Денежно-кредитная политика банков России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны.

Содержание

Введение
1. Теории эконом. роста предложения денег.
2. Ориентиры денежно-кредитной политики и проблемы эконом. роста.
3. Инструменты денежно-кредитной политики Банк
3.1. Рефинансирование коммерческих банков
3.2. Политика обязательных резервов
3.3. Операции на открытом рынке
3.4. Некоторые административные методы регулирования денежно–кредитной сферы
4. Пути совершенствования денежно-кредитной политики.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 245.11 Кб (Скачать)

     Этот  метод заключается в том, что  центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в  банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки  периодически вносят изменения в  указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

     Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

     По  форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в  купле-продаже ценных бумаг с  обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более  мягкий эффект их воздействия, придают  популярность данному инструменту  регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

     Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование  более гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

    3.4.Некоторые административные методы регулирования денежно–кредитной сферы. 

     Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области  и административные методы воздействия.

     К ним относится, например, использование  количественных кредитных ограничений.

     Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

     Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

     Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

     При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

     Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер. 

4. Пути совершенствования  денежно-кредитной  политики. 

     В соответствии со сценарными условиями  функционирования российской экономики  и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство  Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году – до 7-8%, в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрь  к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском  рынке соответствует базовая  инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012 году.

     Согласно  прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному  в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также  возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту  спроса на национальную валюту как  на средство сбережения. В этой связи  диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в  зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.

     Предполагаемое  постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов  прогноза диапазон темпов прироста денежного  агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.

     Денежная  программа на 2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих  вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы.

     Расчеты по программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста  ВВП и его составляющих, а также  динамике валютного курса, заложенного  в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных  вариантов раз- вития темп прироста денежной базы в узком определении  в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19%.

     Для первого варианта денежной программы  на протяжении всего прогнозного  периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы. Второй–четвертый варианты программы разработаны  в предположении о росте чистых международных резервов (ЧМР) в 2010-2012 годах, который по этим вариантам  станет основным источником увеличения денежной базы.

     В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,3 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом вариан те программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам – снизиться на 1,1 трлн. рублей.

     Исходя  из прогноза платежного баланса в  условиях этого варианта ЧМР увеличиваются  в 2011 году незначительно (на 0,03 трлн. рублей), в 2012 году – на 0,2 трлн. рублей. При  этом чистые внутренние активы увеличиваются  на 0,5 и 0,6 трлн. рублей соответственно. В 2011-2012 годах для обеспечения  такой динамики предусматривается  увеличение объема чистого кредита  расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей и чистого кредита  банкам – на 0,2 трлн. рублей в год.

     По  второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,4 трлн. рублей. С учетом оценки де- нежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,3 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей.

     В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что  потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,3 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита  расширенному правительству на 0,6 трлн. рублей, чистый кредит банкам может  сократиться на 0,1 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,8 трлн. рублей и ЧВА –  на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре  прироста чистых внутренних активов  изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита  банкам ожидается примерно таким  же, как в 2011 году.

     По  третьему и четвертому вариантам  денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010-2012 годах превышает  объем, требуемый для обеспечения  прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.

     Согласно  третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,1 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,3 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,6 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,4 и 1,9 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011-2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,2 трлн. рублей как в 2011, так и в 2012 годах.

     Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,1 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,8 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,4 и 1,7 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году – на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,3 трлн. рублей в 2011 году и 0,2 трлн. рублей в 2012 году.

     Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние  денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В  целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной  сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной  политики Банк России будет применять  весь спектр инструментов, имеющихся  в его распоряжении.

     В среднесрочной перспективе система  инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована  на создание необходимых условий  для реализации эффективной процентной политики.

     По  мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям  предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут  определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей  производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

     В случае образования существенного  дефицита ликвидности банковского  сектора Банк России продолжит использование  всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как  операций по предоставлению ликвидности  под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так  и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены  Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко  управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие  на кредитную активность банковского  сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

     При этом в среднесрочной перспективе  политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму  рефинансирования кредитных организаций  с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для  кредитных организаций, в частности  за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечении  по операциям рефинансирования.

Информация о работе Денежно-кредитная политика банков России