Денежно-кредитные инструменты регулирования инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть инфляцию как объект воздействия денежно-кредитной политики в России в современных условиях, определить темпы инфляции и целевые ориентиры её снижения.
Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи:
•рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики и определить как с помощью этих инструментов регулировать инфляцию;
•выявить основные проблемы регулирования инфляции в современных условиях в России.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 90.09 Кб (Скачать)

2. ИНФЛЯЦИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Главной целью  денежно-кредитной политики в России в современных условиях является удержание инфляции в определенных границах. В соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и плановый период 2012 - 2013 гг. Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 201 1 г. до 6-7%, в 2012 г. - до 5-6%, в 2013 г. - до 4,5- 5,5%. Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5-6,6% в 2011 г., 4,5-5,5% в 2012 г. и 4-5% в 2013 г. [4].. В течение первого полугодия 2011 г. инфляция в скользящем годовом выражении менялась незначительно и составляла 9,4-9,6% [3].

Последовательное  снижение уровня инфляции является одной из приоритетных задач экономической стратегии, направленной на преодоление последствий глобального финансового кризиса и вывод российской экономики на траекторию устойчивого роста. Стабильные темпы инфляции способствуют уменьшению макроэкономических рисков, росту потребительской и инвестиционной активности, увеличению кредитных вложений в экономику, накоплению в стране капиталов, необходимых для модернизации производства.

Предпосылки для  постепенного устойчивого снижения темпов инфляции могут быть, на наш  взгляд, созданы посредством развертывания в масштабах страны активной инвестиционной деятельности. Это потребует решения ряда практических задач, таких, как:

    • защита внутреннего рынка инвестиционных товаров от внешней конкуренции;
    • повышение спроса на отечественные товары и стимулирование их производства путем снижения банковских процентных ставок по долгосрочным кредитам;
    • обеспечение ценового равновесия между производителями и потребителями энергосырьевых ресурсов;
    • налоговое регулирование и стимулирование деятельности предприятий, активно занимающихся модернизацией техники и технологии своего производства.

Для успешного  решения задачи постепенного снижения инфляции необходимо отслеживание ряда макроэкономических показателей:

    • коэффициента соотношения средней рентабельности реального сектора экономики и ставки ссудного процента;
    • соотношения показателей скорости обращения денег и индекса потребительских цен;
    • коэффициента монетизации экономики (отношение денежной массы М2 к объему ВВП в текущих ценах);
    • соотношения объема остатков средств расширенного правительства в Банке России и денежной массы;
    • отношения кредиторской задолженности к объему валовой внутренней продукции и некоторых других.

Среди них особо  важное значение, на наш взгляд, имеет показатель соотношения средней рентабельности реального сектора экономики и ставки ссудного процента. Этот коэффициент в концентрированном виде отражает результаты действия практически всех механизмов регулирования экономики. В настоящее время ставка ссудного процента в два с лишним раза превышает уровень средней рентабельности реального сектора экономики, хотя показатель средней рентабельности не всегда носит объективный характер из-за отсутствия в отчетности полной информации о доходах и издержках производства предприятий. Встречаются сокрытие доходов, увеличение долей отдельных статей издержек и другие факты, искажающие сущность сравниваемых при расчетах рентабельности показателей. Тем не менее следует отметить, что сравнение коэффициента среднеотраслевой рентабельности, исчисляемого по существующей методике, со ставкой ссудного процента позволяет сделать вывод о том, что ситуация, сложившаяся с этим показателем, не способствует достижению главной цели современной денежно-кредитной политики - снижение инфляции и ее удержание в границах 5-7% [4].

Институт экономики  РАН еще в 1999 г. предлагал два  варианта решения данной задачи :

Пессимистический  вариант, при котором это соотношение растет крайне медленно и достигнет единицы примерно к 2015 году.

2. Оптимистический  вариант, предусматривавший нормализацию  указанного коэффициента к 2005 году.

