Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть инфляцию как объект воздействия денежно-кредитной политики в России в современных условиях, определить темпы инфляции и целевые ориентиры её снижения.
Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи:
•рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики и определить как с помощью этих инструментов регулировать инфляцию;
•выявить основные проблемы регулирования инфляции в современных условиях в России.
С учетом кредитного фактора инфляции требуется больше внимания уделять кредитной политике при разработке Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Целесообразно стимулировать банковское кредитование инвестиционных и инновационных проектов с использованием принципа государственно-частного партнерства и госгарантий.
Регулирование кредитного фактора инфляции, направленное на увеличение кредитного компонента эмиссии денег и источника формирования денежной базы, повысит качество рубля как национальной валюты.[12, 23-24 – C].
Специфика инфляции в России проявляется в ее развитии в условиях как профицита, так и дефицита государственного бюджета ( см. табл. 1.4).
Бюджетный профицит, характерный для периода 2002-2008 гг., постепенно снизился с 7,5% ВВП в 2005 г. и 2006 г. до 5,4% в 2007 г. и 4,1% в 2008 г. в связи с кризисом. В 2009 г. сформировался значительный бюджетный дефицит (6,9% ВВП) в связи с экономическим спадом, уменьшением экспортной валютной выручки, увеличением антикризисных и социальных расходов, дотаций регионам.[8, 5 – C]
Таблица 1.4
Профицит и дефицит федерального бюджета
Год |
Профицит (+), |
дефицит (-) |
Трлн руб. |
% к ВВП | |
2007 |
+1,8 |
5,4 |
2008 |
+1,7 |
4,1 |
2009 |
-2,6 |
6,8 |
2010* |
-2,9 |
5,8 |
2011* |
-1,9 |
4,0 |
2012* |
-1,6 |
3,0 |
*Источник: [15]
В условиях кризиса проявились недостатки бюджетной системы и инфляционная составляющая бюджетной политики. Ее ориентация на достижение роста ВВП за счет валютных поступлений закрепила экспортно-сырьевую модель развития экономики в ущерб ее диверсификации и модернизации путем увеличения бюджетных расходов на инвестиции. Установка бюджетной политики на снижение инфляции под влиянием монетаристской концепции ограничилась сдерживанием лишь ее денежных факторов путем изъятия («стерилизации») излишней денежной массы в государственные финансовые фонды. Такое направление бюджетной политики не учитывало немонетарные факторы инфляции, хотя доказало правильность накопления государственных финансовых резервов, в том числе международных, с точки зрения экономической безопасности страны. Эти фонды позволили провести масштабные антикризисные меры и не допустить критического ухудшения социально-экономической ситуации в России. Расходование международных резервов для антикризисной поддержки экономики привело к их сокращению с максимальной величины 597 млрд. дол. в августе 2008 г. до минимальной - 386 млрд. дол. в январе 2009 г.
В условиях глобализации экономики риск нестабильности возрастает, и без значительных государственных международных резервов невозможно обеспечить экономическую безопасность страны. Характерно, что для США хранят 8,1 тыс. тонн официальных золотых резервов и даже в условиях кризиса не тратят их на покрытие огромного бюджетного дефицита, хронического дефицита текущих операции платежного баланса, внутреннего и внешнего долга.
В условиях кризиса проявились недостатки региональной бюджетной политики, что потребовало увеличения дотаций из федерального бюджета, повышения доли межбюджетных трансфертов в доходах региональных и местных бюджетов.
Источники покрытия бюджетного дефицита – использование Резервного фонда и увеличение госзаймов – содержат риск усиления инфляции по мере их монетизации и увеличения денежного предложения.
Сохранение значительного темпа инфляции связано с активизацией долговой политики государства. Предусмотренный Бюджетным кодексом лимит привлечения иных внутренних источников финансирования бюджетного дефицита в пределах 1% ВВП превышен, и его действие приостановлено до 2013 г. Хотя значительная часть бюджетного дефицита покрывается за счет Резервного фонда, внутренний госдолг возрос с 1499,8 млрд. руб. на 01.01.2009 г. До 2094,7 млрд. руб. на 01.01.2010 г. Ежегодно увеличиваются госзаймы, особенно внутренние ( см. табл. 5).
