Центральный банк РФ. Его функции и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:15, реферат

Описание работы

Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались какие либо финансовые проблемы государства, новации Правительства и Центрального банка РФ. Принятие законодательных актов Федеральным Собранием, постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ на указанную тему будоражат умы граждан (россиян J) уже не первый год. Множество людей (т.н. физических лиц) подверглись неоднократно накатывавшим бурным водам непознанного океана под названием «Свободный рынок», понеся при этом ощутимые финансовые потери. Автор данного произведения так же оказывался в их числе. И в результате упорных раздумий пришёл к заключению, что знание – действительно сила! А знание функционирования финансового океана – сила, умноженная на коэффициент!

Содержание

Почему я выбрал именно данную тему для своего реферата? 4

История ЦБ РФ. 4

Государственный банк Российской Империи. 4

Народный банк РСФСР 6

Государственный банк СССР 6

Центральный банк Российской Федерации (Банк России). 11

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 11

1. Организационная структура Банка России 12

2. Цели и задачи деятельности ЦБР 13

3. Функции Центрального Банка 14

4. Отчетность и аудит Банка России 20

Денежно-кредитная политика ЦБР в 2000 году. 20

Консолидация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик. 22

Новое слово в валютной политике России 24

Заключение 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

росси.docx

— 84.31 Кб (Скачать)

     В случае невыполнения в установленный   срок предписаний об устранении  нарушений,  а  также  в   случае,  если  эти  нарушения   или совершаемые  кредитной  организацией  операции  создали  реальную  угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

     1) взыскать с кредитной организации  штраф до 1 процента  от  размера  оплаченного уставного капитала, но не более 1  процента  от  минимального размера уставного  капитала;

     2) потребовать от кредитной организации:

     а) осуществления мероприятий  по финансовому  оздоровлению  кредитной организации, в том  числе изменения структуры активов;

     б) замены руководителей кредитной  организации;

     в) реорганизации кредитной организации;

     3) изменить для кредитной организации  обязательные нормативы на срок  до шести месяцев;

     4) ввести запрет на осуществление  кредитной  организацией  отдельных  банковских операций,  предусмотренных   выданной  лицензией,  на  срок  до одного года, а также на  открытие филиалов на срок  до одного года;

     5)  назначить  временную   администрацию  по   управлению   кредитной организацией на срок  до 18 месяцев;

     6) отозвать лицензию на осуществление  банковских операций в порядке,  предусмотренном федеральными законами. 
 

    Функция финансового агента правительства.

    Являясь по своему статусу финансовым агентом  правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и  изъятием из обращения монет и  казначейских билетов27, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

    Важная  роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует  его функции кредитора государства. Основная форма государственных  заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

    Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства  посредством  аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются  на определенный срок на условиях выплаты  дохода и оформляются удостоверяющими  долговыми обязательствами в  бумажной или безбумажной форме.

    Выполняя  функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных  бюджетных средств, ведение учета  и отчетности. В основу кассового  исполнения бюджета положен принцип  единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных  расходов, таким образом, ЦБ выступает  кассиром правительства.

    Единство  кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции  по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств. 

    4. Отчетность и  аудит Банка  России

 

     Банк России  ежегодно  не  позднее  15  мая  представляет Государственной  Думе годовой отчет, утвержденный  Советом директоров.

      Годовой отчет Банка России  включает:

     1) отчет о деятельности Банка   России,  анализ  состояния   экономики РФ, в том числе анализ  денежного обращения  и   кредита, банковской системы,  валютного положения и платежного  баланса  РФ,  а  также   перечень  мероприятий  по  единой   государственной денежно-кредитной  политике, проведенных Банком России;

     2) годовой баланс, счет прибылей  и убытков, распределение прибыли;

     3) порядок  формирования  и   направления  использования   резервов  и фондов Банка России;

     4) аудиторское заключение по годовому  отчету Банка России.

    (Решение  об аудите ЦБР и определение  аудиторской  фирмы, имеющей   лицензию  на  осуществление   банковского  аудита, Государственная   Дума принимает до  завершения  отчетного   года. В  соответствии  с  заключенным  с аудиторской   фирмой  договором Банк  России  обязан представлять  отчетность  и   информацию, необходимые для  проведения аудиторской проверки.) 

   По  итогам рассмотрения годового отчета Банка России  Государственная  Дума принимает решение.

     Банк России перечисляет в  федеральный бюджет 50 процентов  фактически полученной балансовой  прибыли по итогам года после  утверждения годового отчета  Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России  направляется Советом  директоров  в  резервы  и  фонды   различного назначения. 

Денежно-кредитная  политика ЦБР в 2000 году.

 

    Основные  ориентиры денежно-кредитной политики на 2000 г., разработанные ЦБР, представлены в двух вариантах:

    Первый – сохранение тенденций и макроэкономических пропорций, сложившихся в 1999 г.;

    Второй – проведение политики, ориентированной на стимулирование роста потребительского спроса.

    Глобальная  задача экономической политики и её важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечении на этой основе устойчивого роста ВВП.

    Можно констатировать, что в последние  годы произошла серьёзная эволюция в постановке целей денежно-кредитной  политики: от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода к  стимулированию потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости  и увеличения доходов населения.28 
 

    Повышение уровня анализа и  прогнозирования  денежно-кредитных  индикаторов. 

    Ведущее место в системе индикаторов  денежно-кредитной политики отводится  показателю М2, включающему наличные деньги и безналичные в виде депозитов  до востребования, средства на расчётных  и текущих специальных счетах предприятий и организаций, срочные  вклады населения. В качестве главного экономического параметра, определяющего  динамику М229, в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» приняты темпы прироста потребительских цен.