Достижение оптимистического варианта предполагает комплексное  использование факторов и механизмов государственного регулирования субъектов хозяйства, в том числе банков, и на этой основе повышение удельного веса платежеспособных предприятий и инвестиционных проектов, кредитуемых банками, способных содействовать увеличению объемов производства товаров, работ и услуг, снижению цен и инфляции спроса. Однако следует отметить, что подобный вариант реалистичен лишь в условиях зрелого, конкурентного финансового рынка и достаточно развитой банковской системы.

Коэффициент монетизации  как обобщающий показатель макроэкономической оценки в России находится на довольно низком уровне (в 2,5-3 раза ниже, чем в Германии, Франции и других развитых странах). Это является ярким свидетельством того, насколько имеющийся в стране финансовый капитал не соответствует потребностям реального сектора экономики, что, естественно, влечет за собой чрезмерно высокий уровень ставки ссудного процента. Однако неконтролируемое увеличение денежной массы в обращении или снижение ссудного процента, не связанное с модернизацией и ростом объемов производства продукции и услуг, всегда приводит к увеличению спроса, а далее и к развитию инфляции. Поэтому в российских условиях коэффициент монетизации следует повышать постепенно, по мере увеличения объема ВВП и при опережающих темпах его роста.

Институт экономики  РАН прогнозировал к 2015 г. достижение уровня монетизации экономики примерно 16- 26% при ежегодном росте ВВП 4% и среднегодовой инфляции 10-20%. В условиях острого текущего дефицита финансовых ресурсов и снижения скорости оборота денежной массы Институт экономики РАН считает возможным пойти на определенный риск - увеличить коэффициент монетизации экономики в ближайшие годы в два раза и тем самым ослабить денежный дефицит.

Для текущей  оценки адекватности проводимой денежно-кредитной политики поставленной цели по уровню инфляции Банк России использует показатель базовой инфляции - базовый индекс потребительских цен, который в большей степени характеризует результаты воздействия монетарных факторов на инфляционные процессы в экономике.

Согласно методическим документам Росстата базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), являясь одним из составляющих (субиндексов) индекса потребительских цен, исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, носящих административный, событийный, а также сезонный характер, и может быть использован для проведения определенных расчетов в аналитических целях. Расчет БИПЦ позволяет выявлять наиболее устойчивую динамику цен, не подверженную воздействиям шоков предложения и спроса, сезонного фактора, а также административному воздействию федеральных и региональных органов власти на процессы ценообразования. БИПЦ рассчитывается на основании набора потребительских товаров и услуг, используемого для расчета сводного индекса потребительских цен, за исключением отдельных товарных групп и видов товаров и услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также в значительной степени подвержены воздействию сезонного фактора.

Следовательно, базовая инфляция - это основной, стержневой компонент инфляции, который  объективно связан с тремя факторами:

    • характером единой государственной денежно-кредитной политики;
    • изменениями текущих тенденций валютного курса;
    • инфляционными ожиданиями текущего времени.

Таким образом, базовая инфляция - это та часть  инфляции, которая непосредственно зависит от денежно- кредитной политики и политики валютного курса.

БИПЦ начиная  с 2003 г. стал одним из расчетных показателей оценки уровня и динамики ценообразования в российской экономике. Он исчисляется по методологии Федеральной службы государственной статистики с участием Банка России, Минэкономразвития и других заинтересованных ведомств. Таким образом, Росстат выполняет свою функцию по определению методики расчета субиндекса базовой инфляции, который наряду с другими макроэкономическими показателями входит в состав финансовой статистики. Банк России, Министерство финансов и другие официальные органы могут внести в оценку базовой инфляции уточняющие коррективы, связанные с незначительными изменениями весовых коэффициентов набора потребительских товаров и услуг, используемых для расчета этого показателя.[11, 6-7 – C]

Показатель базовой инфляции устанавливается расcчетно, исходя из общей конечной цели по инфляции и оценки динамики цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и платные услуги населению. При этом оценки общего уровня инфляции (измеряемой индексом потребительских цен) ориентируются на планы Правительства Российской Федерации по повышению регулируемых цен. В связи с этим степень достижения цели по уровню инфляции будет зависеть от согласованности действий Банка России и Правительства Российской Федерации по управлению инфляционными процессами в стране.[10, 272-C]

