Денежно-кредитные инструменты регулирования инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть инфляцию как объект воздействия денежно-кредитной политики в России в современных условиях, определить темпы инфляции и целевые ориентиры её снижения.
Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи:
•рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики и определить как с помощью этих инструментов регулировать инфляцию;
•выявить основные проблемы регулирования инфляции в современных условиях в России.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 90.09 Кб (Скачать)

С учетом кредитного фактора инфляции требуется больше внимания уделять кредитной политике при разработке Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Целесообразно стимулировать банковское кредитование инвестиционных и инновационных проектов с использованием принципа государственно-частного партнерства и госгарантий.

Регулирование кредитного фактора инфляции, направленное на увеличение кредитного компонента эмиссии денег и источника формирования денежной базы, повысит качество рубля как национальной валюты.[12, 23-24 – C].

Специфика инфляции в России проявляется в ее развитии в условиях как профицита, так и дефицита государственного бюджета ( см. табл. 1.4).

Бюджетный профицит, характерный для периода 2002-2008 гг., постепенно снизился с 7,5% ВВП в 2005 г. и 2006 г. до 5,4% в 2007 г. и 4,1% в 2008 г. в связи с кризисом. В 2009 г. сформировался значительный бюджетный дефицит (6,9% ВВП) в связи с экономическим спадом, уменьшением экспортной валютной выручки, увеличением антикризисных и социальных расходов, дотаций регионам.[8, 5 – C]

Таблица 1.4

Профицит и дефицит федерального бюджета

Год

Профицит (+),

дефицит (-)

Трлн руб.

% к ВВП

2007

+1,8

5,4

2008

+1,7

4,1

2009

-2,6

6,8

2010*

-2,9

5,8

2011*

-1,9

4,0

2012*

-1,6

3,0


*Источник: [15]

В условиях кризиса  проявились недостатки бюджетной системы и инфляционная составляющая бюджетной политики. Ее ориентация на достижение роста ВВП за счет валютных поступлений закрепила экспортно-сырьевую модель развития экономики в ущерб ее диверсификации и модернизации путем увеличения бюджетных расходов на инвестиции. Установка бюджетной политики на снижение инфляции под влиянием монетаристской концепции ограничилась сдерживанием лишь ее денежных факторов путем изъятия («стерилизации») излишней денежной массы в государственные финансовые фонды. Такое направление бюджетной политики не учитывало немонетарные факторы инфляции, хотя доказало правильность накопления государственных финансовых резервов, в том числе международных, с точки зрения экономической безопасности страны. Эти фонды позволили провести масштабные антикризисные меры и не допустить критического ухудшения социально-экономической ситуации в России. Расходование международных резервов для антикризисной поддержки экономики привело к их сокращению с максимальной величины 597 млрд. дол. в августе 2008 г. до минимальной - 386 млрд. дол. в январе 2009 г.

В условиях глобализации экономики риск нестабильности возрастает, и без значительных государственных международных резервов невозможно обеспечить экономическую безопасность страны. Характерно, что для США хранят 8,1 тыс. тонн официальных золотых резервов и даже в условиях кризиса не тратят их на покрытие огромного бюджетного дефицита, хронического дефицита текущих операции платежного баланса, внутреннего и внешнего долга.

В условиях кризиса  проявились недостатки региональной бюджетной  политики, что потребовало увеличения дотаций из федерального бюджета, повышения доли межбюджетных трансфертов в доходах региональных и местных бюджетов.

Источники покрытия бюджетного дефицита – использование  Резервного фонда и увеличение госзаймов  – содержат риск усиления инфляции по мере их монетизации и увеличения денежного предложения.

Сохранение значительного  темпа инфляции связано с активизацией долговой политики государства. Предусмотренный Бюджетным кодексом лимит привлечения иных  внутренних источников финансирования бюджетного дефицита в пределах 1% ВВП превышен, и его действие приостановлено до 2013 г. Хотя значительная часть бюджетного дефицита покрывается за счет Резервного фонда, внутренний госдолг возрос с 1499,8 млрд. руб. на 01.01.2009 г. До 2094,7 млрд. руб. на 01.01.2010 г. Ежегодно увеличиваются госзаймы, особенно внутренние ( см. табл. 5).

 

 

Таблица 1.5

Программа привлечения  государственных займов в России

Год

Объемы займов, млрд. руб.

Внутренние

Внешние

2009

429,1

3,6

2010

568,4

13,6

2011

748,6

17,6


*Источник: [15]

 

Инфляционным  фактором стало погашение внешних  долгов полугосударственных корпораций и банков за счет государственных финансовых фондов и валютных резервов в рамках антикризисных мер.

