Cоциальная защита населения в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

Содержание

Введение
1 ТЕОРEТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность социальной защиты
1.2 Критерии оценки уровня бедности
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Основные направления социальной защиты в РБ
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира
3 МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РБ
4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Социальная защита населения в РБ.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

  Бюджет  прожиточного минимума — это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.

  В приложении А представлен минимальный  потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

  До 1 января 1999 г. величина прожиточного минимума определялась в размере 60 % минимального потребительского бюджета. Однако такой подход к определению бюджета прожиточного минимума имел ряд недостатков: отсутствовало законодательное закрепление бюджета прожиточного минимума, его применение носило рекомендательный характер, набор продуктов питания не в полной мере соответствовал требованиям ВОЗ, бюджет прожиточного минимума рассчитывался только в среднем на душу населения, отсутствовал учет различий в стоимости потребления различных типов семей, имели место погрешности в результатах мониторинга уровня жизни населения с использованием усредненного бюджета прожиточного минимума. Указанные недостатки в определенной мере устранены благодаря принятию в 1999 г. Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» и утверждению Положения по его расчету, определяющего порядок расчета бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения: трудоспособное население, пенсионеры, дети.

  В основу расчета бюджета прожиточного минимума положены главные концептуальные и методические подходы по определению минимального потребительского бюджета с учетом специфики обоих социальных нормативов. Прожиточный минимум в большей степени, чем минимальный потребительский бюджет, ориентирован не на средние научно обоснованные нормы потребления, а на его низший (физиологический) уровень, что нашло отражение в некотором сокращении набора товаров и услуг по товарным группам и количеству товаров-представителей в каждой группе.

  Несмотря  на усовершенствование методики определения бюджета прожиточного минимума, при его исчислении возникают и определенные проблемы:

  1.  В составе прожиточного минимума  сложно адекватно оценить потребление предметов длительного пользования: квартир, дачных построек и т.д.

  2.  При формировании бюджетов прожиточного  минимума не учитываются различия в потреблении у городских и сельских жителей, а именно: различные пищевые предпочтения, особенности быта.

  В январе 2005 г. бюджет прожиточного минимума составил 135 150 р., в том числе для трудоспособных — 147 780 р., для пенсионеров — 118 470 р., для детей в возрасте от 3 до 16 лет — 146 860 р., для детей в возрасте до 3 лет — 117 250 р.

  Показатели  измерения уровня бедности

  Комплексное исследование уровня бедности населения  возможно только с помощью следующей системы показателей, которая включает:

  ♦  уровень бедности;

  ♦  дефицит дохода бедных домохозяйств;

  ♦  коэффициент дефицита доходов.

  Уровень бедности представляет собой удельный вес населения (домохозяйств), у которого уровень расходов (доходов) ниже установленной границы бедности, в общей численности населения (домохозяйств).

  Этот  показатель бедности легок в понимании  и использовании на практике. Его можно применять для некоторых видов сравнительных оценок бедности (например, в случае оценки прогресса в ее сокращении). Однако использование данного показателя ограничено, поскольку он характеризует только распространенность бедности, но не дает возможности учесть, насколько расходы (доходы, располагаемые ресурсы) бедных ниже границы бедности. При экономическом анализе важно выяснить не только общее количество бедных и их долю во всей совокупности домохозяйств или населения, но и степень дефицитности их материального состояния. Особенно это важно при расчетах, связанных с оценкой стоимости государственных социальных программ.

  Показатель  дефицита дохода бедных домохозяйств имеет практическое значение при оценке стоимости мер социальной поддержки. Он рассчитывается как объем денежных средств, необходимых для повышения благосостояния бедных домохозяйств до границы бедности. Расчет дефицита дохода осуществляется по домохозяйствам различного типа, поскольку для каждого домохозяйства существует конкретная граница бедности из-за различного состава и сочетания половозрастных характеристик ее членов.

