Cоциальная защита населения в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

Содержание

Введение
1 ТЕОРEТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность социальной защиты
1.2 Критерии оценки уровня бедности
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Основные направления социальной защиты в РБ
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира
3 МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РБ
4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Социальная защита населения в РБ.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

  Планируется разработать и внедрить систему  стандартов для медицинских информационных систем, передовые медицинские технологии, в том числе телемедицину, с широкой компьютеризацией медицинских организаций, созданием в них локальных вычислительных систем, введением в действие электронных версий медицинских карт пациентов [8].

2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира

 
 

  Королевство Швеция — пятое по величине государство в Европе (449 964 кв. км). Население, однако, составляет всего 8,9 млн., при этом около 83% проживает в крупных населенных пунктах. Страна разделена на 25 географических территорий, 24 административные губернии (лен) и 288 коммун. Столица — Стокгольм с его 700 тыс. жителей (в Большом Стокгольме проживает около 1,5 млн. человек). Естественный прирост населения составлял в 1993 году 2,4 человека на тысячу, средняя продолжительность жизни увеличилась с 40 лет в 1850 году до 75,5 лет (мужчины) и 80,8 лет (женщины) в 1993 году. В тот же год смертность среди новорожденных составила 7 человек на тысячу.

  Швеция  — страна с относительно высокой  долей иммигрантов. Почти каждый десятый родился за рубежом. Иммиграция с начала пятидесятых годов значительно усилилась. Изменился и ее состав. Люди, искавшие работу в Швеции, прибывали сюда больше всего в конце шестидесятых годов. В 1970 году почти две трети из них были гражданами североевропейских стран, однако во второй половине 80-х годов возобладала так называемая иммиграция за счет родственных связей (то есть тех, у которых в Швеции проживают близкие родственники) и иммиграция, состоящая из беженцев. В 1993 году около двух третей новых поселенцев были беженцы, в первую очередь из Боснии и Ирака. Иммиграция с целью поиска работы из стран вне Северной Европы сейчас жестко регламентирована.

  На  рынке труда занято примерно равное число мужчин и женщин, однако женщины  работают в основном неполный рабочий  день. 30 лет назад здесь провозглашалась политика достижения полной занятости, но в 90-е годы безработица резко возросла. В предыдущие десятилетия уровень безработицы свыше 3% в Швеции был необычным явлением. Но к осени 1996 года общая безработица составила уже более 12%. При этом более половины безработных заняты в сфере профессиональной переподготовки под эгидой государства и на так называемых временных работах. Временная (максимум 6 месяцев) работа предоставляется государственным бюро по трудоустройству. Остальные безработные получают пособие, равное около 75% обычной зарплаты. Это пособие они получают через систему страхования по безработице, которая регулируется законом и означает компенсацию за утрату дохода из-за безработицы, "которая не вызвана собственными действиями".

  С середины XIX века и до начала второй мировой войны шведская деловая жизнь пережила большие перемены. В итоге промышленность постепенно сменила сельское хозяйство в качестве доминирующей отрасли. В послевоенный период продолжилось сокращение сельскохозяйственного сектора (по числу занятых), в то время как промышленный сектор еще более вырос. В середине 60-х годов в промышленности было занято наибольшее число людей. После этого количество занятых в промышленности стало снижаться. Сегодня большинство постоянно работающих занято в сфере услуг. Занятость в промышленности достигла высшей точки в 1975 году (1,2 млн. человек). После этого цифра сократилась до 0,77 млн. человек в 1993 году. Шведская промышленность прошла жесткую рационализацию. Вместе с тем сектор услуг вырос весьма значительно, в 1993 году в нем было занято 3,05 млн. человек. В том же году в сельском хозяйстве произведено около 2% ВНП, в промышленности — 25%, а вся оставшаяся часть связана с производством услуг. В промышленности самую заметную роль играет машиностроение, в сфере услуг — государственные органы, система социального обеспечения и здравоохранения, обслуживание недвижимости и торговля товарами.

  Типична для шведской экономики также  сравнительно высокая концентрация занятости на очень крупных промышленных предприятиях. В 1989 году 37% занятых в промышленности работало на предприятиях с численностью более 500 человек, только 6% работало на предприятиях с численностью менее 20 человек.