    В 1998 г. прогнозировался опережающий  в 3,8-4,4 раза прирост денежной массы  по сравнению с приростом потребительских  цен. Фактически же потребительские  цены увеличились на 84%, а денежная масса М2 на 30,2%

    В 1999 г. прогнозировался более медленный  прирост денежной массы, на 11-15%, по сравнению  с потребительскими ценами, фактически он является опережающим.

    В 2000 г. в проекте «Основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики» ЦБ намечает вернуться  к политике опережающего прироста денежной массы (М2) по сравнению с приростом  потребительских цен.

    Зависимость между динамикой потребительских  цен и денежной массы М2 неустойчива. Реальная динамика цен и денежной массы существенно отклоняется  от прогнозных ориентиров денежно-кредитной  политики и в процессе её реализации даже изменяется характер зависимости. В 1999 г. прирост денежной массы М2 ожидается в 1,9-2,4 раза, а  потребительских  цен в 1,3-1,9 раза больше, чем в прогнозе.30  

    Неустойчивость  зависимости между важнейшими индикаторами денежно-кредитной политики ослабляет  её практическую ценность, снижает  доверие к ней инвесторов, ослабляет  потенциал экономической политики, её организующее начало в поддержании  высокой деловой конъюнктуры31.

    Для повышения предсказуемости денежно-кредитной  политики важно наладить глубокий анализ причинно-следственных связей между  важнейшими денежно-кредитными индикаторами. Например, до финансового кризиса 1998 г. не было ясного понимания влияния  на динамику денежной массы резких перепадов курса валюты, масштабов  и структуры внутреннего долга, доли импорта в товарообороте. Считалось, что прирост денежной массы оказывает  определяющее влияние на потребительские цены, и проводилась политика сокращения денежной массы. Вопреки этой политике цены вместо прогнозируемого увеличения на 5-8% выросли на 80,4%. Определяющее влияние на их рост оказало многократное падение курса рубля и рублёвое удорожание чрезмерного объёма импортных товаров.

    Необходимо  осуществить дифференциацию факторов спроса на деньги: для деловых сделок, с учётом реальной ценовой конъюнктуры, на финансовые активы. Специальных  расчётов влияния на денежную массу  требуют такие факторы, как скорость обращения денег, совокупность валютных факторов, спрос на денежные ресурсы  для предполагаемых затрат на инновации  и инвестиции32.

    Реализация  предложенного подхода потребует  глубокого изучения категории спроса на деньги, повышения достоверности  и точности информации, обширных исследований факторов, формирующих денежный спрос. Необходимо иметь систему прогнозных расчётов агрегатов денежной массы, не замыкать денежное обращение на М2, прогнозировать объёмы притока и  оттока широких денег, добавляя к  М2 депозиты населения в иностранной  валюте в национальной банковской системе, прогнозные оценки (притоки и оттоки) объёма тезаврации33 иностранной валюты. Признавая специфику вторичных денег типа ГКО, ОФЗ и др., необходимо учитывать их влияние на М2 и налично-денежное обращение.

    Консолидация  денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политик.

 

     Является  важным направлением повышения эффективности  денежно-кредитной политики. Эта  взаимосвязь основывается, во-первых, на единстве целей этих двух векторов экономической политики и зависимости  от базовых условий её осуществления; во-вторых, на совпадении ряда объектов, на которые направлено их воздействие (госдолг, дефицит бюджета и др.); в-третьих, на взаимодействии инструментов и институтов, с помощью которых  осуществляются денежно-кредитная  и бюджетно-налоговая политики.

     Базовой основой обеих политик является экономический рост и, прежде всего  увеличение ВВП и реальных доходов  населения, поскольку только в условиях роста раскрываются возможности  рыночной экономики, действуют основные рыночные категории, обеспечивается соответствие спроса и предложения. В условиях спада платежеспособный спрос подавлен и все факторы производства (трудовые ресурсы, капитал, НТП) недоиспользуются и теряют свою ценность и стоимость.

     На  протяжении, по крайней мере, 7-8 лет  реформирования российской экономики  бюджетная политика не отличалась ясностью постановки целей, задача сбалансированности бюджета приобрела самодовлеющий  характер. Опыт показывает, что сделать  это в условиях спада невозможно. Искусственное балансирование бюджета  за счёт обращения долгов (дефицита) на фондовом рынке ведёт к  увеличению внутреннего долга и к повышению  доли расходов на его обслуживание (до 30%). Наступает такой период, когда  доходы от выпуска новых ГКО не компенсируют расходов на обслуживание внутреннего долга, что и выразилось в финансовом кризисе в августе 1998 г.

     В настоящее время в экономической  политике доминирует бюджет, и по срокам разработки он представляется раньше, чем основные направления единой государственной политики. Неспособность  с помощью бюджета решить ряд  фундаментальных проблем российской экономики – чрезмерные объёмы внутреннего  и внешнего долга, сжатие инвестиционной составляющей до минимума, угрожающего  воспроизводству национального  капитала, остаточный метод выделения  средств для развития социальной сферы и науки – создают  крайне неустойчивую основу для формирования денежно-кредитной политики. С другой стороны, односторонняя ориентация денежно-кредитных инструментов на всё сужающиеся возможности бюджета, его доходной базы, параллельная система  денежного обращения, резкие колебания  курса валюты препятствуют устойчивой работе рынков и снижают потенциал  бюджетных доходов российской экономики.

Информация о работе Центральный банк РФ. Его функции и политика