Дефицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 23:28, контрольная работа

Описание работы

Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики.

Основными методологическими принципами управления финансами являются:

– зависимость от конечной цели;

– макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

– соответствие интересам всех членов общества;

– использование экономических законов;

Работа содержит 1 файл

Контрольная моя!!!!!!!!!!!.docx

— 57.35 Кб (Скачать)

     Важным  методологическим фактором является определение  принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

     Государственные и муниципальные финансы опираются  на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

     Государственные и муниципальные финансы имеют  четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач. 

     1.3. Функции государственных и муниципальных финансов

     Государственные и муниципальные финансы как  экономическая категория проявляются  в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий  и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных  интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

     Основные  функции финансовой системы . Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

     1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

     2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

     3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

     4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

     Функции финансов, связанные  с регулированием реального денежного  оборота.

     1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

     Государственные и муниципальные финансы функционируют  на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции  они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

     Распределительная функция заключается в том, что  вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий  перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

     Основными объектами реализации распределительной  функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов  между различными уровнями бюджетов.

     2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

  • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

     В первом случае применяется система  санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений  и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

     Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного  уровня, внебюджетный фонд, предприятие  или учреждение и т.п.

     Контрольная функция государственных и муниципальных  финансов реализуется по следующим  основным направлениям:

     1) контроль за правильным и своевременным  перечислением средств в централизованные  фонды; 

     2) контроль за соблюдением заданных  параметров централизованных фондов  денежных средств с учетом  потребностей производственного  и социального развития;

     3) контроль за целенаправленным  и эффективным использованием  финансовых ресурсов.

     Целевое и эффективное использование  финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

     Основными функциями государства, обеспечивающими  успешное социально-экономическое  и политическое развитие страны, являются:

  • разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;
  • поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
  • финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;
  • регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
  • осуществление мер по охране окружающей среды.

     Для выполнения этих функций требуются  как экономические и технологические  предпосылки, так и институциональная  среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство  может сыграть в конкретных сложившихся  условиях, способность государства  законодательно определять, финансировать  и практически реализовывать  принятые законодательные нормы. Роль и возможности государства и  государственных финансов в общественном развитии могут быть различными и  зависят от конкретной обстановки. Вот наиболее общие предпосылки  повышения эффективности государственных  финансов:

     объем осуществляемых государством функций  и реализуемые им меры должны соответствовать  экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;

     используемые  меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической  ситуации в стране;

     работа  госаппарата должна улучшаться, имея в виду нацеливание его на решение  проблем общества в целом, преодоление  противоречащих общенациональным стремлений отдельных групп и слоев населения, ликвидацию коррупции.

     За  последние годы внутренняя структура  каждой из составляющих финансовой системы  РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма  и децентрализации бюджетной  системы, демократизации всех процессов, идущих в обществе. Так, существенно  расширено содержание государственных  финансов. Еще 5 — К) лет назад  государственные финансы практически  отождествлялись с государственным  бюджетом, бюджетное устройство России больше соответствовало унитарному государству, для которого свойственны  максимальная централизация финансовых и бюджетных ресурсов на уровне центрального правительства (70 — 80 %) и значительно менее существенная доля — на субнациональном уровне.

     В настоящее время в России действуют  три уровня органов власти и управления, два из которых — государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 89 субфедеральных бюджетов, и один уровень — муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.

     Понятие государственных финансов, во-первых, существенно расширено вступившим в силу Бюджетным кодексом РФ за счет законодательного определения  трехуровневой бюджетной системы, отдельного вынесения категории  государственного долга, а также  финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Во-вторых, конституциональное определение государственных  уровней власти и управления предполагает отдельное существование муниципальных  финансов как финансовой основы местного самоуправления. Поэтому понимание  государственных финансов дополнено  категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным  кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его  финансовых основах. 

     1.4. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

     Состояние государственных и муниципальных  финансов — один из основных показателей  устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

     Государственные и муниципальные финансы ориентированы  на следующие основные принципы:

     единства  законодательной и нормативной  базы;

     открытости  и прозрачности;

     разграничения полномочий и предметов ведения;

     целевой ориентированности;

     научного  подхода к реализации намеченных целей;

     экономичности и рациональности;

     управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

     Достижение  целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Информация о работе Дефицит бюджета