Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть инфляцию как объект воздействия денежно-кредитной политики в России в современных условиях, определить темпы инфляции и целевые ориентиры её снижения.
Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи:
•рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики и определить как с помощью этих инструментов регулировать инфляцию;
•выявить основные проблемы регулирования инфляции в современных условиях в России.
2. ИНФЛЯЦИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Главной целью денежно-кредитной политики в России в современных условиях является удержание инфляции в определенных границах. В соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и плановый период 2012 - 2013 гг. Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 201 1 г. до 6-7%, в 2012 г. - до 5-6%, в 2013 г. - до 4,5- 5,5%. Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5-6,6% в 2011 г., 4,5-5,5% в 2012 г. и 4-5% в 2013 г. [4].. В течение первого полугодия 2011 г. инфляция в скользящем годовом выражении менялась незначительно и составляла 9,4-9,6% [3].
Последовательное снижение уровня инфляции является одной из приоритетных задач экономической стратегии, направленной на преодоление последствий глобального финансового кризиса и вывод российской экономики на траекторию устойчивого роста. Стабильные темпы инфляции способствуют уменьшению макроэкономических рисков, росту потребительской и инвестиционной активности, увеличению кредитных вложений в экономику, накоплению в стране капиталов, необходимых для модернизации производства.
Предпосылки для постепенного устойчивого снижения темпов инфляции могут быть, на наш взгляд, созданы посредством развертывания в масштабах страны активной инвестиционной деятельности. Это потребует решения ряда практических задач, таких, как:
Для успешного решения задачи постепенного снижения инфляции необходимо отслеживание ряда макроэкономических показателей:
Среди них особо важное значение, на наш взгляд, имеет показатель соотношения средней рентабельности реального сектора экономики и ставки ссудного процента. Этот коэффициент в концентрированном виде отражает результаты действия практически всех механизмов регулирования экономики. В настоящее время ставка ссудного процента в два с лишним раза превышает уровень средней рентабельности реального сектора экономики, хотя показатель средней рентабельности не всегда носит объективный характер из-за отсутствия в отчетности полной информации о доходах и издержках производства предприятий. Встречаются сокрытие доходов, увеличение долей отдельных статей издержек и другие факты, искажающие сущность сравниваемых при расчетах рентабельности показателей. Тем не менее следует отметить, что сравнение коэффициента среднеотраслевой рентабельности, исчисляемого по существующей методике, со ставкой ссудного процента позволяет сделать вывод о том, что ситуация, сложившаяся с этим показателем, не способствует достижению главной цели современной денежно-кредитной политики - снижение инфляции и ее удержание в границах 5-7% [4].
Институт экономики РАН еще в 1999 г. предлагал два варианта решения данной задачи :
Пессимистический вариант, при котором это соотношение растет крайне медленно и достигнет единицы примерно к 2015 году.
2. Оптимистический
вариант, предусматривавший
Достижение оптимистического варианта предполагает комплексное использование факторов и механизмов государственного регулирования субъектов хозяйства, в том числе банков, и на этой основе повышение удельного веса платежеспособных предприятий и инвестиционных проектов, кредитуемых банками, способных содействовать увеличению объемов производства товаров, работ и услуг, снижению цен и инфляции спроса. Однако следует отметить, что подобный вариант реалистичен лишь в условиях зрелого, конкурентного финансового рынка и достаточно развитой банковской системы.
Коэффициент монетизации как обобщающий показатель макроэкономической оценки в России находится на довольно низком уровне (в 2,5-3 раза ниже, чем в Германии, Франции и других развитых странах). Это является ярким свидетельством того, насколько имеющийся в стране финансовый капитал не соответствует потребностям реального сектора экономики, что, естественно, влечет за собой чрезмерно высокий уровень ставки ссудного процента. Однако неконтролируемое увеличение денежной массы в обращении или снижение ссудного процента, не связанное с модернизацией и ростом объемов производства продукции и услуг, всегда приводит к увеличению спроса, а далее и к развитию инфляции. Поэтому в российских условиях коэффициент монетизации следует повышать постепенно, по мере увеличения объема ВВП и при опережающих темпах его роста.
Институт экономики РАН прогнозировал к 2015 г. достижение уровня монетизации экономики примерно 16- 26% при ежегодном росте ВВП 4% и среднегодовой инфляции 10-20%. В условиях острого текущего дефицита финансовых ресурсов и снижения скорости оборота денежной массы Институт экономики РАН считает возможным пойти на определенный риск - увеличить коэффициент монетизации экономики в ближайшие годы в два раза и тем самым ослабить денежный дефицит.
Для текущей оценки адекватности проводимой денежно-кредитной политики поставленной цели по уровню инфляции Банк России использует показатель базовой инфляции - базовый индекс потребительских цен, который в большей степени характеризует результаты воздействия монетарных факторов на инфляционные процессы в экономике.
