Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть инфляцию как объект воздействия денежно-кредитной политики в России в современных условиях, определить темпы инфляции и целевые ориентиры её снижения.
Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи:
•рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики и определить как с помощью этих инструментов регулировать инфляцию;
•выявить основные проблемы регулирования инфляции в современных условиях в России.
Регулирование инфляции на основе системного подхода позволит снизить инфляционные ожидания, которые стимулируют заблаговременное повышение цен участниками рынка, более реально оценивать экономические индикаторы, преодолеть искаженность сигналов, поступающих на рынок, и стабилизировать экономическое поведение его участников и населения. При относительной стабильности цен снизится влияние инфляционного фактора на принятие решений о сделках и инвестициях.
Снижение темпа инфляции необходимо для укрепления финансовой системы, устойчивости и конкурентоспособности банковской системы России, повышения ее роли в перераспределении привлеченных капиталов в развитие производственного сектора экономики и для создания мирового финансового центра в Москве.
Важным аргументом в пользу регулирования инфляции является необходимость наращивания социального потенциала российской экономики, повышения качества человеческого капитала и преодоления разрыва между богатыми и бедными слоями населения. Потребность в регулировании инфляции обусловлена вызовами глобализации, требующими повышения международной конкурентоспособности России.
Для обеспечения результативности регулирования факторов инфляции важное значение имеет системный подход к данной проблеме, исходным пунктом которого является уточнение понятия инфляции. Положительным явлением стало использование концепции инфляции как многофакторного процесса при принятии государственно- управляющих решений. В конце 2007 г. при утверждении Правительством мер по снижению потребительских цен была подчеркнута зависимость инфляции не только от денежных, но и от неденежных факторов.
Концепция инфляции
как многофакторного социально-
Воспроизводственный подход к регулированию инфляции определяет необходимость постепенного формирования макроэкономических условий для снижения ее темпа на основе увеличения производства товаров и услуг, роста производительности труда, снижения издержек производства.
Несмотря на структурные реформы, сохранились недостатки в экономике - монополизм, отсутствие реальной рыночной конкуренции, топливно-сырьевая модель развития, зависимость от конъюнктуры на мировых рынках, отсутствие диверсификации в развитии отраслей и внешнеэкономической деятельности, значительный масштаб теневой экономики.
В условиях финансово-экономического
кризиса усилились
Учитывая недостаточную
эффективность ранее
В условиях финансово-экономического кризиса распространилось мнение, будто в России инфляция имеет немонетарный характер. При этом в качестве аргумента приводятся данные о снижении денежного агрегата М2 и на этой основе делается нелогичный вывод: отсюда падение всех хозяйственных оборотов и поступлений в бюджет. В действительности наоборот: причины снижения темпа роста М2 обусловлены влиянием экономического спада на каналы эмиссии денег.
Утверждение о смене инфляционной «модели» с инфляции спроса на инфляцию издержек основано на рассмотрении лишь одного фактора инфляции спроса (эмиссии центральных денег), не учитывает другие денежные факторы и модификацию их структуры под влиянием финансово экономического кризиса. Во- первых, уменьшился валютный компонент эмиссии денег. Покупки Банком России экспортной выручки сократились в условиях падения мировых цен на энергоносители, снижения их экспорта и внешних заимствований. Во-вторых, в результате антикризисных мер Правительства Российской Федерации возросло влияние притока ресурсов из государственных резервов на денежную массу в обращении. Изъятая до кризиса огромная денежная масса в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния и накопленные значительные официальные валютные резервы были перераспределены в обращение в целях осуществления антикризисных мер (3 трлн руб.), в том числе для покрытия бюджетного дефицита и государственной поддержки системообразующих корпораций и банков. Увеличился объем рефинансирования Банком России в целях антикризисной поддержки коммерческих банков. В-третьих, увеличились нерегулируемые компоненты денежной массы - частные, в том числе электронные, деньги, выпускаемые кредитно-финансовыми организациями. В-четвертых, в условиях кризиса усилилась долларизация и евроизация экономики России, о чем свидетельствует, в частности, увеличение доли валютных депозитов до 23,7% денежного агрегата М2Х на 1.08.2009 г., 17,6% на 1.08.2010 г., 16,8% на 1.10.2010 г. против 9,3% в 2007 г.
