Денежно кредитное регулирование РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.

Содержание

Введение
Необходимость государственного регулирования экономики

I. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства

II. Основные инструменты денежно-кредитной политики

ІІІ. Денежно - кредитная и валютная политика в Республике Казахстан по Национальному банку.
3.1 Инструменты денежно - кредитной политики

3.2. Денежные агрегаты

3.3 Валютное регулирование и контроль

3.4. Управление золотовалютными активами

3.5 Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка на 2003-2005 годы

3.6 Монетарный обзор за предыдущие месяцы 2003 года
Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 125.53 Кб (Скачать)

      Качественные  улучшения происходили и в  банковском секторе. На 1 октября 2002 года в Казахстане действовало 38 банков. За 9 месяцев суммарный собственный  капитал банков с начала года увеличился на 18,4% до 147,4млрд.тенге (около 954 млн. долл.). Депозиты резидентов в банках выросли  на 19,2% и достигли 530,4 млрд. тенге (более 3,4 млрд. долл.). Объем вкладов населения (с учетом нерезидентов) вырос на 25,4% до 233,3 млрд. тенге (более 1,5 млрд. долл.).

      Продолжает  улучшаться структура депозитов, как  по их срочности, так и по видам  валют. Так, удельный вес срочных  депозитов вырос с 68,6% до 70,2%, а  удельный вес депозитов в иностранной  валюте в общем объеме депозитов  резидентов снизился с 64,0% до 58,1%.

      Значительный  рост ресурсной базы банков способствовал  быстрому росту объемов кредитов, выданных реальному сектору экономики. Общий объем кредитов банков экономике на конец сентября 2002 года составил 588,7 млрд. тенге (около 3,8 млрд. долл.), увеличившись с начала года на 20,2%.

      Положительные тенденции наблюдаются в структуре  кредитного портфеля банков. Удельный вес средне- и долгосрочных кредитов увеличился с 50,8% до 56,6%, удельный вес кредитов в национальной валюте вырос с 28,8% до 33,2%. При этом, кредиты малому предпринимательству увеличились на 20,1% и составили 24,9% от общего объема кредитов экономике.

      Таким образом, на данном этапе финансовый сектор находится на качественно  новом уровне своего развития, что  было отмечено присвоением Казахстану рейтинга инвестиционного уровня: международное  рейтинговое агентство «Moody's Investors Services» 19 сентября 2002 года повысило кредитный рейтинг Казахстана по облигациям в иностранной валюте до уровня «Baa3».

      Основные  направления деятельности Национального  Банка на 2003-2005 годы.

      В 2003 году Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан продолжат  проведение согласованной экономической  политики, основными целями которой  являются достижение устойчивого экономического роста при сохранении низких уровней  инфляции и дефицита государственного бюджета, обеспечении благоприятных  конкурентных условий товаропроизводителям и устойчивости платежного баланса  страны. Правительство и Национальный Банк намерены сохранить режим свободно плавающего обменного курса тенге, который обуславливает колебания курса в зависимости от спроса и предложения. Это будет способствовать сохранению ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках. Национальный Банк не будет вмешиваться в формирование обменного курса, осуществляя минимальное присутствие на внутреннем валютном рынке при необходимости предотвращения спекулятивных скачков обменного курса тенге.

      Основной  целью денежно-кредитной политики будет удержание среднегодовой  инфляции в 2003-2004 годах в пределах 4-6% и снижение ее к 2005 году до 3-5%.

      Денежно-кредитная  политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка, дальнейшему  развитию страхового рынка, рынка ценных бумаг и укреплению банковской системы, созданию условий для дальнейшего роста кредитования банками реального сектора экономики, а также совершенствованию накопительной пенсионной системы.

      Основными инструментами денежно-кредитной  политики в 2003-2005 годах будут операции открытого рынка, такие как операции РЕПО и переучетные операции с векселями. В 2003 году Национальный Банк примет меры по усилению регулирующей роли своих официальных ставок, таких как ставка РЕПО и учетная ставка по векселям, и будет поддерживать их слабо положительными в реальном выражении. Это послужит базой для подготовки к переходу к инфляционному таргетированию денежно-кредитной политики в 2004-2005 годы.

      Золотовалютные  резервы Национального Банка  будут поддерживаться на уровне, обеспечивающем покрытие более 3 месяцев импорта  товаров и услуг.

