Цели деятельности и функции Центрального Банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений деятельности Банка России, его целей и функций, а также определение проблем ЦБ РФ и путей выхода из них.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. Деятельность Банка России………………………………………..5
1.1 Нормативная база деятельности Центрального банка Российской Федерации……………………………………………………………………….5
1.2 Структура органов управления……………………………………….......6
1.3 Функции ЦБ РФ……………………………………………………………..9
1.4 Цели и задачи ЦБ РФ………………………………………………….......11
ГЛАВА 2. Реализация денежно-кредитной политики (2009 год)………….18
ГЛАВА 3. Проблемы и диспропорции Банка России………………………34
3.1 Снижение уровня инфляции………………………………………………34
3.2 Укрепление банковского надзора……………………………………......35
3.3 Совершенствование платежной системы…………………………………41
3.4 Предложения по укреплению рубля……………………………………..44
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа орг.docx

— 345.38 Кб (Скачать)

     В Банке России придают большое  значение совершенствованию процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление  банковских операций. Учитывая остроту  проблемы, в ЦБ РФ решили особое внимание уделить следующим вопросам:

     - регулированию ликвидационного  неттинга в отношении обязательств  по финансовым сделкам;

     - совершенствованию положений об  оспаривании сделок должника  при осуществлении процедуры  банкротства и привлечении к  субсидиарной ответственности за  доведение до несостоятельности  (банкротства) лиц, имеющих или  имевших право давать указания, обязательные для исполнения  должником;

     - обеспечению сохранности электронных  баз данных об операциях кредитных  организаций и архивов, а также  ответственности руководства кредитных  организаций за их сохранность.

     Банк  России предпримет также действенные  меры по дальнейшему развитию и совершенствованию  нормативно-правового регулирования  и методического обеспечения  деятельности кредитных организаций  по исполнению требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в частности по вопросам идентификации клиентов, их представителей и выгодоприобретателей, оценке степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также критериям выявления и признакам необычных сделок.

     В заключение хотелось бы отметить, что  развитие банковского дела в современных  условиях и необходимость совершенствования  банковского надзора требуют  разработки новых методов организации  надзорной деятельности ЦБ РФ, так как от этого во многом зависит стабильность банковской системы РФ12. 

     3.3 Совершенствование  платежной системы 

     Серьезным фактором повышения стабильности функционирования финансового сектора и экономики  страны в целом является дальнейшее совершенствование платежной системы  России, включая проведение мероприятий  по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение  защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного  обслуживания всех участников расчетов13.

     Совершенствованию платежной системы России будет  способствовать разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая  система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими  пользователями, и позволит существенно  повысить роль платежной системы  России в обеспечении эффективной  работы финансовых рынков и осуществить  в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.

     Будет продолжена работа по совершенствованию  тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг  пользователям, включая органы федерального казначейства.

     Предполагается  осуществить разработку и внедрение  унифицированных форматов электронных  документов, используемых при проведении расчетов.

     Особое  внимание будет уделено мерам  по совершенствованию регулирования  действующих в стране частных  платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских  корреспондентских отношений и  клиринговые (неттинговые) расчеты. Будет  продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и  их ассоциациями в части реформирования платежной системы.

     Для сокращения наличного денежного  оборота будет продолжаться работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных  инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.

     Будут поддерживаться инициативы кредитных  организаций по созданию клиринговых  систем, которые смогут предоставлять  дополнительные платежные услуги с  использованием платежных карт и  тем самым способствовать распространению  их в Российской Федерации.

     Совершенствованию развития платежной системы России и механизмов финансирования будут  способствовать развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.

     Банком  России совместно с банковским сообществом  будет продолжена работа по унификации законодательства Российской Федерации  и норм банковского регулирования  в соответствии с международными правилами и практикой в области  документарных операций.14

     Для того чтобы быть адекватной растущим потребностям экономики в обеспечении  платежей, платежная система должна постоянно развиваться. Комитетом  по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов выявлены инициативы по развитию платежной системы (являющиеся по своему содержанию принципами развития платежной системы), которые направлены, прежде всего, на повышение ее надежности и эффективности. Сосредоточены же эти инициативы в основном на следующих моментах:

     - постепенное введение более широкого  ассортимента платежных инструментов  и услуг;

     - разработка договорных механизмов  платежной инфраструктуры, представляющих  для ее участников меньше правовых, операционных и финансовых рисков, а также повышение рентабельности  предоставления им услуг инфраструктурного  плана;

     - повышение операционной совместимости,  взаимосвязи и гибкости банковских, платежных, валютных, телекоммуникационных  инфраструктур, а также инфраструктур,  связанных с расчетами по ценным  бумагам, что позволяет обеспечить  сквозную обработку платежей;

     - облегченный доступ финансовых  учреждений к дешевому расчетно-кредитному  обслуживанию, а также более эффективные  механизмы экономии ликвидности  в платежно-расчетных системах;

     - создание для национальной платежной  системы подходящего нормативно-правового  режима, предоставляющего центральному  банку эффективные надзорные  функции;

     - более эффективные, более стабильные  и более рационально организованные  рынки, обеспечивающие надежное  предоставление потребителям различных  платежных услуг, а также тарификацию  последних15.