  Показатель  совокупного дефицита может служить  индикатором возможности ликвидации бедности посредством адресной помощи бедным. Так, минимальные затраты на ликвидацию бедности с помощью адресных трансфертов рассчитываются просто как сумма всех индивидуальных значений дефицита доходов (всех недостающих доходов или объемов потребления), существующих среди населения.

  Приведенные показатели позволяют определить степень  расслоения бедности и степень материальной недостаточности бедных домохозяйств, однако они не отражают удаленность от черты бедности и степень распределения бедных домохозяйств по уровню благосостояния. Этого недостатка лишены сводные показатели, к которым относятся: коэффициент дефицита дохода, индекс глубины бедности и индекс остроты бедности.

  Коэффициент дефицита доходов, или промежуток низкого дохода , рассчитывается как относительная величина дефицита дохода, т.е. дефицит в процентах к черте бедности (прожиточному минимуму).

  При исследовании бедности иногда рассчитываются также индексы глубины и остроты бедности.

  К территориальным показателям бедности можно отнести: региональную черту бедности, региональный уровень бедности, региональный коэффициент глубины бедности, рассчитанные на основе региональной информации об уровне цен, прожиточном минимуме, распределении населения по доходам.

  В последние десятилетия международные  организации при оценках уровня бедности в разных странах принимают  во внимание такие показатели, как  предполагаемая продолжительность жизни, уровень образования, здоровья и гигиены. В начале 1990-х гг. эксперты ПРООН с этой целью предложили индекс человеческого развития (ИЧР). В 1997 г. был введен новый показатель— индекс человеческой бедности (ИЧБ), при расчете которого учитываются три фактора, определяющих возможность для каждого индивида иметь достойную жизнь:

  1) продолжительность жизни (доля  населения, предстоящая продолжительность жизни которого составляет менее 40 лет);

  2)  доступ к знаниям (доля неграмотных  в численности взрослого населения);

  3) материальные условия существования,  оцениваемые с помощью трех  параметров: доли населения, не имеющей доступа к медицинскому обслуживанию; доли населения, не имеющей доступа к питьевой воде, и доли детей младше 5 лет, страдающих от недоедания.

  Общий ИЧБ выражается в доле населения стран или регионов, затронутых названными факторами [2, с.76].

  2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

2.1 Основные  направления социальной защиты  в РБ

 
 

  Основная  цель социальной политики  в предстоящем  пятилетии – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

  В качестве ориентиров государственной  политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:

  • рост реальных денежных доходов – 149–156 процентов;
  • повышение реальной заработной платы как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовой активности работников –152–158 процентов;
  • снижение уровня малообеспеченности в два раза;
  • совершенствование государственной адресной социальной помощи,  поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
  • дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту  не менее чем в 1,5 раза [8].

  Государственная политика в области оплаты труда  предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут расширяться права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы.

  Важнейшей функцией государства останется  обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда. В бюджетном секторе будет сохранено государственное регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

   Основные задачи государственной  политики в области трудовых отношений  и занятости населения – повышение  эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения.

  На  рынке труда предусматривается  реализовать систему мер по созданию благоприятных условий для обеспечения  занятости населения, преодолению  дефицита рабочих мест путем повышения инвестиционной активности за счет всех источников, снижению напряженности и поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых отношений, своевременному устранению дисбаланса между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся структурой рабочих мест, удержанию регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.

  В области социальной защиты населения  предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.

  Это будет достигаться путем:

  • оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;
  • социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями;
  • повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;
  • совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей;
  • решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.

  Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.

  Для улучшения демографической ситуации предусматриваются мероприятия по обеспечению охраны материнства и детства, повышению рождаемости и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе.

  Это потребует разработки механизма  стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем и т.д. Будет ужесточена ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.

  В области здравоохранения предусматривается  повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе:

  • внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров;
  • реструктуризации системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую, развития медико-социальной помощи и общей врачебной практики;
  • совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;
  • расширения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирования комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;
  • совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.

Информация о работе Cоциальная защита населения в республике Беларусь