Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:46, курсовая работа
Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита, управления им и пути его решения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и функций бюджетного дефицита, видов, причин и факторов, а так же способов покрытия бюджетного дефицита;
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.2 ВИДЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.3 СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.4 СПОСОБЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
2 АНАЛИЗ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.3 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Определение общего объема расходов федерального бюджета осуществлялось в соответствии с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации требованиями в отношении размера:
нефтегазового трансферта - 5,5% ВВП в 2009 году, 4,5% в 2010 году и 3,7% ВВП начиная с 2011 года (статья 96.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом переходных положений);
источников финансирования дефицита - не более 1% ВВП (статья 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
условно утверждаемых расходов (не распределяемых в текущем бюджетном цикле) - не менее 2,5% от общего объема расходов в первом (2010) и не менее 5% во втором (2011) году планового периода (статья 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения о составлении проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации от 29 декабря 2007 года, планирование бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009-2011 годы впервые осуществлялось в формате "скользящей трехлетки" раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств в соответствии с предусмотренными бюджетным законодательством принципами безусловного исполнения принятых расходных обязательств [2].
В основу расчетов бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств было положено уточнение бюджетных ассигнований, утвержденных на 2009 и 2010 годы Федеральным законом от 24 июля 2007 года "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (далее - федеральный бюджет на 2008-2010 годы) в соответствии с новыми основными параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и их расчет на 2011 год с учетом решений, принятых при внесении изменений в федеральный бюджет на 2008-2010 годы (федеральный закон от5 марта 2008 года и проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", принятый в июне текущего года Государственной Думой в первом чтении).
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение действующих расходных обязательств на 2009 год определен в размере 7 795,0 млрд. рублей, на 2010 год - 8 329,1 млрд. рублей и на 2011 год - 8511,5 млрд. рублей.
В их составе предусмотрены средства на реализацию ранее принятых и учтенных при формировании федерального бюджета на 2008-2010 годы решений по повышению уровня пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения, устойчивого роста заработной платы работников федеральных государственных учреждений и денежного довольствия военнослужащих, повышения качества и доступности услуг образования и здравоохранения, решения жилищной проблемы, реализации демографической программы, развития инфраструктуры, реструктуризации экономики, развития научного и природно-ресурсного потенциала, обеспечения обороноспособности и безопасности, повышения эффективности функционирования государства.
Таким образом, в соответствии с прогнозом объема не нефтегазовых доходов федерального бюджета, установленных Бюджетным кодексом требований к определению размера нефтегазового трансферта, источников финансирования дефицита и условно утверждаемых расходов, а также расчетами бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств общий объем ресурсов для финансового обеспечения принимаемых в текущем бюджетном цикле расходных обязательств оценивается в объеме 1 015,8 млрд. рублей в 2009 году (11,5% от общего объема расходов), 1 218,0 млрд. рублей в 20.10 году и 1 659,2 млрд. рублей в 2011 году (соответственно 12,4% и 15,5% от общего объема расходов без учета условно-утвержденных расходов).
Объем средств Фонда национального благосостояния снизился на конец 2012 по сравнению с началом 2009года (таблица 5)[18].
Таблица 5 - Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, млрд. рублей.