      Ожидаемые годовые приросты денежных агрегатов  будут адекватны темпам прогнозируемого  экономического роста. В 2003 году ожидается  рост денежной базы на 14-15% (в 2004 году – 12-13%, в 2005 году – 13-14%) и денежной массы  на 22-23% (в 2004 году – 16-17%, в 2005 году – 15-16%).

      Снижение  инфляции позволит к концу 2003 года снизить  ставку рефинансирования до 6-7% годовых, а к концу 2005 года – до 4,5-6%. Это  должно стать индикатором для  банков к дальнейшему снижению стоимости  кредитных ресурсов.

      В 2003 году ожидается рост депозитов  резидентов на 22-24% (в 2004 году – 17-18%, в 2005 году – 15-16%) и, соответственно, за счет расширения кредитной деятельности банков, рост объемов кредитов – на 25-26% (в 2004 году – 18-19%, в 2005 году – 17-18%).

      Будет продолжена либерализация валютного  режима в Республике Казахстан в  направлении смягчения режима валютного  регулирования инвестиций в ценные бумаги нерезидентов инвестиционного  качества, стимулирования операций прямого инвестирования за рубеж, устранения чрезмерных административных преград при осуществлении внешнеторговых операций. Для снижения рисков, связанных с потоками капитала, будет совершенствоваться пруденциальный надзор на консолидированной основе, будут внедряться внутренние системы управления рисками в банках, накопительных пенсионных фондах и страховых компаниях, будут разрабатываться механизмы контроля и сдерживания спекуляций со стороны нефинансовых организаций – крупных участников внутреннего валютного рынка.

      В целом либерализация валютного  режима в Республике Казахстан будет  проходить в три этапа. Программа 2-го этапа ориентировочно будет начата в 2005 году. При определении временных рамок этапов и перечня приоритетных операций основными условиями дальнейшей либерализации валютного режима будет достижение ранее поставленных целей, состояние платежного баланса и ситуации на мировых товарных и финансовых рынках, что должно создать необходимые предпосылки для перехода на следующий этап. Полностью либерализация будет завершена к 01.01.2007 года.

      В соответствии с международными стандартами  формирования статистики платежного баланса  и внешнего долга будут совершенствоваться статистический учет операций и методологические подходы по расчету относительных параметров внешнего долга страны.

      Среди основных задач Национального Банка  в 2003-2005 годах – дальнейшее развитие финансовых рынков.

      В области развития банковского сектора  Национальный Банк продолжит работы по внедрению в банках систем управления рисками и совершенствованию методов текущего надзора, в том числе консолидированного надзора. Кроме того, будет совершенствоваться система обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц, а также повышаться степень прозрачности банковской деятельности. C 1 января 2004 года только банки-участники системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц будут иметь возможность привлекать на вклады (депозиты) деньги физических лиц и активы накопительных пенсионных фондов.

      Будет продолжена работа по развитию инфраструктуры страхового рынка и активизации  деятельности его профессиональных участников (страховых брокеров, актуариев  и уполномоченных аудиторов). Должное  развитие получит страхование рисков в деятельности различных категорий  профессиональных участников рынка  ценных бумаг.

      Планируется расширение перечня обязательных видов  страхования, в частности, охватывающих их массовые и социально-значимые направления, а также связанные с профессиональной ответственностью.

      В целях защиты интересов клиентов по договорам страхования предполагается создание Фонда, гарантирующего осуществление страховых выплат страхователям (застрахованным выгодоприобретателям). На первом этапе предполагается введение гарантирования по основным видам обязательного страхования, с дальнейшим его расширением на все остальные виды, включая добровольное страхование.

      В 2004 году планируется создание самостоятельного единого регулирующего органа по надзору за финансовым рынком, в  рамках которого будут осуществляться оперативный контроль за всеми финансовыми  институтами и комплексная защита прав и интересов инвесторов. Особое внимание будет обращено на увеличение конвергенции финансовых услуг и создание условий добросовестной конкуренции для функционирования финансовых организаций.

      Импульс дальнейшему развитию рынка ценных бумаг даст принятие законопроектов «Об акционерных обществах» и  «О рынке ценных бумаг». Разрабатываемый в настоящее время закон "Об инвестиционных и паевых фондах" ориентирован на создание условий для привлечения к инвестированию на фондовом рынке непрофессиональных инвесторов (прежде всего населения).

