Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа
При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.
Введение
1 ТЕОРEТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность социальной защиты
1.2 Критерии оценки уровня бедности
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Основные направления социальной защиты в РБ
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира
3 МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РБ
4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.
Чем тяжелее ситуация в той или иной стране тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят её требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих.. А это порождает новые социальные напряжения.
Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее, говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения наиболее в ней нуждающихся.
В широком смысле
слова социально уязвимыми
В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры, получающие недостаточное пособие, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей правительства.
Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.
Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт: «Помогать только тем, кто не может помочь себе сам». Конечно, не легко выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней материал правильно и
объективно отражает состояние исследуемого
процесса, а все заимствованные из литературных
и других источников теоретические и методологические
положения и концепции сопровождаются
ссылками на их авторов.
В условиях перехода к рыночной экономике армия безработных возрастает, что требует проведения активной социальной политики на уровне государства, предприятия.
Социальная политика современного государства — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, направленных на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества; защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений и др.
Основные направления социальной политики — защита населения от повышения цен с использованием различных форм компенсаций и проведение индексации; помощь наиболее малоимущим семьям и безработным; социальное страхование, установление минимальной заработной платы для работающих; обеспечение преимущественно за счет государства развития образования, здравоохранения, защита окружающей среды; оказание помощи в получении гражданами квалификации, регламентация процесса трудовой деятельности (продолжительности рабочего дня, предоставления оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т. д.).
Основными принципами социальной политики являются оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности; учет жизненно необходимых социальных стандартов, согласно Конституции страны, при формировании бюджетов разных уровней, четкое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и др.
Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках определенной социально-экономической формации, конкретной страны.
Чтобы обеспечить такую защиту, государство, прежде всего, должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации и функции предоставления социальной поддержки.
Социальную защиту населения обеспечивают также предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники через свои профсоюзные организации.
Главными средствами уменьшения неравенства в распределении доходов и имущества являются прогрессивный подоходный налог и социальные расходы государства, о которых уже шла речь в предыдущих темах. Так, в Швеции, благодаря проведению соответствующей политики, стократная разница между совокупным доходом домашнего хозяйства 10 % наиболее богатого и 10 % наиболее бедного населения уменьшается в 25 раз и составляет 4:1. На перераспределение доходов и имущества в развитых странах мира официально направлена политика доходов.
В
западной экономической литературе
с целью измерения
В процессе регулирования доходов следует добиваться оптимального соотношения между эффективностью общественного производства и социальной справедливостью экономической системы. Чрезмерное выравнивание доходов и имущества приводит к значительному ослаблению, а порой, и полному разрушению действенных стимулов к труду, существенному ослаблению рыночных механизмов хозяйствования. В то же время, чрезмерная дифференциация доходов обусловливает нарастание социальной напряженности, углубление социальных конфликтов, использование исключительно рыночных рычагов хозяйствования.
В системе социальной защиты населения важнейшим элементом является социальное страхование, которое включает пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада пенсионное и медицинское страхование осуществляется путем отчислений от заработной платы и прибылей в равных пропорциях.
Страховые выплаты в случае безработицы проводятся из специальных страховых фондов. Размер их зависит, во-первых, от продолжительности безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае наибольшие суммы расходов (от 50 до 70 % средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы на время законодательно установленного периода. В последующем суммы выплат уменьшаются. В США максимальный срок получения помощи по безработице составляет 26 недель, а величина еженедельной помощи в середине 90-х гг. составляла около 200 дол. В отдельных случаях срок предоставления помощи может быть продлен до 49 недель.
Во втором случае во внимание принимается период занятости, трудовой стаж, физическая способность к труду, срок предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев на протяжении 3 лет и не меньше 10 недель на протяжении последнего года перед увольнением с работы. Во Франции такими условиями являются наличие работы в течение 150 дней в году и 91 день страхования. В Великобритании принимается во внимание только уплата взносов в страховой фонд: на протяжении года их должно быть не менее 26.
Важное звено социальной защиты населения — программы трудоустройства и переквалификации. В выполнении этих программ принимают участие государство. При этом большую часть соответствующих средств государство направляет на переквалификацию работников.
В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных стремится регулировать заработную плату, поддерживая ее на таком уровне, чтобы темпы увеличения были ниже роста производительности труда. С этой целью проводится политика доходов, активная кредитно-денежная политика и др. Политику доходов осуществляют и частные фирмы, стремясь к тому, чтобы уровень производительности труда опережал увеличение оплаты рабочей силы [18, с.264].
Политика трудоустройства включает также меры по регулированию продолжительности рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего времени сократилась вдвое. Исключением стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2 150 ч/г., или на 250 ч больше, чем, например, француз. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости имело место в Швеции, Франции и некоторых других странах в 70-80-е гг.
Одним из элементов социальной защиты населения является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется через установление в законодательном порядке минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка заключения коллективных договоров в отношении условий труда, оплаты рабочей силы, социального страхования, отпусков и т. д.
Конечный источник выплат по социальному страхованию — труд наемных работников и служащих, так как он, во-первых, является источником стоимости и синергического эффекта, возникающего при взаимодействии рабочей силы со средствами производства и другими элементами производительных сил; во-вторых, создает основную часть необходимого и дополнительного продукта; в-третьих, предприниматели, относя выплаты в фонд социального страхования к издержкам производства, по существу перекладывают их на плечи потребителей.
Последнее положение особенно наглядно демонстрирует опыт Швеции, где социальные фонды формируются за счет государства и предпринимателей. При этом предприниматели финансируют социальное страхование в случае болезни на 85 %, народные пенсии — на 78, несчастные случаев на производстве — на 100, ежедневные льготы в случае безработицы — на 61 %. Остальные расходы на перечисленные цели берет на себя государство.
При установлении минимального уровня заработной платы рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жизни, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости (например, уровень производительности труда, количество безработных и др.).
За основу минимального уровня заработной платы берется набор товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные потребности отдельного человека или типичных семей (с одним ребенком, с двумя и др.). Этот набор в разных странах различный. В США, например, в него включают оплату за найм жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупку раз в пять лет подержанного автомобиля и др.
Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада достигает от 30 до 50 % размера средней заработной платы. Так, в США он составляет 4,5 дол. в ч. Отдельный минимум устанавливается для молодежи.
Самыми общими критериями бедности является безработица и инфляция, уровень которых характеризует степень бедности. Суммарную величину этих показателей в США называют «индексом нищеты». Так, если индекс безработицы составляет 2 %, а индекс инфляции 1 000, то «индекс нищеты» — 1 002 %.
Информация о работе Cоциальная защита населения в республике Беларусь