Денежно кредитное регулирование РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.

Содержание

Введение
Необходимость государственного регулирования экономики

I. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства

II. Основные инструменты денежно-кредитной политики

ІІІ. Денежно - кредитная и валютная политика в Республике Казахстан по Национальному банку.
3.1 Инструменты денежно - кредитной политики

3.2. Денежные агрегаты

3.3 Валютное регулирование и контроль

3.4. Управление золотовалютными активами

3.5 Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка на 2003-2005 годы

3.6 Монетарный обзор за предыдущие месяцы 2003 года
Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 125.53 Кб (Скачать)

      По  всем заемщикам Национальным Банком проведена претензионно - исковая  работа. 

      3.2. Денежные агрегаты 

      Поведение денежных агрегатов в течение  отчетного периода было обусловлено  характером сложившихся в прошлом  тенденций. Так, в начале года наблюдалось сезонное снижение денежных агрегатов. Денежная база и наличные деньги в обращении продолжали снижаться в течение I квартала и превысили уровень на начало года только в сентябре. Кривые темпов роста денежной базы и денежной массы (рис.2.5, 2.6) показывают, что в течение года наблюдается синхронность в их поведении. Однако, вследствие опережающего темпа роста депозитов в банковской системе, денежная масса, уже в мае превысила уровень на начало года. 

      Рисунок.2.5.

      Динамика  изменения денежных агрегатов (к  пред. месяцу, %)

        

      Рисунок 2.6.

      Динамика  изменения агрегатов (номинальное  к началу года, %)

        

      Денежная  база. Увеличение поступления иностранной валюты на счета Министерства финансов в Национальном Банке и покупки Национальным Банком валюты на внутреннем валютном рынке способствовали значительному увеличению чистых международных резервов Национального Банка на 37,6% до 2093,9 млн. долл. Однако, денежная база расширилась всего на 5,7% до 134,0 млрд. тенге. Это было связано с тем, что, начиная со второй половины года, Национальный Банк активизировал операции по стерилизации избыточной ликвидности. Рост чистых международных резервов Национального Банка был нейтрализован увеличением объемов краткосрочных нот в обращении в 7,9 раза (или на 43,0 млрд. тенге) и увеличением депозитов Правительства в 2,3 раза (или на 26,8 млрд. тенге) .

      Денежная  масса. В 2000 году позитивной была и динамика активов банковской системы. Так, чистые внешние активы банковской системы выросли на 15,9% (или на 294,9 млн. долл.), а внутренние активы банковской системы увеличились более чем в 5,2 раза (или на 71,3 млрд. тенге). Рост внутренних активов банковской системы произошел за счет значительного, более чем в 1,8 раза (или на 137 млрд. тенге), увеличения требований к другим секторам экономики (несмотря на снижение чистых требований к Правительству банковской системы на 26,9% и чистых прочих внутренних активов банковской системы - на 30%). Все указанные факторы способствовали увеличению денежной массы на 45,9% до 399,5 млрд. тенге.

      В структуре денежной массы сохранилась  позитивная тенденция роста депозитов  в банковской системе - с начала года ее доля выросла с 62,2 до 73,4%, что вызвало  увеличение денежного мультипликатора  с 2,16 до 2,98.

      Наличные  деньги в обращении выросли незначительно - на 2,8% до 106,4 млрд. тенге, так как  на начало года их уровень был высоким  за счет выплаты накопленной задолженности  по пенсиям, пособиям и социальным выплатам в декабре 1999 года. В течение I квартала наличные деньги в обращении продолжали снижаться, что объясняется в  основном сезонным фактором, а с апреля они начали увеличиваться. Наибольший темп роста наличных денег в обращении был отмечен в декабре (на 9,4%) и в сентябре (на 7,5% до 106,1 млрд. тенге), что также объясняется циклическим характером их поведения.

      Значительный  рост денежной массы привел к увеличению уровня монетизации экономики с 13,6% в 1999 году до 15,4% в 2000 году (самого высокого показателя со дня независимости  Казахстана). 

      3.3. Валютное регулирование и контроль 

      В 2000 году механизм валютного регулирования  и контроля совершенствовался с  учетом ситуации на внешнем и внутреннем валютном рынке, развития новых финансовых инструментов, изменения условий  и конъюнктуры инвестирования.

      Принятие  Закона "О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты РК по вопросам валютного регулирования" создает возможность выработки  более гибкого механизма регулирования  путей оттока капитала, расширения перечня норм, нарушение которых  влечет за собой наказание в соответствии с валютным законодательством. Изъятие  субъектов банковской и страховой  деятельности из сферы малого предпринимательства  позволит усилить надзор за данными  организациями, изменить требования к  их деятельности с целью укрепления устойчивости финансовой системы и  защиты интересов потребителей.

      Внесены изменения в нормативную правовую базу, усиливающие требования к помещениям обменных пунктов, а также применяемым  техническим средствам определения  подлинности денежных знаков. Кроме  того, внесенные изменения позволяют  автоматизировать работу по учету обменных операций.

      Была  продолжена работа по совершенствованию  экспортно-импортного валютного контроля. Национальным Банком были разработаны  предложения по совершенствованию  механизма экспортно-импортного валютного  контроля, а также проект новой  редакции Инструкции об организации  экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан.

      В проекте Инструкции нашли отражение  вопросы, ранее не урегулированные  законодательством: порядок осуществления  валютного контроля по экспортно-импортным  сделкам, предусматривающий использование  вексельной формы расчетов, основания  и порядок закрытия паспортов  сделок. Кроме того, разграничены компетенция, функции и полномочия органов  и агентов валютного контроля, а также изменены направления  информационных потоков между ними.