      Будут приняты меры по стимулированию развития таких финансовых инструментов, как  ипотечные облигации, агентские  ценные бумаги, краткосрочные коммерческие ценные бумаги и другие. В целях  развития коллективного инвестирования планируется устранить двойное  налогообложение доходов инвестиционных фондов, полученных ими по финансовым инструментам и предназначенных  для выплаты своим вкладчикам (акционерам). Одновременно, будут создаваться условия для повышения возможностей внутренних инвесторов по диверсификации инвестиционных портфелей.

      Будет продолжена работа по формированию списка первоклассных эмитентов векселей (как за счет национальных компаний, так и за счет хозяйствующих субъектов  «среднего звена»), по совершенствованию  нормативной правовой базы вексельного  обращения и совершенствованию  инфраструктуры вексельного рынка.

      Национальным  Банком планируется продолжить совершенствование  нормативной и правовой базы развития систем ипотечного кредитования и стройсбережений. Будет создана компания по страхованию  рисков ипотечных кредитов.

      В рамках совершенствования системы  корпоративного управления будет начата разработка типовых форм внутренних документов эмитентов ценных бумаг  с учетом норм корпоративного управления, заложенных в Рекомендациях по корпоративному управлению в акционерных обществах и Нормах этики профессиональных участников рынка ценных бумаг.

      Планируется разработать рекомендации по организации  систем корпоративного управления и  управления рисками в организациях, осуществляющих деятельность в сфере  фондового рынка, что особенно актуально  в отношении организаций, осуществляющих инвестиционное управление портфелем  ценных бумаг, и брокеров-дилеров, которые  поступательно должны развиваться  как инвестиционные банки.

      После ожидаемого принятия Парламентом Республики Казахстан Закона Республики Казахстан "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" в 2003 году, будет начато осуществление перевода на электронную форму отчеты субъектов рынка ценных бумаг в уполномоченный орган, а также проспектов эмиссий акций и условий выпуска долговых ценных бумаг.

      Одним из приоритетов деятельности Национального  Банка остается защита прав и законных интересов кредиторов банков и страховых (перестраховочных) организаций при  их ликвидации, проводимой в соответствии с финансовыми и гражданскими нормами. Реализация этой задачи будет  осуществляться через законодательные  рычаги, направленные на дальнейшее совершенствование  нормативной правовой базы, усиление контроля за деятельностью ликвидационных комиссий и обеспечение проведения ликвидационного производства в  рамках действующего законодательства.

      Национальным  Банком Республики Казахстан в период с 2003 по 2005 год планируется в целях  перехода к международным стандартам финансовой отчетности системы бухгалтерского учета в Национальном Банке и  организаций, регулирование и надзор за деятельностью которых возложены  на Национальный Банк Республики Казахстан, осуществлять свою деятельность в следующих  направлениях.

      В 2003 году будут приняты меры по обучению работников бухгалтерской службы банков второго уровня международным стандартам финансовой отчетности, а также разработан для страховых (перестраховочных) организаций  типовой план счетов бухгалтерского учета и стандарты бухгалтерского учета в области страхования  с учетом требований, вытекающих из международных стандартов страховой  деятельности.

      В 2004 году будет начата работа по автоматизации бухгалтерского учета в страховых (перестраховочных) организациях, а в 2003-2007 годах будут приняты меры по внедрению автоматизированного банковского пакета в Национальном Банке Республики Казахстан.

      Одновременно, в течение вышеуказанного периода  будет постоянно проводиться  работа по совершенствованию системы  бухгалтерского учета и финансовой отчетности Национального Банка  Республики Казахстан и его дочерних организаций, а также организаций, регулирование и надзор за деятельностью  которых возложены на Национальный Банк Республики Казахстан.

      Основное  внимание Национального Банка в  области платежных систем в 2003 году и в последующие годы будет  уделено внедрению Национальной межбанковской системы платежных  карточек на основе микропроцессорных  карточек. Национальная межбанковская  система платежных карточек позволит решать задачи выплаты через карточки заработной платы, довольствия для  военнослужащих, пенсии пенсионерам  и других адресных выплат, оплаты любых  видов товаров и услуг, улучшения  условий оплаты таможенных сборов и  платежей, оптимизации сбора налогов  и платежей налоговыми органами, учета  медицинских услуг и т.д. Это  будет означать создание единого  платежного пространства по обслуживанию населения и торгово-сервисных  предприятий, вовлечение в безналичный  оборот наличной денежной массы, находящейся  у населения.

Информация о работе Денежно кредитное регулирование РК