты ограничения  на размер торговой и оптово-сбытовой надбавки. При этом за исполнительными  органами власти оставлено право  в случае необходимости регулировать своим решением размер торговой надбавки по социально значимым товарам. В  дальнейшем с осуществлением коренных рыночных преобразований предполагается полностью отменить государственное  регулирование цен, а тем самым  и уровня торговых надбавок. Возможность  саморегулирования цен и торговых надбавок зависит от снижения уровня инфляции и повышения эффективности  экономики в целом.

В действующих  условиях хозяйствования уровень торговой надбавки должен определяться с учетом конъюнктуры рынка, соотношения  между спросом и предложением на конкретный товар, размера свободной  отпускной цены, издержек обращения, прибыли, ставок косвенных налогов.

Основные требования, предъявляемые к обоснованности торговых надбавок, заключаются в  следующем: они должны создавать  условия для прибыльной работы торгового  предприятия; отражать специфику реализации отдельных товаров, стимулировать  эффективное использование имеющихся  ресурсов, учитывать территориальное  размещение производства (поставщиков) и пути продвижения отдельных  товаров к потребителю, способствовать сокращению перевозок продукции  от места производства до потребления, содействовать упрощению практики расчетов и совершенствованию отношений  торговых предприятий между собой, с предприятиями других отраслей деятельности, с банками, финансовыми  и налоговыми органами.

Информация о работе Деньги. Их виды и функции