Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:00, реферат
Целью написания данной работы стал анализ такого явления, как бюджетный дефицит, а также рассмотрение данного явления на примере бюджета РФ.
В первой главе рассматривается само понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения, виды бюджетных дефицитов, а также способы финансирования бюджетного дефицита. Во второй главе, анализируется ситуация бюджетного дефицита сложившаяся в России.
4) за счет секвестора расходов.
Второй способ называется эмиссионным или денежным способом, а третий и четвертый – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет регулирования системы налогообложения.
Одним из основных методов покрытия бюджетного дефицита служат налоговые поступления. По российскому законодательству, к налоговым поступлениям федерального правительства относятся федеральные налоги и сборы, государственные сборы и пошлины, таможенные сборы и пошлины
К налоговым доходам бюджетов субъектов федерации относятся:
Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.
Достоинства эмиссионного способа финансирования:
Недостатки:
Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинства этого способа финансирования:
Недостатки:
Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет займа у дрцгих стран или международных организаций.
Достоинства подобного метода:
Недостатки:
Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет секвестора расходов:
В
бюджетном праве это
1.4. Концепции регулирования бюджетного дефицита
Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита.
Сторонники первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. в конце каждого финансового года необходимо приходить к равенству между расходами и доходами. Однако такое состояние ограничивает возможность бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приведет либо к дефициту бюджета, либо к излишку.
Представители второй концепции полагают, что бюджет долен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спада производства увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Если спад - длительный, а подъем – короткий, бюджетный дефицит останется.
Третья
концепция – концепция
Глава
2. Бюджетный дефицит
в России.
2.1.
Дефицит Федерального
бюджета
В своем ежегодном послании Федеральному Собранию, Д.А.Медведев заявил. Что «после беспрецедентных по своим масштабам антикризисных мер, мы переходим к более сбалансированной бюджетной политике. К сожалению, бюджетный дефицит еще очень высок. Чтобы он не стал препятствием для развития, мы будем его снижать. Такие же обязательства взяли на себя все ведущие страны мира».
Итак, в номинальном выражении бюджет в 2010-2011 годах останется на уровне 2009 года, но немного сократится размер дефицита - с 7,4 до 5 процентов.
Согласно «Федеральному бюджету на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» бюджетный дефицит в 2010 году составит 400 миллиардов рублей, в то время как в следующем году общий дефицит субъектов РФ составит около 300 миллиардов рублей.
С учетом дефицита бюджета, который в следующем году составит около 3,6%, а в 2012 – 3,1%, в 2013 – 2,9%, главная нагрузка по покрытию дефицита будет возлагаться на заимствования на рынках. Соответственно, заимствования эти несколько возрастут, но в течение трех лет рост госдолга не должен превысить 18% ВВП. По словам А.Кудрина эту цифру можно считать безопасным уровнем, и с учетом снижения процентов по обслуживанию, и с условием снижения инфляции, при таком уровне стране придется с каждым годом все меньше платить на тот прирост долга, который используется для покрытия дефицита.
Целью финансовой политики России является выход к 2015 году на нулевой дефицит, заявил министр финансов, выступая на обсуждении проекта бюджета. По его словам, до 2013 года дефицит федерального бюджета будет сохраняться, составив примерно 2,9%.
«Цена на нефть в ближайшие три года будет на достаточно высоком уровне, по сравнению даже с прошедшим десятилетием», - заявил Алексей Кудрин. «Если посчитать, какая нам нужна цена на нефть, чтобы жить без дефицита до 2015 года, то в 2011 году это 109 долларов за баррель, а в 2012 и 2013годах – 105 долларов за баррель», - сказал министр.
По словам главы Минфина, пока что Россия сохраняет сырьевую зависимость, в том числе нефтегазовую, и погашать эту разницу между реальными доходами и расходами придется за счет Резервного фонда и, как упоминалось выше, за счет заимствований на рынке.
В текущем году предусмотрено снижение дефицита бюджета на 47 миллиардов рублей. Доходы федерального бюджета на текущий год увеличатся на 91 миллиард. А расходы будут повышены на 44 миллиарда рублей. Что же касается прогноза инфляции, то он на 2010 год оказался не очень утешительным. Инфляция, согласно подсчетам Минфина, была увеличена до 8% вместо первоначального ориентира в 7%.
Изменение доходов бюджета в текущем году было произведено на основе пересчета макроэкономических показателей, что дало федеральному бюджету дополнительно 38 миллиардов рублей, а также за счет других факторов, в том числе пересчета общего объема собираемости налогов и налогооблагаемой базы по НДС, налогу на прибыль и акцизам, что в свою очередь пополнило государственную казну на 53 миллиарда рублей.
По разделам расходов, в соответствии с поправками, предусмотрены следующие изменения: расходы на общегосударственные вопросы сокращаются на 82 миллиарда рублей, на национальную оборону - увеличиваются на 15,5 миллиардов, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - увеличиваются на 10,8 миллиардов, на национальную экономику - увеличиваются на 37 миллиардов, на ЖКХ - на 24 миллиарда, на охрану окружающей среды - на 452,5 миллиона, на образование - на 3,4 миллиарда, на культуру и СМИ - на 754,2 миллиона, на здравоохранение и спорт - на 14,2 миллиарда, на социальную политику - сокращаются на 3,7 миллиарда, на межбюджетные трансферты - увеличиваются на 22,8 миллиарда рублей.
На
сегодняшний день 91,2 млрд рублей –
это дополнительные доходы, полученные
из не нефтегазового сектора. Ход развития
экономики таков, что ожидаемый прогноз
по объему ВВП оказался больше, чем прогнозировалось
изначально. Соответственно, увеличиваются
доходы, и есть возможность увеличить
и расходы федерального бюджета. При этом
средства выделяются, в том числе на снижение
дефицита.