  Можно сказать, что социальная политика в  современном понимании развивалась вместе с промышленным ростом в XIX веке. В Швеции с начала этого века в большей степени, чем в большинстве других стран, социальная политика формировалась для всего населения. Исходным пунктом явилось решение о всеобщей народной пенсии, принятое в 1913 году, С тех пор менялся характер перераспределения экономических средств. Сначала это была гарантия обеспеченности для тех, чье положение было наихудшим ("основополагающая социальная безопасность"), которая постепенно превращалась в гарантию того, что всем достанется определенный процент достигнутого уровня обеспеченности ("компенсация утраченного дохода"). При этом налицо стремление к "горизонтальному" выравниванию доходов (например, между здоровыми и больными, работающими и безработными) в большей степени, чем к "вертикальному" (то есть между богатыми и бедными). Здравоохранение, социальный уход и обслуживание, насколько возможно, стали доступными для всех вне зависимости от дохода и профессии. В 90-е годы такой принцип "благосостояния для всех" подвергся обсуждению в ходе общественных дебатов. Однако и сейчас этот принцип всеобщего благосостояния имеет широкое политическое и всенародное понимание. Шведы исходят из того, что подобная система должна финансироваться за счет государственных и коммунальных средств (налогов).

  Социальная  политика должна прямо или косвенно обеспечить гражданам достойные условия жизни или благосостояние. При этом имеются в виду две основные формы: перераспределение доходов, а также здравоохранение, социальное обеспечение и услуги.

  Перераспределение доходов

  Перераспределение доходов может происходить через  социальное страхование, регулируемое законом. Например, страхование по безработице, пенсионное страхование, страхование по болезни и по производственным травмам или перераспределение через прямые пособия нуждающимся инвалидам. Есть также некоторые промежуточные формы между страхованием и пособием. Это государственные пособия на детей (в настоящее время — 640 крон* в месяц на ребенка). Компенсация пособия (общественная компенсация одинокому родителю, если его бывший супруг или супруга не имеет экономических возможностей платить алименты). И жилищное пособие (общественное пособие по оплате жилищных расходов для семей с низкими доходами).

  Здравоохранение, социальное обеспечение и услуги чаще всего предоставляются государственными структурами (государство, губернское правление, коммунальные власти). А в некоторой степени — частным путем, что также полностью или частично регулируется государством. Здравоохранение входит в компетенцию губернского правления, в то время как другие виды ухода и услуг — обязанность социальных служб на коммунальном уровне.

  Социальная  сфера финансируется частично за счет обычных налогов государству и коммуне, частично за счет взносов на социальное страхование, выплачиваемых работодателями и страхуемыми. Дополнительные сборы и пожертвования для финансирования социальной политики играют очень маленькую роль в Швеции. Вместе с тем взносы получателей социальных услуг или лечения здесь выше, чем во многих странах. Посещение врача стоит 180 крон, но при этом установлен верхний предел допустимых расходов в размере 1800 крон в год. Кроме того, льготы по получению наличных средств по страховке облагаются налогом, что приводит к тому, что нетто-расходы для семьи в конечном счете оказываются ниже, чем это показывает официальная статистика.

  Медицинский уход и социальные услуги

  Закон по здравоохранению (1982) гарантирует  условия для хорошего здоровья и предоставления медицинских услуг на одинаковых условиях для всего населения.

    Он предписывает, как на губернском  и коммунальном уровнях в сфере здравоохранения распределяется ответственность, производится организация, утверждается кадровая структура, размеры взносов с пациентов и формы контроля. Как уже говорилось, здравоохранение большей частью финансируется, организуется и управляется государством. И имеет абсолютно одинаковую структуру по всей стране.

  Губернское  правление отвечает за подавляющую  часть средств для здравоохранения (59% в 1988 году). В качестве других источников финансирования выступают система социального страхования и государство (23%), пациенты (11%; сюда входят их взносы и часть расходов на лекарства, некоторые материалы и очки), а также коммуны (7%). Примерно 10% ресурсов по медицинскому уходу относятся к частному сектору (частные врачи, немногочисленные больницы, а также пансионаты). В частный сектор ресурсы поступают по каналам государственного страхования по болезни и через губернское правление. Губернское правление несет всю ответственность за планирование здравоохранения, включая организации в частном секторе.