Что касается возобновления ( после десятилетнего перерыва) выпуска еврооблигаций на мировом финансовом рынке в 2010 – 2012 гг. на сумму 58,4 млрд. дол., то эффективность и инфляционный риск этого метода покрытия бюджетного дефицита зависят от условий этих внешних займом и их целевого использования.

Инфляционная  составляющая бюджетной политики России обусловлена неэффективностью финансового контроля за доходами и расходами бюджетов всех уровней. По оценке Счетной палаты РФ, бюджетные злоупотребления удвоились за 2010 год.

В условиях кризиса  усилилось отрицательное влияние  налоговых факторов на инфляцию в связи с резким снижением налоговых поступлений в бюджет по следующим причинам:

    • уменьшение базы исчисления налогообложения в условиях экономического спада и убыточности большинства предприятий;
    • снижение налоговых выплат нефтегазовых компаний в условиях падения мировых цен и объемом экспорта топлива;
    • предоставление налоговых льгот в соответствии с государственной антикризисной программой;
    • уклонение от уплаты налогов с использованием «лазеек» в законодательстве и нелегальных схем их минимизации;
    • снижение выплат налоговых платежей и пошлин и пошлин участниками внешнеэкономической деятельности в связи с усилением несанкционированного оттока капитала за рубеж в условиях кризиса (особенно в 2008 и 2009 гг.);
    • снижение выплат налоговых платежей и пошлин участниками внешнеэкономической деятельности в связи с усилением несанкционированного оттока капитала за рубеж в условиях кризиса;
    • снижение поступлений подоходного налога на физических лиц в связи с уменьшением фонда заработной платы, увеличением «теневой» заработной платы и неуплатой налогов нелегальных мигрантов.

В условиях кризиса  возросла задолженность по налогам  до 615 млрд. руб. в августе 2009 года.

Инфляционный  фактор связан также с включением ожидаемого роста налоговых ставок в цену производителей товаров и услуг с учетом возможных негативных изменений в налоговом законодательстве.

В целях регулирования финансовых факторов инфляции целесообразно: восстановить лимитрование бюджетного дефицита; перейти от консервативной к активной бюджетной политике в целях финансирования модернизации и инноваций экономики в соответствии с бюджетной реформой. Для снижения темпа инфляции необходимо повысить результативность финансового контроля за исполнением бюджета, разработать его показатели и ввести ведомственную ответственность за его выполнение и, наконец, принять соответствующий закон.

Для снижения инфляционной составляющей налоговой политики целесообразно проанализировать эффективность использования налоговых льгот и активнее противодействовать уклонению от налоговых платежей, контролировать достоверность налоговых деклараций, теневую заработную плату, доходы нелегальных мигрантов  и несанкционированный отток капитала за рубеж.

Рост заработной платы и доходов. В условиях кризиса  сохранилась традиционная для России опережающая динамика заработной платы и доходов по сравнению с производительностью труда в экономике. Накопленный до кризиса этот негативный потенциал продолжает стимулировать инфляцию издержек и инфляцию спроса.

Экономический спад и рост безработицы (9,2% в январе 2010 г.) способствовали уменьшению совокупного фонда заработной платы , но не привели к снижению темпа инфляции.

В связи с  проведением Правительством РФ последовательной социальной политики и неуклонной реализацией решения об увеличении доходов населения на 270 млрд. руб. первоочередной задачей в условиях кризиса стало выполнение государственных социальных обязательств. Повышен минимальный размер оплаты труда, проведена индексация бюджетной заработной платы и пенсии. Поставлена задача увеличить размер всех пенсий до уровня прожиточного минимума.

Однако непосредственное влияние повышения бюджетной  заработной платы и пенсии на инфляционный процесс незначительно в связи с относительно низким их уровнем по сравнению с частным сектором. Лишь в 2006 г., в условиях улучшения макроэкономических показателей, средняя номинальная бюджетная заработная плата почти достигла уровня 1991 г., а в 2007 г. превысила его на 10,7%, по данным Росстата. При этом реальная оплата труда снижается под влиянием инфляции.

Специфика инфляционных последствий роста бюджетной заработной платы и пенсий, а также антикризисной социальной поддержки населения проявляется в том, что производители и торговые посредники мгновенно и часто заранее реагируют даже на заявления об этом повышением оптовых и розничных цен, антиципируя увеличение спроса без учета объема предложения и качества товаров и услуг.

Инфляционная  составляющая повышения заработной платы и доходов в наибольшей степени относится к их росту в корпорациях, в том числе государственных, где особенно увеличиваются доходы руководства и менеджеров. Учитывая глобальный характер этой тенденции, антикризисные программы саммитов «Группы 20» содержат рекомендации снизить высокие бонусы в корпоративном секторе.