     Таким образом, развитие платежной системы  является эволюционным процессом, в  ходе которого платежная система  подвергается модернизации в интересах  разработки новых инструментов, инфраструктур  и институтов16.

     Будет продолжена работа по совершенствованию  тарифной политики в сфере предоставления платежной системой услуг пользователям.

     Развитие  экономики страны, рост запросов в  финансовых и нефинансовых секторах экономики требуют наличия надежных, безопасных и эффективных механизмов проведения расчетов в сфере розничных  платежей, внедрения современных  платежных услуг.

     Банк  России намерен продолжить осуществление  мониторинга состояния розничных  платежей в экономике, в том числе  проводимых посредством расчетов наличными  деньгами.

     В соответствии с современными международными подходами Банк России намерен совершенствовать надзор за платежными системами с  учетом законодательства Российской Федерации  и банковской практики. Это позволит конкретизировать состав и порядок  сбора информации и формы аналитической  работы.

     Учитывая  существующие международные тенденции, Банк России будет осуществлять совершенствование  технической инфраструктуры платежной  системы Банка России. Будет продолжено создание централизованной вычислительной инфраструктуры для обработки платежных  сообщений территориальных учреждений, что позволит в дальнейшем использовать единые высокопроизводительные и надежные аппаратно-программные платформы, сократить  количество используемых учетно-операционных комплексов17. 

3.4 Предложения по  укреплению рубля 

     Хотя  управляемое обесценение рубля  представляется обоснованной политикой, с приемами, используемыми Центральным  банком, согласиться никак нельзя. Денежно-кредитная политика должна быть предсказуемой и последовательной. Логично обозначать целевые ориентиры валютного курса по меньшей мере на квартал вперед, что минимизирует девальвационные ожидания. По истечении квартала (или в рамках его, если этого требуют экстренные условия на внешних рынках) эти ориентиры могут пересматриваться. Они не должны носить характер обязательств и представлять собой индикативные переменные. Квартальный период таргетирования вполне достаточен, чтобы сохранять гибкость политики валютного курса, принимая во внимание многочисленные лаги и неопределенность текущих экономических данных.

     Повышение волатильности курса рубля требует  экстренного принятия ряда законов, которые позволили бы легализовать и развивать финансовые инструменты, защищающие участников рынка от валютного  риска, а также использовать необходимую  инфраструктуру финансового рынка  18.

     В первую очередь следует ускорить работу над законопроектами о  производных финансовых инструментах (срочных контрактах) и регулировании  клиринговой деятельности. Принятие первого закона позволит развивать  валютные деривативы и их комбинации с другими инструментами для  перераспределения валютного риска  среди участников рынка. Закон о  клиринговой деятельности позволил бы наладить мультивалютный клиринг, а  также переложить риск невыполнения обязательств по валютным операциям  на центрального контрагента. Эти законопроекты  необходимо рассматривать как антикризисные  и срочные - они позволят снизить  чувствительность банков, компаний и  российской экономики в целом  к колебаниям курса рубля.

     И все-таки правильнее было бы заменить директивный подход рыночным. Например, предусмотреть одновременное введение норматива обязательных резервов по активам в иностранной валюте, а также норматива, балансирующего иностранные активы и иностранные  пассивы. В случае превышения активов  над пассивами по чистой валютной позиции (активам) начинает действовать обязательный норматив резервирования. Резервирование может осуществляться в иностранной валюте на счетах в Банке России, что объективно ограничит валютную позицию банков.

     Одна  из причин нестабильности рубля - трансграничное движение краткосрочного капитала. В  частности, давление на рубль в прошлом  году во многом было обусловлено выводом  нерезидентами капиталов с отечественного фондового рынка. Повысить устойчивость курса рубля к внешним шокам  позволяет контроль над движением  капитала. Помимо всего прочего он будет способствовать самостоятельной  денежно-кредитной политике, ориентированной  на внутриэкономические задачи, и  обезопасит рынок от инфляционного  давления, когда капитал начнет возвращаться в страну.

     Между тем работа, в частности, должна вестись  по следующим направлениям:

     - повышение независимости денежно-кредитной  политики в плане самостоятельного  назначения целевых ориентиров, которые не должны заимствоваться  из планов Министерства финансов  или Минэкономразвития и быть  реалистичными и достижимыми;

     - повышение транспарентности деятельности  Банка России (финансовая отчетность  Центрального банка, публикация  стенограмм и протоколов Совета  директоров, Комитета по денежно-кредитной  политике и Комитета банковского  надзора, обнародование оперативных  прогнозов инфляции, ключевых макроэкономических  и финансовых индикаторов, а  также прогноза ставок Центрального  банка, раскрытие экономико-математического  инструментария и так далее);

     - повышение эффективности денежного  рынка (создание централизованного  электронного межбанковского кредитного  рынка, ликвидация региональных  диспропорций и иерархической  структуры межбанковского рынка,  развитие сегментов рынка с  большей срочностью);

     - развитие процентной политики (назначение  целевых процентных ориентиров, подгонка денежно-кредитного инструментария  для их достижения, сужение коридора  процентных ставок);

Информация о работе Цели деятельности и функции Центрального Банка РФ