      Практическая  реализация внесенных предложений  позволит усилить контроль за поступлением в страну экспортной выручки и  товаров в счет погашения платежей по импорту.

      Для усиления мониторинга за движением  иностранной валюты по проводимым экспортно-импортным  операциям, введены два новых  вида лицензируемых операций - зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц, а также  получение резидентами экспортной валютной выручки в срок свыше 120 дней.

      В целях реализации правительственной  программы развития рынка ценных бумаг, был введен упрощенный порядок  лицензирования таких операций для  компаний по управлению пенсионными  активами. В 2000 году выдано 6 генеральных  лицензий на инвестирование пенсионных активов в ценные бумаги, эмитируемые  нерезидентами.

      Необходимость унификации требований по вывозу наличной иностранной валюты в странах-участниках Таможенного союза потребовала  внесения изменений в требования по представлению физическими лицами документов о легальности происхождения  валюты при ее вывозе из Республики Казахстан. Если ранее требовалось  предоставление в таможенные органы документов на всю сумму вывозимой  валюты, то теперь представляются документы  только на сумму, превышающую установленный  лимит. В Республике Казахстан норма  вывоза наличной иностранной валюты составляет эквивалент 3 тыс. долл. США.

      Одной из основных форм валютного контроля была проверка соблюдения норм валютного  законодательства субъектами валютного  рынка. Проведено 15 проверок банков, 3 проверки юридических лиц, рассмотрено 461 материалов проверок уполномоченных организаций  и 10 материалов проверок уполномоченных банков, проведенных областными филиалами  Национального Банка.

      Увеличилось количество юридических лиц, обратившихся в Национальный Банк за лицензией  на проведение операций, связанных  с движением капитала. Так, если в 1999 году была выдана 121 лицензия на проведение таких операций, то в 2000 году было выдано 214 таких лицензий. В структуре  выданных лицензий отмечена тенденция  роста количества лицензий на кредитование нерезидентов по импортным сделкам, что объясняется увеличением  охвата валютным контролем импортных  сделок.

      В 2000 году на проведение обменных операций с наличной иностранной валютой  было выдано 497 лицензий с учетом проведенной  перерегистрации уполномоченных организаций, общее количество их обменных пунктов  изменилось незначительно (1066 - на 01.01.01 г. по сравнению с 1137 на начало 2000 года). Общее количество банковских и небанковских обменных пунктов соответственно составило 2485 и 2402. В общем объеме проводимых обменных операций с наличной иностранной валютой преобладает доля банковских обменных пунктов (более 80% оборота). 

      3.4. Управление золотовалютными активами 

      Валовые золотовалютные активы Национального  Банка в 2000 году увеличились на 4,6% (или на 92,6 млн. долл.) до 2,096 млрд. долл., чистые золотовалютные активы - на 37,6% (или на 572,7 млн. долл.) до 2,094 млрд. долл. (табл.2.2). 

      Таблица 2.2.

      Уровень золотовалютных активов Национального  Банка

      млн. долл.

  01.01.00 01.04.00 01.07.00 01.10.00 01.01.01
Валовые ЗВА 2 003,237 1 872,693 1 911,101 2 189,828 2 095,849
  активы в СКВ  и СДР 1 480,460 1 375,620 1 386,943 1 685,483 1 594,308
  активы в драгоценных  металлах 522,777 497,073 524,158 504,345 501,541
Внешние обязательства (СКВ) 482,057 423,522 3,289 1,935 1,975
Чистые  золотовалютные активы 1 521,180 1 449,171 1 907,812 2 187,894 2 093,873
 

      Динамика  валовых золотовалютных активов  в течение года имела общую  тенденцию роста, что было обусловлено:

      покупками Национальным Банком иностранной валюты на внутреннем рынке;

      поступлением  валютных средств на счета Министерства финансов (в т.ч. от размещения Казахстаном 3-й эмиссии еврооблигаций на международных  рынках капитала, от приватизации государственной  собственности и арендной платы  России за космодром "Байконур", оплатой  налогов иностранными инвесторами, работающими в нефтегазовом секторе).

      Чистые  золотовалютные активы имели более  динамичный рост, что объясняется  досрочным погашением Национальным Банком обязательств перед МВФ (рис.2.7). 

      Рисунок 2.7.

      Золотовалютные  активы Национального Банка

        

      В структуре портфеля золотовалютных активов в 2000 году произошел значительный рост доли валютного компонента (с 62,43 до 76,10%) и одновременное снижение доли золота (с 26,21 до 23,89%) (табл.2.3). Снижение доли золота связано со снижением цен под влиянием укрепления доллара США против основных мировых валют. Укрепление доллара оказало значительное давление на рынок металлов, вызвав волну хеджинговых продаж золота производителями и продаж металла крупными центральными банками. Доля СДР уменьшилась с 11,35 до 0,01%. 

      Таблица 2.3.

      Структура золотовалютных активов

      в % от общей суммы

Вид актива 01.01.00 01.01.01
СКВ 62,43 76,10
Золото 26,21 23,89
СДР 11,35 0,01
 

      Операции  Национального Банка с золотовалютными  активами. Стратегия управления общим портфелем золотовалютных активов Национального Банка в 2000 году была нацелена на повышение активности управления валютными активами, расширение операций с золотом на внешнем и внутреннем рынках, а также увеличение доходности проводимых операций.

      Было  проведено 135 операций по размещению валютных активов и 19 операций по их привлечению. Наибольший удельный вес имели депозитные сделки с долларами США. При этом большинство депозитных операций было проведено на 1-2 недельной основе в целях временного размещения при  сохранении ликвидности. Депозитные операции с контрпартнерами производились  в соответствии с установленными лимитами.

Информация о работе Денежно кредитное регулирование РК