Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:00, реферат

Описание работы

Целью написания данной работы стал анализ такого явления, как бюджетный дефицит, а также рассмотрение данного явления на примере бюджета РФ.

В первой главе рассматривается само понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения, виды бюджетных дефицитов, а также способы финансирования бюджетного дефицита. Во второй главе, анализируется ситуация бюджетного дефицита сложившаяся в России.

Работа содержит 1 файл

Бюджетный дефицит.doc

— 122.00 Кб (Скачать)
  • у населения своей страны (внутренний долг);
  • у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг);

4) за  счет секвестора расходов.

     Второй способ называется эмиссионным или денежным способом, а третий и четвертый – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

  Финансирование  дефицита государственного бюджета за счет регулирования системы налогообложения.

  Одним из основных методов покрытия бюджетного дефицита служат налоговые поступления. По российскому законодательству, к налоговым поступлениям федерального правительства относятся федеральные налоги и сборы, государственные сборы и пошлины, таможенные сборы и пошлины

   К налоговым доходам бюджетов субъектов федерации относятся:

  • собственные налоговые доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки, которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъекта федерации и местными бюджетами – законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”;
  • отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределяемых к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

     Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

   Достоинства эмиссионного способа  финансирования:

  • Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии.
  • Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

   Недостатки:

   Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета  состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы  ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

  • Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

     Финансирование  дефицита государственного бюджета за счет внутреннего  долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

     Достоинства этого способа  финансирования:

  • Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования. 
  • Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

    Недостатки:

  • По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.
  • Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию. Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.
  • Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

     Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

     Финансирование  дефицита государственного бюджета за счет займа  у дрцгих стран  или международных  организаций.

     Достоинства подобного метода:

  • Возможность получения крупных сумм
  • Неинфляционный характер

     Недостатки:

  • Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)
  • Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга
  • Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике
  • При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны

  Итак, все  три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют  свои достоинства и недостатки.

  Финансирование  дефицита государственного бюджета за счет секвестора расходов:

  В бюджетном праве это специальный механизм, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита либо сокращаются поступления от доходных источников, а также в случае, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, в результате чего становится невозможным финансирование предусмотренных в бюджете мероприятий. Механизм секвестра заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем (кроме защищенных статей) статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

1.4. Концепции регулирования  бюджетного дефицита

     Можно выделить три основные концепции  регулирования бюджетного дефицита. 

     Сторонники  первой считают, что бюджет должен балансироваться  ежегодно, т.е. в конце каждого финансового года необходимо приходить к равенству между расходами и доходами. Однако такое состояние ограничивает возможность бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приведет либо к дефициту бюджета, либо к излишку.

     Представители второй концепции полагают, что бюджет долен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спада  производства увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем  могут быть разной длительности и глубины. Если спад - длительный, а подъем – короткий, бюджетный дефицит останется.

     Третья  концепция – концепция функциональных финансов. ЕЕ представители утверждают, что главное целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту бюджета.  По их мнению: во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он – увеличение национального дохода, а значит и налоговых поступлений в бюджет. Во-вторых, правительство всегда может повысить налоги,  выпустить дополнительно количество денег и, следовательно, устранить дефицит. В-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Бюджетный дефицит в России. 

2.1.  Дефицит Федерального  бюджета 

     В своем ежегодном послании Федеральному Собранию, Д.А.Медведев  заявил. Что «после беспрецедентных по своим масштабам антикризисных мер, мы переходим к более сбалансированной бюджетной политике. К сожалению, бюджетный дефицит еще очень высок. Чтобы он не стал препятствием для развития, мы будем его снижать. Такие же обязательства взяли на себя все ведущие страны мира».

     Итак, в номинальном выражении бюджет в 2010-2011 годах останется на уровне 2009 года, но немного сократится размер дефицита - с 7,4 до 5 процентов.

     Согласно  «Федеральному бюджету на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов» бюджетный дефицит  в 2010 году составит 400 миллиардов рублей, в то время как в следующем году общий дефицит субъектов РФ составит около 300 миллиардов рублей.

     С учетом дефицита бюджета, который в  следующем году составит около 3,6%, а  в 2012 – 3,1%, в 2013 – 2,9%, главная нагрузка по покрытию дефицита будет возлагаться на заимствования на рынках. Соответственно, заимствования эти несколько возрастут, но в течение трех лет рост госдолга не должен превысить 18% ВВП. По словам А.Кудрина эту цифру можно считать безопасным уровнем, и с учетом снижения процентов по обслуживанию, и с условием снижения инфляции, при таком уровне стране придется с каждым годом все меньше платить на тот прирост долга, который используется для покрытия дефицита.

     Целью финансовой политики России является выход к 2015 году на нулевой дефицит, заявил министр финансов, выступая на обсуждении проекта бюджета. По его словам, до 2013 года дефицит федерального бюджета будет сохраняться, составив примерно 2,9%.

     «Цена на нефть в ближайшие три года будет на достаточно высоком уровне, по сравнению даже с прошедшим десятилетием», - заявил Алексей Кудрин. «Если посчитать, какая нам нужна цена на нефть, чтобы жить без дефицита до 2015 года, то в 2011 году это 109 долларов за баррель, а в 2012 и 2013годах – 105 долларов за баррель», - сказал министр.

     По  словам главы Минфина, пока что Россия сохраняет сырьевую зависимость, в том числе нефтегазовую, и погашать эту разницу между реальными доходами и расходами придется за счет Резервного фонда и, как упоминалось выше, за счет заимствований на рынке.

     В текущем году предусмотрено снижение дефицита бюджета на 47 миллиардов рублей. Доходы федерального бюджета на текущий год увеличатся на 91 миллиард. А расходы будут повышены на 44 миллиарда рублей. Что же касается прогноза инфляции, то он на 2010 год оказался не очень утешительным. Инфляция, согласно подсчетам Минфина, была увеличена до 8% вместо первоначального ориентира в 7%.

     Изменение доходов бюджета в текущем году было произведено на основе пересчета макроэкономических показателей, что дало федеральному бюджету дополнительно 38 миллиардов рублей, а также за счет других факторов, в том числе пересчета общего объема собираемости налогов и налогооблагаемой базы по НДС, налогу на прибыль и акцизам, что в свою очередь пополнило государственную казну на 53 миллиарда рублей.

     По  разделам расходов, в соответствии с поправками, предусмотрены следующие  изменения: расходы на общегосударственные  вопросы сокращаются на 82 миллиарда  рублей, на национальную оборону - увеличиваются  на 15,5 миллиардов, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - увеличиваются на 10,8 миллиардов, на национальную экономику - увеличиваются на 37 миллиардов, на ЖКХ - на 24 миллиарда, на охрану окружающей среды - на 452,5 миллиона, на образование - на 3,4 миллиарда, на культуру и СМИ - на 754,2 миллиона, на здравоохранение и спорт - на 14,2 миллиарда, на социальную политику - сокращаются на 3,7 миллиарда, на межбюджетные трансферты - увеличиваются на 22,8 миллиарда рублей.

     На  сегодняшний день 91,2 млрд рублей – это дополнительные доходы, полученные из не нефтегазового сектора. Ход развития экономики таков, что ожидаемый прогноз по объему ВВП оказался больше, чем прогнозировалось изначально. Соответственно, увеличиваются доходы, и есть возможность увеличить и расходы федерального бюджета. При этом средства выделяются, в том числе на снижение дефицита. 

Информация о работе Бюджетный дефицит