Наименование | Прогноз | |||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Объем Резервного фонда на начало года | 4 027,6 | 1 550,0 | 0,0 | 0,0 |
% к ВВП | 10,5 | 3,7 | 0,0 | 0,6 |
Доходы от управления средствами Резервного фонда | 205,1 | * | * |
|
Курсовая разница | 388,2 | 124,6 | 5,6 | 0,0 |
Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета | - 3 028,3 | - 1 674,6 | - 5,6 | 0,0 |
Объем Резервного фонда на конец года | 1 592,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
% к ВВП | 4,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах | 42,6 | 42,6 | 42,6 | 42,6 |
Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах | 1 550,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Объем Фонда национального благосостояния | 2 584,5 | 2 804,4 | 2 314,3 | 1 625,9 |
% к ВВП | 6,7 | 6,6 | 4,9 | 3,1 |
Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния | 79,2 | ** | ** | ** |
Курсовая разница | 140,7 | 191,6 | 48,6 | 26,2 |
Использование средств Фонда национального благосостояния |
| - 681,7 | - 737,0 | - 712,1 |
Объем Фонда национального благосостояния | 2 804,4 | 2 314,3 | 1 625,9 | 940,0 |
% к ВВП | 7,3 | 5,5 | 3,5 | 1,8 |
Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах | 655,0 | 655,0 | 655,0 | 655,0 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах | 2 149,4 | 1 659,3 | 970,9 | 285,0 |
*- доходы от управления Резервным фондом в 2010 году в объеме 36,0 млрд. рублей, в 2011 году в объеме 25,8 млрд. рублей учтены в доходах федерального бюджета
** - доходы от управления Фондом национального благосостоянии в 2010 году в объеме 41,6 млрд. рублей, в 2011 году в объеме 60,5 млрд. рублей, в 2012 году в объеме 35,9 млрд. рублей учтены в доходах федерального бюджета.
Для сохранения бюджетных резервов в форме средств Фонда национального благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составить в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году – 2,7% к ВВП, в 2012 году – 1,6 % к ВВП.
Большинство бюджетов бюджетной системы РФ сводится с дефицитом, т. е. с превышением расходов над доходами. При формировании каждого бюджета предусматриваются источники покрытия дефицита:
1. Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость.
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.
2. Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от10 до 20%;
3. Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.
Статьей 167 проекта Бюджетного Кодекса в качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета называются внутренние и внешние заимствования.
Внутренними заимствованиями федеральных органов власти определяются:
1) кредиты, полученные Правительством РФ от кредитных организаций;
2) государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
3) долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ;
4) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Внешними заимствованиями федерального бюджета являются:
1) средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке;
2) кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций [2].
В целом проект Бюджетного кодекса обобщает уже имеющуюся практику.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 годах – иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 6)[18]:
Таблица 6 - Источники покрытия дефицита федерального бюджета, млрд. рублей
Наименование | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего | 3 418,8 | 3 186,6 | 2 011,7 | 1 563,8 |
в % к ВВП | 8,9 | 7,5 | 4,3 | 3,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
за счет средств Резервного фонда | 3028,3 | 1 674,6 | 5,6 | - |
в % к ВВП | 7,9 | 4,0 |
|
|
за счет Фонда национального благосостояния | - | 681,7 | 737,0 | 712,1 |
в % к ВВП | - | 1,6 | 1,6 | 1,4 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета | 405,2 | 830,3 | 1 269,1 | 851,7 |
в % к ВВП | 1,05 | 2,0 | 2,7 | 1,6 |
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году.
Структура иных источников финансирования дефицита федерального бюджета представлена в таблице 7 [18].
Таблица 7 - Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2010-2012 годах , млрд. рублей.
| 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Всего источников | 405,2 | 830,3 | 1 269,1 | 851,7 |
% к ВВП | 1,05 | 2,3 | 2,7 | 1,6 |
увеличение | 1 075,4 | 1 611,8 | 1 893,6 | 1 744,7 |
уменьшение | -670,2 | - 781,5 | - 624,5 | - 893,0 |
Источники внутреннего финансирования дефицита | 604,3 | 394,2 | 722,2 | 232,6 |
привлечение | 1 021,7 | 962,0 | 1 097,2 | 930,6 |
в том числе государственные ценные бумаги | 739,5 | 844,1 | 957,5 | 755,4 |
погашение | -417,4 | -567,8 | -375,0 | -698,0 |
в том числе государственные ценные бумаги | -100,4 | -275,7 | -208,9 | -518,9 |
Источники внешнего финансирования дефицита | -199,1 | 436,1 | 546,9 | 619,1 |
привлечение | 53,7 | 649,7 | 796,5 | 814,1 |
в том числе государственные ценные бумаги | 0,0 | 613,6 | 764,7 | 784,0 |
погашение | -252,8 | -213,7 | -249,6 | -195,0 |
в том числе государственные ценные бумаги | -52,6 | -48,2 | -115,8 | -52,4 |
Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и пути решения