Центральный банк РФ. Его функции и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:15, реферат

Описание работы

Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались какие либо финансовые проблемы государства, новации Правительства и Центрального банка РФ. Принятие законодательных актов Федеральным Собранием, постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ на указанную тему будоражат умы граждан (россиян J) уже не первый год. Множество людей (т.н. физических лиц) подверглись неоднократно накатывавшим бурным водам непознанного океана под названием «Свободный рынок», понеся при этом ощутимые финансовые потери. Автор данного произведения так же оказывался в их числе. И в результате упорных раздумий пришёл к заключению, что знание – действительно сила! А знание функционирования финансового океана – сила, умноженная на коэффициент!

Содержание

Почему я выбрал именно данную тему для своего реферата? 4

История ЦБ РФ. 4

Государственный банк Российской Империи. 4

Народный банк РСФСР 6

Государственный банк СССР 6

Центральный банк Российской Федерации (Банк России). 11

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 11

1. Организационная структура Банка России 12

2. Цели и задачи деятельности ЦБР 13

3. Функции Центрального Банка 14

4. Отчетность и аудит Банка России 20

Денежно-кредитная политика ЦБР в 2000 году. 20

Консолидация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик. 22

Новое слово в валютной политике России 24

Заключение 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

росси.docx

— 84.31 Кб (Скачать)

      В марте 1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца, который являлся  разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца, обменивался  на 50 тыс. рублей сов знаками 1923г. или  на 50 млн. руб. денежных знаков более  ранних образцов.

      В период НЭПа практиковались такие виды банковского кредита12, как учет векселей, ссуды до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные ссуды под залог векселей. В дополнение к этим кредитам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка13 по всем конторам.

      В результате проведенной в 1925 г. реформы  кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение  денежной наличности Госбанка и Наркомфина.

      С 1922 г. в стране началось создание коммерческих банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и  обществ взаимного кредита, которые  должны были осуществлять краткосрочное  или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.

      Во  второй половине 20-х годов функции  и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это  было связано в основном с ускоренными  темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение  короткого времени.

      Проведение  индустриализации в СССР традиционными  путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних  займов, было невозможно. У населения  необходимые накопления отсутствовали, а займы не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический  кризис), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в  стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который  позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами  экономики, продолжался в течение  всего периода свертывания НЭПа.

      В июне 1927 г. в связи с усилением  регламентации движения краткосрочных  капиталов на Госбанк была возложена  обязанность непосредственного  оперативного руководства всей кредитной  системой14 при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

      В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал  сосредоточиваться основной объем  операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла  большая часть филиалов акционерных  банков, которые стали играть вспомогательную  роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном  Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке коммунального  хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном  сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

      В августе 1928 г. на Госбанк была возложена  обязанность кассового исполнения госбюджета, что позволило сосредоточить  в нем кассовые операции социалистического  хозяйства.

      В июне 1929 г. был принят первый Устав  Госбанка, согласно которому банк являлся  органом регулирования денежного  обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.

      В конце 20-х - начале 30-х гг. в СССР был  осуществлен комплекс реформ, целью  которых было создание эффективного механизма централизованного планового  регулирования материального и  финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового  регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.

      В январе 1930 г. в связи с ликвидацией  взаимного коммерческого кредита  все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть их отделений была ликвидирована. Свои операции спецбанки должны были осуществлять через филиалы Госбанка.

      В январе 1931 г. была введена акцептная  форма безналичных расчетов через  Госбанк15.

      В марте 1931 г. были определены функции  Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового  центра хозяйства.

      В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий  на собственные и заемные и  определены основные принципы краткосрочного банковского кредита. Наделение  предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный кредит госпредприятиям  стал предоставляться только на потребности, связанные с финансированием  ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства, накоплением  сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным  увеличением вложений в незавершенное  производство, сезонным накоплением  готовых изделий и товаров, а  также на другие временные нужды, связанные с процессом производства и обращения товаров.

      В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и  банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком). 

      В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, организация  денежного обращения16 и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

      В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению  новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля над  расходованием средств на выплату  заработной платы (80% налично-денежного  оборота) и сбором торговой выручки.

      В феврале 1930 г. в связи с отменой  операций по продаже частным лицам  золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской  валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

      В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий  по ускорению расчетов, улучшению  учета, совершенствованию организации  документооборота и усилению внутри банковского контроля. Была перестроена  номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также  осуществлен переход к децентрализованной квитовке меж филиальных оборотов при  сохранении общего контроля в центре.

      В 1939 г. Госбанк начал осуществление  инкассации наличных денег17.

     Во  время Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг. Госбанк для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию  наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного  обращения в 1947 г. была проведена  денежная реформа ликвидационного  типа, в ходе которой был осуществлен  обмен наличных денег старого  образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в  сберегательных кассах18 и проведена конверсия всех выпущенных государственных займов (кроме займа 1947 г.). В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота.

      В декабре 1949 г. был принят второй Устав  Госбанка.

      В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.

      В мае 1961 г. была проведена деноминация  и девальвация рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в  соотношении 1:10. Одновременно золотое  содержание рубля было увеличено  всего в 4 раза и составило 0,987412 г  чистого золота.

     В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы.

      В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной  реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные  с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием  капиталовложений и организацией сберегательного  дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей  и затрат на заработную плату и  по простым ссудным счетам.

      В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк  СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции  главного банка страны. На него возлагалась  разработка сводного кредитного плана  и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

      В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый  Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным  банком страны, единым эмиссионным  центром, организатором кредитных  и расчетных отношений в народном хозяйстве.

      С марта 1989 г. в связи с переходом  спецбанков на полный хозяйственный  расчет и самофинансирование на Госбанк  была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений  и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

      В январе 1990 г. Госбанку был передан  Сберегательный банк СССР.

      13 июля 1990 г. на базе Российского  республиканского банка Госбанка  СССР был создан подотчетный  Верховному Совету РСФСР Государственный  банк РСФСР.

      2 декабря 1990 г. Верховным Советом  РСФСР был принят Закон о  Центральном банке РСФСР (Банке  России), согласно которому Банк  России являлся юридическим лицом,  главным банком РСФСР и был  подотчетен Верховному Совету  РСФСР. В законе были определены  функции банка в области организации  денежного обращения, денежно-кредитного  регулирования, внешнеэкономической  деятельности и регулирования  деятельности акционерных и кооперативных  банков.

      В декабре 1990 г. были приняты Законы “О Государственном банке СССР”  и “О банках и банковской деятельности”. В соответствии с ними Госбанк  СССР вместе с учреждаемыми в это  время на базе республиканских контор банка национальными банками  должен был создать единую систему  центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и  выполняющую функции резервной  системы.

      В июне 1991 г. был утвержден Устав  Центрального банка РСФСР (Банка  России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

      Период  с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

      В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный  банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного  регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению  курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и  иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его  учреждений, предприятий и организаций.

      20 декабря 1991 г. Государственный  банк СССР был упразднен и  все его активы и пассивы,  а также имущество на территории  РСФСР переданы Центральному  банку РСФСР (Банку России).

    Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

      В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать  официальные котировки иностранных  валют по отношению к рублю.

     С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь  созданному Федеральному Казначейству19.

      Свои  функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст .75) и Законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов федерации и  органов местного самоуправления.

Информация о работе Центральный банк РФ. Его функции и политика