В период кризиса  возросло инфляционное влияние теневой заработной платы и доходов, а также заработков нелегальных мигрантов, поскольку их получатели не платят налоги в бюджет. (По оценкам, в России 10-12 млн человек, или 8% всех мигрантов в мире. В 2008 г. их валютные переводы из России превысили 11,4 млрд дол. и обеспечивали 42% ВВП Таджикистана, 38,8% ВВП Молдавии). В условиях увеличения безработицы в связи с кризисом в России были снижены квоты по привлечению трудовых мигрантов с 6 млн разрешений в 2007 г. до 1,8 млн в 2008 г., из них 1,1 млн - из стран с безвизовым режимом.

Для снижения инфляционных последствий повышения заработной платы и доходов целесообразны следующие меры:

    • повышение заработной платы в бюджетной сфере должно осуществляться дифференцированно в целях стимулирования наиболее производительного и качественного труда, роста профессионализма работающего населения и с учетом состояния госбюджета;
    • учитывая неизбежный рост бюджетных расходов на выплату пенсий, целесообразно проанализировать обоснованность некоторых пенсионных привилегий, в частности госслужащих, а также увеличить доходность пенсионных накоплений;
    • поскольку неизбежно привлечение мигрантов в связи с уменьшением количества трудоспособных россиян, необходима ориентация миграционной политики на повышение вклада мигрантов в ВВП России с 8-9% до 20%, что важно для производства товаров и услуг и ценовой стабильности;
    • учитывая глобальный характер повышения заработной платы в корпорациях - в частных и государственных, особенно их руководства и менеджеров, и антикризисные рекомендации саммитов «Группы 20», целесообразно разработать принципы корпоративного регулирования этого фактора инфляции в общенациональных интересах.[5, 45 –C]

Внешние факторы инфляции. В условиях финансово-экономического кризиса проявилась характерная для России значительная зависимость экономики и инфляции от внешних факторов. Однако в них произошли следующие изменения.

В результате кризиса  перепроизводства объем внешней  торговли сократился на 36% (с рекордной величины 735 млрд. дол. в 2008 г. до 469 млрд в 2009 г.). Доля России в мировом экспорте снизилась с 2,9% (2008 г.) до 2,2% в 2009 г., когда его падение достигло 12%. Уменьшились экспортные валютные поступления в связи со снижением мировых цен на нефть (со 150 дол./баррель до кризиса до 50-70 дол. в 2009 г., 77 83 дол. в 2010 г.), сокращением российского экспорта продукции ТЭК и притока иностранных инвестиций. В итоге усилилось отрицательное влияние макроэкономических факторов инфляции, поскольку до кризиса эти валютные поступления обеспечивали формирование 45% ВВП, 42% бюджетных доходов и активного сальдо счета текущих операций платежного баланса.

Усилилась чувствительность годовой экспортной выручки к  динамике мировых цен до 3,2 млрд дол. при изменении цены нефти на 1 дол./баррель. Падение мировых цен на нефть на каждые 10 дол./баррель вызвало снижение ВВП России примерно на 2%.

Динамика мировых  цен на энергоносители воздействует не только на цены производителей. Специфика инфляции в России в условиях кризиса проявилась в росте потребительских цен на топливо, горючее даже при снижении мировых цен и цен производителей. Основная причина заключается в ценовом сговоре производителей продукции ТЭК, что потребовало активизации деятельности ФАС.

В условиях кризиса  возросли влияние импортных цен  на усиление инфляции, чувствительность и быстрота реакции индекса потребительских цен в России на рост мировых цен на продовольственные товары с середины 2007 г. в связи с их высокой долей (47%) в розничной торговле и потребительской корзине России (около 25% против 10% в развитых странах). Недостаточное развитие АПК и отсутствие конкуренции на российском рынке, особенно продовольственном, стимулируют повышение цен вслед за дорожающей импортной продукцией. Продовольственный кризис в мире стимулирует «аграрную» инфляцию в России, удорожая импорт продуктов питания.

В условиях кризиса  возросла неорганизованная внешняя  торговля, импорт «челноков», контрабанда. Кризис стимулировал задержку репатриации  в Россию экспортной валютной выручки, непоступление товаров и услуг в счет оплаченных импортных контрактов.

Произошли изменения  во внешних факторах инфляции, связанных с международным движением капитала. Кризис вызвал снижение притока иностранных инвестиций, отток иностранных капиталов, преимущественно портфельных, в связи с падением курса ценных бумаг, а также легальный и нелегальный вывоз российских капиталов. Чистый отток иностранного капитала из России достиг 132,7 млрд. дол. в 2008 г., затем снизился до 52 млрд. в 2009 г. и около 30 млрд. в 2010 г.

Информация о работе Денежно-кредитные инструменты регулирования инфляции