Таблица 1.5
Программа привлечения государственных займов в России
Год |
Объемы займов, млрд. руб. | |
Внутренние |
Внешние | |
2009 |
429,1 |
3,6 |
2010 |
568,4 |
13,6 |
2011 |
748,6 |
17,6 |
*Источник: [15]
Инфляционным фактором стало погашение внешних долгов полугосударственных корпораций и банков за счет государственных финансовых фондов и валютных резервов в рамках антикризисных мер.
Что касается возобновления ( после десятилетнего перерыва) выпуска еврооблигаций на мировом финансовом рынке в 2010 – 2012 гг. на сумму 58,4 млрд. дол., то эффективность и инфляционный риск этого метода покрытия бюджетного дефицита зависят от условий этих внешних займом и их целевого использования.
Инфляционная составляющая бюджетной политики России обусловлена неэффективностью финансового контроля за доходами и расходами бюджетов всех уровней. По оценке Счетной палаты РФ, бюджетные злоупотребления удвоились за 2010 год.
В условиях кризиса
усилилось отрицательное
В условиях кризиса возросла задолженность по налогам до 615 млрд. руб. в августе 2009 года.
Инфляционный фактор связан также с включением ожидаемого роста налоговых ставок в цену производителей товаров и услуг с учетом возможных негативных изменений в налоговом законодательстве.
В целях регулирования финансовых факторов инфляции целесообразно: восстановить лимитрование бюджетного дефицита; перейти от консервативной к активной бюджетной политике в целях финансирования модернизации и инноваций экономики в соответствии с бюджетной реформой. Для снижения темпа инфляции необходимо повысить результативность финансового контроля за исполнением бюджета, разработать его показатели и ввести ведомственную ответственность за его выполнение и, наконец, принять соответствующий закон.
Для снижения инфляционной составляющей налоговой политики целесообразно проанализировать эффективность использования налоговых льгот и активнее противодействовать уклонению от налоговых платежей, контролировать достоверность налоговых деклараций, теневую заработную плату, доходы нелегальных мигрантов и несанкционированный отток капитала за рубеж.
Рост заработной платы и доходов. В условиях кризиса сохранилась традиционная для России опережающая динамика заработной платы и доходов по сравнению с производительностью труда в экономике. Накопленный до кризиса этот негативный потенциал продолжает стимулировать инфляцию издержек и инфляцию спроса.
Экономический спад и рост безработицы (9,2% в январе 2010 г.) способствовали уменьшению совокупного фонда заработной платы , но не привели к снижению темпа инфляции.
В связи с проведением Правительством РФ последовательной социальной политики и неуклонной реализацией решения об увеличении доходов населения на 270 млрд. руб. первоочередной задачей в условиях кризиса стало выполнение государственных социальных обязательств. Повышен минимальный размер оплаты труда, проведена индексация бюджетной заработной платы и пенсии. Поставлена задача увеличить размер всех пенсий до уровня прожиточного минимума.
Однако непосредственное влияние повышения бюджетной заработной платы и пенсии на инфляционный процесс незначительно в связи с относительно низким их уровнем по сравнению с частным сектором. Лишь в 2006 г., в условиях улучшения макроэкономических показателей, средняя номинальная бюджетная заработная плата почти достигла уровня 1991 г., а в 2007 г. превысила его на 10,7%, по данным Росстата. При этом реальная оплата труда снижается под влиянием инфляции.
Специфика инфляционных последствий роста бюджетной заработной платы и пенсий, а также антикризисной социальной поддержки населения проявляется в том, что производители и торговые посредники мгновенно и часто заранее реагируют даже на заявления об этом повышением оптовых и розничных цен, антиципируя увеличение спроса без учета объема предложения и качества товаров и услуг.