В итоге произошла не смена «модели» инфляции спроса на инфляцию издержек, а временное замедление роста М2 - одного из наименее представительных денежных агрегатов, связанных с инфляцией. Целесообразно принимать во внимание и другие перечисленные компоненты денежного предложения, совокупный рост которого превысил спрос на деньги в связи с кризисным падением промышленного производства на 10,9% и ВВП на 7,9% в 2009 г.
В условиях кризиса наметилось временное изменение источников денежной базы - чистых международных резервов (определяемых как разница между валютными резервами и государственным долгом) и чистых внутренних активов, данные приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Структура источников формирования денежной базы,
трлн руб.
Источник |
2007 |
2008 |
1.01. 2010 |
1.10. 2010 |
2011* |
Чистые меж |
|||||
дународные |
11,7 |
11,2 |
12,75 |
14,59 |
14,68 |
резервы |
|||||
Чистые |
|||||
внутренние |
-7,4 |
-6,8 |
-8,04 |
-9,45 |
-8,75 |
активы |
|||||
Итого денежная база** |
4,3 |
4,4 |
4,71 |
5,14 |
5,92 |
*Источник: [15]
Однако с 2010 г. возобновился традиционный для России подход к разработке денежной программы с акцентом на внешние источники формирования денежной базы за счет эмиссии денег путем покупки Банком России иностранной валюты, поступающей по линии экспорта и внешних займов. В частности, предусмотренная эмиссия еврооблигаций Минфином России на мировом финансовом рынке в 2010-2012 гг. направлена на привлечение внешних заимствований не только для покрытия бюджетного дефицита, но и расширения денежной базы.[13, 34-38 – C]
Некоторые российские специалисты считают, что увеличение денежной массы в зависимости от роста чистых международных резервов не характерно для рыночной экономики, где спрос на деньги определяется уровнем процентной ставки и спросом на кредит. Так «государство само делает инфляцию», покупая слишком много валюты и выпуская слишком много денег. Между тем выпуск денег в зависимости от состояния чистых международных резервов страны используется в мировой практике, хотя в разной степени. В России этот канал выпуска денег в обращение приобрел гипертрофированное значение в ущерб кредитной эмиссии, а относительно высокие процентные ставки и неудовлетворенный спрос на доступные кредиты слабо влияют на увеличение денежной массы.
Таким образом, несмотря на временное снижение темпа роста агрегата М2 в условиях кризиса, при оценке влияния денежных факторов на инфляцию необходимо учитывать и другие компоненты денежного предложения. К тому же по мере выхода экономики из кризиса увеличивается спрос на деньги и, по оценке Банка России, возобновился рост М2 (на 31,1% на 1.10.2010 г. и на 25-28% за год).
В этой связи для реальной оценки риска усиления инфляции под влиянием денежных факторов и повышения эффективности денежной политики в целях снижения инфляции целесообразна установка на регулирование разных компонентов денежного предложения (не ограничиваясь показателями М2) в соответствии с реальным спросом на деньги в зависимости от макроэкономических показателей.
Кредитный фактор инфляции.. В условиях финансово-экономического кризиса проявились инфляционные последствия предкризисной кредитной экспансии. Нарастание темпа банковского кредитования нефинансовых организаций, особенно потребительского и ипотечного жилищного, достигло 39,6% в 2006 г., 51,6% в 2007 г. Банковское «перекредитование» способствовало увеличению денежного предложения и сохранению значительного темпа инфляции, несмотря на кризисное падение промышленного производства и ВВП.