Согласно методическим документам Росстата базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), являясь одним из составляющих (субиндексов) индекса потребительских цен, исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, носящих административный, событийный, а также сезонный характер, и может быть использован для проведения определенных расчетов в аналитических целях. Расчет БИПЦ позволяет выявлять наиболее устойчивую динамику цен, не подверженную воздействиям шоков предложения и спроса, сезонного фактора, а также административному воздействию федеральных и региональных органов власти на процессы ценообразования. БИПЦ рассчитывается на основании набора потребительских товаров и услуг, используемого для расчета сводного индекса потребительских цен, за исключением отдельных товарных групп и видов товаров и услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также в значительной степени подвержены воздействию сезонного фактора.
Следовательно, базовая инфляция - это основной, стержневой компонент инфляции, который объективно связан с тремя факторами:
Таким образом, базовая инфляция - это та часть инфляции, которая непосредственно зависит от денежно- кредитной политики и политики валютного курса.
БИПЦ начиная с 2003 г. стал одним из расчетных показателей оценки уровня и динамики ценообразования в российской экономике. Он исчисляется по методологии Федеральной службы государственной статистики с участием Банка России, Минэкономразвития и других заинтересованных ведомств. Таким образом, Росстат выполняет свою функцию по определению методики расчета субиндекса базовой инфляции, который наряду с другими макроэкономическими показателями входит в состав финансовой статистики. Банк России, Министерство финансов и другие официальные органы могут внести в оценку базовой инфляции уточняющие коррективы, связанные с незначительными изменениями весовых коэффициентов набора потребительских товаров и услуг, используемых для расчета этого показателя.[11, 6-7 – C]
Показатель базовой инфляции устанавливается расcчетно, исходя из общей конечной цели по инфляции и оценки динамики цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и платные услуги населению. При этом оценки общего уровня инфляции (измеряемой индексом потребительских цен) ориентируются на планы Правительства Российской Федерации по повышению регулируемых цен. В связи с этим степень достижения цели по уровню инфляции будет зависеть от согласованности действий Банка России и Правительства Российской Федерации по управлению инфляционными процессами в стране.[10, 272-C]
В стратегическом плане эффективное регулирование инфляционных процессов может быть достигнуто посредством воздействия на уровень ликвидности банковского сектора с использованием рыночных методов, предполагающих, в частности:
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ
Инфляция остается актуальной проблемой российской экономики и экономической политики. Это обусловлено тем, что несмотря на значительное снижение инфляции с 2620% в 1992 г. до 9% в 2006 г., ее темп возрос до 11,9% в 2007 г., превысив целевой ориентир (6,5 - 8%), и в 2008 г. до 13,3% (ориентир - 6-7%). Под влиянием финансово-экономического кризиса инфляция снизилась до 8,8% в 2009 г. и в 2010 г. - в условиях постепенного выхода из кризиса и роста ВВП на 4%. Базой для сохранения значительной инфляции в эти годы стало повышение ее темпа и накопление инфляционного потенциала в докризисный период, данные приведены в таблице 1.1.[4]
Таблица 1.1.
Индекс потребительских цен в России
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
115,1 |
112,0 |
111,7 |
110,9 |
109,0 |
111,9 |
113,3 |
108,8 |
108,8 |
*Источник: [15].
Между тем в большинстве зарубежных стран под влиянием кризиса ее темп резко упал, например, в зоне евро - до 1,5%, а в некоторых из них (Япония, США) возникла угроза дефляции, ( см. табл. 1.2).[6, 11 C.]
Таблица 1.2
Показатели инфляции в США, Японии, в процентах
США |
Зона евро |
Япония | |
2008 |
3,8 |
3,3 |
-1,4 |
2009 |
-0,4 |
0,3 |
-1,2 |
2010* |
1,5 |
2,2 |
0 |
*Источник: [16]
Таким образом, несмотря на тенденцию снижения инфляции в мире в условиях финансово-экономического кризиса, в России под влиянием традиционных и новых факторов сохраняется ее значительный уровень. Отрицательные экономические и социальные последствия инфляции определяют необходимость постоянного регулирования ее факторов. В обоснование этого вывода могут быть представлены следующие аргументы.
Регулируемая инфляция способствует стабильному развитию экономики, ее инновации и модернизации (обесценение денег, будучи следствием разбалансированности экономики, усугубляет ее диспропорции).
Обесценение рубля
подрывает
Регулирование инфляции необходимо для относительной стабилизации цен, сглаживания их неравномерного роста по товарным группам, выравнивания норм прибыли и уровней оплаты труда по отраслям, снижения имущественного неравенства, сдерживания нерационального перераспределения капиталов и квалифицированных кадров между секторами хозяйства.
Снижение темпа инфляции содействует нормализации структуры внутреннего спроса, превращая его в фактор развития отечественных предприятий вместо скупки недвижимости, иностранной валюты, земли, предметов роскоши.
Стабилизация
покупательной способности
Ценовая стабильность
важна для обеспечения
Информация о работе Денежно-кредитные инструменты регулирования инфляции