Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа
При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.
Введение
1 ТЕОРEТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность социальной защиты
1.2 Критерии оценки уровня бедности
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Основные направления социальной защиты в РБ
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира
3 МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РБ
4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджет прожиточного минимума — это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.
В приложении А представлен минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.
До 1 января 1999 г. величина прожиточного минимума определялась в размере 60 % минимального потребительского бюджета. Однако такой подход к определению бюджета прожиточного минимума имел ряд недостатков: отсутствовало законодательное закрепление бюджета прожиточного минимума, его применение носило рекомендательный характер, набор продуктов питания не в полной мере соответствовал требованиям ВОЗ, бюджет прожиточного минимума рассчитывался только в среднем на душу населения, отсутствовал учет различий в стоимости потребления различных типов семей, имели место погрешности в результатах мониторинга уровня жизни населения с использованием усредненного бюджета прожиточного минимума. Указанные недостатки в определенной мере устранены благодаря принятию в 1999 г. Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» и утверждению Положения по его расчету, определяющего порядок расчета бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения: трудоспособное население, пенсионеры, дети.
В основу расчета бюджета прожиточного минимума положены главные концептуальные и методические подходы по определению минимального потребительского бюджета с учетом специфики обоих социальных нормативов. Прожиточный минимум в большей степени, чем минимальный потребительский бюджет, ориентирован не на средние научно обоснованные нормы потребления, а на его низший (физиологический) уровень, что нашло отражение в некотором сокращении набора товаров и услуг по товарным группам и количеству товаров-представителей в каждой группе.
Несмотря на усовершенствование методики определения бюджета прожиточного минимума, при его исчислении возникают и определенные проблемы:
1.
В составе прожиточного
2.
При формировании бюджетов
В январе 2005 г. бюджет прожиточного минимума составил 135 150 р., в том числе для трудоспособных — 147 780 р., для пенсионеров — 118 470 р., для детей в возрасте от 3 до 16 лет — 146 860 р., для детей в возрасте до 3 лет — 117 250 р.
Показатели измерения уровня бедности
Комплексное исследование уровня бедности населения возможно только с помощью следующей системы показателей, которая включает:
♦ уровень бедности;
♦ дефицит дохода бедных домохозяйств;
♦ коэффициент дефицита доходов.
Уровень бедности представляет собой удельный вес населения (домохозяйств), у которого уровень расходов (доходов) ниже установленной границы бедности, в общей численности населения (домохозяйств).
Этот показатель бедности легок в понимании и использовании на практике. Его можно применять для некоторых видов сравнительных оценок бедности (например, в случае оценки прогресса в ее сокращении). Однако использование данного показателя ограничено, поскольку он характеризует только распространенность бедности, но не дает возможности учесть, насколько расходы (доходы, располагаемые ресурсы) бедных ниже границы бедности. При экономическом анализе важно выяснить не только общее количество бедных и их долю во всей совокупности домохозяйств или населения, но и степень дефицитности их материального состояния. Особенно это важно при расчетах, связанных с оценкой стоимости государственных социальных программ.
Показатель дефицита дохода бедных домохозяйств имеет практическое значение при оценке стоимости мер социальной поддержки. Он рассчитывается как объем денежных средств, необходимых для повышения благосостояния бедных домохозяйств до границы бедности. Расчет дефицита дохода осуществляется по домохозяйствам различного типа, поскольку для каждого домохозяйства существует конкретная граница бедности из-за различного состава и сочетания половозрастных характеристик ее членов.
Показатель совокупного дефицита может служить индикатором возможности ликвидации бедности посредством адресной помощи бедным. Так, минимальные затраты на ликвидацию бедности с помощью адресных трансфертов рассчитываются просто как сумма всех индивидуальных значений дефицита доходов (всех недостающих доходов или объемов потребления), существующих среди населения.
Приведенные показатели позволяют определить степень расслоения бедности и степень материальной недостаточности бедных домохозяйств, однако они не отражают удаленность от черты бедности и степень распределения бедных домохозяйств по уровню благосостояния. Этого недостатка лишены сводные показатели, к которым относятся: коэффициент дефицита дохода, индекс глубины бедности и индекс остроты бедности.
Коэффициент дефицита доходов, или промежуток низкого дохода , рассчитывается как относительная величина дефицита дохода, т.е. дефицит в процентах к черте бедности (прожиточному минимуму).
При исследовании бедности иногда рассчитываются также индексы глубины и остроты бедности.
К
территориальным показателям
В
последние десятилетия
1) продолжительность жизни (доля населения, предстоящая продолжительность жизни которого составляет менее 40 лет);
2)
доступ к знаниям (доля
3)
материальные условия
Общий ИЧБ выражается в доле населения стран или регионов, затронутых названными факторами [2, с.76].
Основная цель социальной политики в предстоящем пятилетии – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.
В качестве ориентиров государственной политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:
Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут расширяться права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы.
Важнейшей функцией государства останется обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда. В бюджетном секторе будет сохранено государственное регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
Основные задачи государственной
политики в области трудовых отношений
и занятости населения –
На
рынке труда предусматривается
реализовать систему мер по созданию
благоприятных условий для
В области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.
Это будет достигаться путем:
Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.
Для
улучшения демографической
Это потребует разработки механизма стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем и т.д. Будет ужесточена ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.
В
области здравоохранения
Информация о работе Cоциальная защита населения в республике Беларусь