Кризис усилил инфляционную составляющую деятельности банков. «Перекредитование» экономики обернулось в период кризиса увеличением просроченных кредитов, накоплением «плохих» долгов заемщиков, их невозвратом. Снизилась прибыльность банковской системы с 409,2 млрд руб. в начале 2009 г. до 6,8 млрд в середине того года, когда 119 банков стали убыточными. Возникла проблема погашения внешних долгов в условиях снижения доступа к их рефинансированию на мировом финансовом рынке и нехватки ликвидности на российском финансовом рынке. Это проявилось в уменьшении чистых заимствований банков за рубежом на 34,4% в 2008 г. (с 1284,6 млрд руб. до 843,1 млрд руб.) . Кризис обнажил также связь инфляции с глубинными причинами уязвимости банков, оказавшихся на грани банкротства. В их числе структурные проблемы банковской системы, низкое качество банковских активов и управления рисками. Речь идет о кредитовании высокорискованных проектов и выполнении обязательных нормативов с использованием «серых» схем кредитования заведомо неплатежеспособных подставных компаний, не ведущих хозяйственной деятельности, увеличении долгов проблемных банков. Антикризисная программа Правительства Российской Федерации позволила смягчить последствия мирового финансово-экономического кризиса ценой огромных затрат и усиления инфляции. Активизация функции Банка России как кредитора последней инстанции в нестандартных формах (расширение круга заемщиков, удлинение сроков кредитов) привела к повышению кредитного компонента денежной эмиссии, однако возвратность этих кредитов была не всегда гарантирована.
Санирование банков,
проводимое Агентством по страхованию
вкладов (АСВ), которое в условиях
кризиса кроме функций
Использование мирового опыта санации с привлечением частного инвестора, который вкладывает собственные средства, покупает акции банка и управляет им, снижает инфляционную составляющую подобного рыночного метода санации, но при условии возвратности кредита, предоставленного частному инвестору Агентством по страхованию вкладов. Однако эти кредиты погашаются медленно.
На инфляционный процесс негативно влияло нецелевое использование некоторыми банками государственной антикризисной финансовой поддержки. Они часто предпочитали скупать иностранную валюту за счет этих средств и переводить ее за рубеж вместо кредитования производственных предприятий в целях сдерживания экономического спада и безработицы. Доля кредитов банков в их активах снизилась с 71,2 до 67,5% в 2009 г. при одновременном росте проблемных кредитов. Уменьшение влияния кредитного мультипликатора на формирование денежной массы ухудшило качество выпускаемых денег, их обеспеченность товарами и услугами, производимыми с использованием банковских кредитов.
Фактором инфляции стала стагнация банковской системы России в условиях финансово-экономического кризиса. Это проявляется в медленном росте кредитного портфеля, особенно в сфере кредитования экономики, производственных предприятий с целью вывода их из кризиса, несмотря на улучшение показателей банковской ликвидности, удвоение резервов и повышение прибыли, особенно десяти ведущих банков в 2009-2010 годах.
В условиях кризиса повысились средневзвешенные номинальные процентные ставки по кредитам предприятиям (10,4% в январе 2008 г.; 20-25% в 2009 г.). Это стимулировало инфляцию, так как заемщики перекладывали эти дополнительные издержки на потребителей их продукции. Снижение их до 13-14% в 2010 г. и ставки рефинансирования с 13% в 2008 г. до 7,75% (01.06.2010 г.) - одна из антиинфляционных мер.
Регулирование кредитных факторов инфляции должно осуществляться с учетом двоякой роли кредита. С одной стороны, для сдерживания кредитной экспансии, перекредитования клиентов, нарушения принципов кредитования необходима жесткая кредитная политика, усиление банковского надзора и контроля. Об этом свидетельствуют уроки мирового кризиса. С другой стороны, расширение кредитования производства и обращения товаров и услуг, которые служат обеспечением стабильности денег, способствует снижению инфляции.
Информация о работе Денежно-кредитные инструменты регулирования инфляции