В стратегическом плане эффективное регулирование инфляционных процессов может быть достигнуто посредством воздействия на уровень ликвидности банковского сектора с использованием рыночных методов, предполагающих, в частности:

    • совершенствование системы инструментов денежно- кредитной политики, создание необходимых условий для усиления роли процентной политики в управлении денежным предложением для достижения цели по инфляции;
    • переход к более гибкому курсообразованию. В то же время использование Банком России режима управляемого плавающего валютного курса, объективно обусловленное высокой степенью зависимости российской экономики от внешних факторов конъюнктурного характера, позволяет контролировать соответствие динамики валютного курса рубля состоянию фундаментальных экономических факторов, в том числе инфляции.[9, 432- C.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ

Инфляция остается актуальной проблемой российской экономики и экономической политики. Это обусловлено тем, что несмотря на значительное снижение инфляции с 2620% в 1992 г. до 9% в 2006 г., ее темп возрос до 11,9% в 2007 г., превысив целевой ориентир (6,5 - 8%), и в 2008 г. до 13,3% (ориентир - 6-7%). Под влиянием финансово-экономического кризиса инфляция снизилась до 8,8% в 2009 г. и в 2010 г. - в условиях постепенного выхода из кризиса и роста ВВП на 4%. Базой для сохранения значительной инфляции в эти годы стало повышение ее темпа и накопление инфляционного потенциала в докризисный период, данные приведены в таблице 1.1.[4]

Таблица 1.1.

Индекс потребительских цен  в России

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

115,1

112,0

111,7

110,9

109,0

111,9

113,3

108,8

108,8


*Источник: [15].

 

Между тем в  большинстве зарубежных стран под  влиянием кризиса ее темп резко упал, например, в зоне евро - до 1,5%, а в  некоторых из них (Япония, США) возникла угроза дефляции, ( см. табл. 1.2).[6, 11 C.]

 

 

 

 

 

Таблица 1.2

Показатели инфляции в США, Японии, в процентах

 

США

Зона  евро

Япония

2008

3,8

3,3

-1,4

2009

-0,4

0,3

-1,2

2010*

1,5

2,2

0


*Источник: [16]

Таким образом, несмотря на тенденцию снижения инфляции в мире в условиях финансово-экономического кризиса, в России под влиянием традиционных и новых факторов сохраняется ее значительный уровень. Отрицательные экономические и социальные последствия инфляции определяют необходимость постоянного регулирования ее факторов. В обоснование этого вывода могут быть представлены следующие аргументы.

Регулируемая  инфляция способствует стабильному  развитию экономики, ее инновации и  модернизации (обесценение денег, будучи следствием разбалансированности экономики, усугубляет ее диспропорции).

Обесценение рубля  подрывает конкурентоспособность экономики России, усиливает перераспределение национального дохода в пользу предприятий-монополистов, теневой экономики за счет снижения реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества.

Регулирование инфляции необходимо для относительной стабилизации цен, сглаживания их неравномерного роста по товарным группам, выравнивания норм прибыли и уровней оплаты труда по отраслям, снижения имущественного неравенства, сдерживания нерационального перераспределения капиталов и квалифицированных кадров между секторами хозяйства.

Снижение темпа  инфляции содействует нормализации структуры внутреннего спроса, превращая его в фактор развития отечественных предприятий вместо скупки недвижимости, иностранной валюты, земли, предметов роскоши.

Стабилизация  покупательной способности рубля  необходима для укрепления денежной системы как формы организации денежного обращения, улучшения качества денег и выполняемых ими функций. Это позволит снизить масштабы долларизации и евроизации экономики России. Укрепление рубля необходимо для вытеснения из внутреннего оборота денежных суррогатов, частных денег, иностранной валюты, бартерных сделок.

Ценовая стабильность важна для обеспечения соответствия движения товарных и денежных потоков, функционирования денег со скоростью, отвечающей потребностям хозяйственного оборота в деньгах с учетом требований закона денежного обращения и соотношения между агрегатами денежной массы. Устойчивость рубля важна для достижения нормального уровня монетизации экономики путем насыщения ВВП денежной массой в соответствии с денежным спросом.

Информация о работе Денежно-кредитные инструменты регулирования инфляции