Бюджетный дефицит в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Выбранная тема курсовой работы актуальна, так как бюджетный дефицит отражает и проявляет пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства, является результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.

Содержание

Введение………………………………………………………………………1
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита……………………2
1.1. Понятие, сущность и функции бюджетного дефицита………………..3
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита………………………5
1.3. Источники и способы финансирования бюджетного дефицита……..12
Глава 2. Проблема бюджетного дефицита в РФ в 2011 году……………...19
2.1. Данные, характеризующие бюджетный дефицит……………………..19
2.2. Источники финансирования дефицита бюджета в России…………....20
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………...23
Приложение 1……………………….……………………………………..….24
Приложение 2………………………………………………………………....32

Работа содержит 1 файл

Бюджетный дефицит.doc

— 326.50 Кб (Скачать)
    1. «налоговой амнистии», которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора;
    2. мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей;
    3. введение временных или добавленных налогов;
    4. отсрочками выплат заработной платы работникам государственного сектора;
    5. отсроченной обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;
    6. распродажей государственных активов;
    7. наличием скрытого дефицита, обусловленного квазибюджетными расходами.

     К числу последних относят централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях центральным банком. Кроме  того, Центральный банк может финансировать отдельные операции, связанные с госдолгом, покрывать убытки от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, рефинансировать сельское хозяйство и т.п. В результате этого растут убытки ЦБ и усиливается инфляция, а дефицит не растет.

     Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета может происходить в  результате следующих обстоятельств:

    1. при оценке величины государственных расходов не всегда учитывается амортизация в государственном секторе экономики;
    2. важной статьей государственных расходов является обслуживание государственного долга.

     Однако  очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких  темпах инфляции, когда различия в  динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных расходов может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимой правительством политики. Поэтому при изменении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции. Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.

     Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета  – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

     Действительное  бремя государственного долга для  той или иной страны предопределяется, прежде всего, способностью (или неспособностью) государства его обслуживать. А эта способность правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы в большой степени зависит от величины денежной массы, чем от размеров ВВП.

     Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит государственного бюджета – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

     Квазифискальные операции включают, например, следующие:

    1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
    2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд – т.н. «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
    3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.);
    4. кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.

     В теории различают также активный и пассивный дефициты.

     Первый  возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это, в конечном счете, ведет к экономическому росту. Второй – в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедлением темпов экономического роста, недоплат и т.п.

 

1.4. Источники и способы финансирования бюджетного дефицита 

     В случае принятия бюджета на очередной  финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита бюджета. Они разнообразны, особенно в условиях устойчивого экономического роста и наличия достаточной массы не вовлеченных в реальный инвестиционный процесс финансовых ресурсов у населения, банков и финансового рынка.

     По  формам собственности источники  финансирования бюджетного дефицита можно  разделить на собственные и заемные. К собственным источникам относятся  поступления ресурсов от имущества, находящегося в собственности государства  и местного самоуправления. Поступления от этих источников носят безвозвратный характер. Заемные источники привлекаются как временно свободные ресурсы финансового рынка и носят возвратный характер, относятся на увеличение государственного долга, требуют процентных расходов по их обслуживанию.

     Табл.1

     Источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Внутренние источники
Поступления от продажи государственного имущества, в том числе от реализации запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней Кредиты банковской системы 
Государственные займы на финансовом рынке 
Бюджетные ссуды 
Изменения остатков на счетах в банках

(-,+) 

Внешние источники
Кредиты международных финансовых организаций Кредиты правительств иностранных государств Государственные займы от размещения ценных бумаг за рубежом Кредиты иностранных  банков и фирм
 

     Заемные источники классифицируются на внутренние и внешние. По способу привлечения  относятся к кредитам и займам, имея в виду, что кредиты предоставляются  на основе договоров и соглашений, а займы реализуются посредством эмиссии государственных бумаг.

     Источники финансирования дефицита бюджетов на всех уровнях утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной  финансовый год по основным видам  привлеченных средств.

     Источники финансирования бюджетного дефицита взаимосвязаны  со способами дефицитного финансирования.

     Способы финансирования дефицита характеризуются  специфическими финансовыми инструментами  и технологиями, посредством которых  финансовые ресурсы из других финансовых сфер и финансовых потоков попадают в бюджетную систему государства. Используются следующие способы финансирования дефицита государственного бюджета:

    1. Монетизация бюджетного дефицита.
    2. Внешнее долговое финансирование.
    3. Внутреннее долговое финансирование.

     Монетизация бюджетного дефицита. В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

     В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый «эффект Танзи» – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

     Монетизация дефицита государственного бюджета  может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляется в других формах – например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

     Отсроченные платежи – способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

     Если  отсроченные платежи накапливаются  в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко  непосредственно финансируются Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

      Внешнее долговое финансирование. Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

      Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

      Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.

      Внутренние  ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.

      Возросший зарубежный спрос на отечественные  ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта.

      Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным  вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

    1. удается организовать концессионное финансирование;
    2. на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
    3. торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
    4. первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
    5. первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Информация о работе Бюджетный дефицит в РФ