Инфляционная составляющая повышения заработной платы и доходов в наибольшей степени относится к их росту в корпорациях, в том числе государственных, где особенно увеличиваются доходы руководства и менеджеров. Учитывая глобальный характер этой тенденции, антикризисные программы саммитов «Группы 20» содержат рекомендации снизить высокие бонусы в корпоративном секторе.
В период кризиса возросло инфляционное влияние теневой заработной платы и доходов, а также заработков нелегальных мигрантов, поскольку их получатели не платят налоги в бюджет. (По оценкам, в России 10-12 млн человек, или 8% всех мигрантов в мире. В 2008 г. их валютные переводы из России превысили 11,4 млрд дол. и обеспечивали 42% ВВП Таджикистана, 38,8% ВВП Молдавии). В условиях увеличения безработицы в связи с кризисом в России были снижены квоты по привлечению трудовых мигрантов с 6 млн разрешений в 2007 г. до 1,8 млн в 2008 г., из них 1,1 млн - из стран с безвизовым режимом.
Для снижения инфляционных последствий повышения заработной платы и доходов целесообразны следующие меры:
Внешние факторы инфляции. В условиях финансово-экономического кризиса проявилась характерная для России значительная зависимость экономики и инфляции от внешних факторов. Однако в них произошли следующие изменения.
В результате кризиса перепроизводства объем внешней торговли сократился на 36% (с рекордной величины 735 млрд. дол. в 2008 г. до 469 млрд в 2009 г.). Доля России в мировом экспорте снизилась с 2,9% (2008 г.) до 2,2% в 2009 г., когда его падение достигло 12%. Уменьшились экспортные валютные поступления в связи со снижением мировых цен на нефть (со 150 дол./баррель до кризиса до 50-70 дол. в 2009 г., 77 83 дол. в 2010 г.), сокращением российского экспорта продукции ТЭК и притока иностранных инвестиций. В итоге усилилось отрицательное влияние макроэкономических факторов инфляции, поскольку до кризиса эти валютные поступления обеспечивали формирование 45% ВВП, 42% бюджетных доходов и активного сальдо счета текущих операций платежного баланса.
Усилилась чувствительность годовой экспортной выручки к динамике мировых цен до 3,2 млрд дол. при изменении цены нефти на 1 дол./баррель. Падение мировых цен на нефть на каждые 10 дол./баррель вызвало снижение ВВП России примерно на 2%.
Динамика мировых цен на энергоносители воздействует не только на цены производителей. Специфика инфляции в России в условиях кризиса проявилась в росте потребительских цен на топливо, горючее даже при снижении мировых цен и цен производителей. Основная причина заключается в ценовом сговоре производителей продукции ТЭК, что потребовало активизации деятельности ФАС.
В условиях кризиса возросли влияние импортных цен на усиление инфляции, чувствительность и быстрота реакции индекса потребительских цен в России на рост мировых цен на продовольственные товары с середины 2007 г. в связи с их высокой долей (47%) в розничной торговле и потребительской корзине России (около 25% против 10% в развитых странах). Недостаточное развитие АПК и отсутствие конкуренции на российском рынке, особенно продовольственном, стимулируют повышение цен вслед за дорожающей импортной продукцией. Продовольственный кризис в мире стимулирует «аграрную» инфляцию в России, удорожая импорт продуктов питания.
В условиях кризиса возросла неорганизованная внешняя торговля, импорт «челноков», контрабанда. Кризис стимулировал задержку репатриации в Россию экспортной валютной выручки, непоступление товаров и услуг в счет оплаченных импортных контрактов.
Произошли изменения во внешних факторах инфляции, связанных с международным движением капитала. Кризис вызвал снижение притока иностранных инвестиций, отток иностранных капиталов, преимущественно портфельных, в связи с падением курса ценных бумаг, а также легальный и нелегальный вывоз российских капиталов. Чистый отток иностранного капитала из России достиг 132,7 млрд. дол. в 2008 г., затем снизился до 52 млрд. в 2009 г. и около 30 млрд. в 2010 г.
Информация о работе Денежно-кредитные инструменты регулирования инфляции