    Организация здравоохранения осуществляется  на нескольких уровнях. Это — учреждения первичного ухода, отвечающие за состояние здоровья населения в пределах ограниченного географического района. Услуги предоставляются одним или несколькими учреждениями в каждой коммуне, к которым относятся местные больницы. Чаще всего они предназначены для ухода за престарелыми, которые нездоровы, но не нуждаются в больничном уходе.

  Окружные  больницы губернского уровня. Их специализация,, предусматривает как минимум следующее: внутренняя медицина, хирургия, анестезиология и рентгенодиагностика.

  Учреждения  здравоохранения регионального уровня

  Швеция  делится на 6 регионов здравоохранения, где действует губернское правление, и 3 коммуны внегубернского правления, которые сотрудничают по наиболее специализированным медицинским услугам, предоставляемым 10 региональными больницами. Большинство из них—университетские больницы.

  На  национальном уровне здравоохранением управляет ригсдаг (парламент). В  правительстве за здравоохранение  отвечает Министерство социальных дел. Государственное социальное управление является профессиональным органом правительства, отвечающим за организацию здравоохранения. Оно же обеспечивает контроль, надзор и оценку этой деятельности.

  Иными словами, все можно описать следующим  образом:

  "Открытый  уход"— означает уход без помещения пациента в больницу.

  "Закрытый  уход" — уход за пациентом,  который лежит в больнице.

  "Домашний  уход"— здесь чаще всего  речь идет о болезнях длительного  характера — это уход за больным на дому у пациента. Такой вид ухода получает все большее распространение.

  "Родственный  уход" осуществляют родственники. Распространение "родственного ухода" также увеличивается. Стремление к независимости от медицинских институтов со стороны, например, пожилых людей, инвалидов и психиатрических пациентов увеличило нагрузку на родственников.

  "Контроль  здоровья" детей (через центры по уходу за детьми — ЦУД) и беременных (через центры по уходу за матерями — ЦУМ) имеет большие традиции в Швеции. Практически все дети и беременные женщины имеют контакты с такими центрами. Когда ребенок идет в школу, контроль за его здоровьем берет на себя школьная система здравоохранения. Есть такие же службы на предприятиях, их задача — контроль за здоровьем работников. Он осуществляется либо специальными организациями на крупных предприятиях, либо в форме консультаций на малых [12, с.48].

  По  закону о здравоохранении губернское правление и коммуны внегубернского правления несут также ответственность за планирование профилактики болезней. При большинстве губернских правлений есть так называемые центры народного здоровья или аналогичные заведения. Здесь врачи — специалисты по планированию здравоохранения и распространению медицинских знаний собирают сведения о здоровье населения. И совместно с учреждениями первичного ухода и другими заинтересованными институтами осуществляют профилактические меры. Можно сказать, что у шведской системы здравоохранения высокий и единый стандарт по всей стране.

  Есть  также государственное учреждение для защиты прав пациентов. Это на случай, когда медработники совершают ошибки или проявили небрежность в своей профессии. Заявление может быть подано пациентом или родственниками, а также и социальным управлением и некоторыми другими учреждениями.

    Организация названных структур  регулируется законом о социальной службе (1980 год). На протяжении ряда последних лет идет исследование определенных изменений в этом законе. Такие изменения еще не вступили в силу, и пока нет никакой ясности, что они будут означать. Закон дополняется постановлением о социальной службе, включающим в себя предписания об организации работы в детских садах и центрах отдыха, домах для ухода или проживания, семейных домах,  взносах и т.д. В законе о социальной службе нет никаких предписаний о принудительном уходе. Такие предписания, напротив, имеются в законе об особых условиях ухода за молодыми 1990 г.) и в законе об уходе за алкоголиками в отдельных случаях (1988 г.). Эти законы о принудительном уходе применяются ограниченно. Для всех форм социального ухода желательна добровольность.

Информация о работе Cоциальная защита населения в республике Беларусь