Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита, управления им и пути его решения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и функций бюджетного дефицита, видов, причин и факторов, а так же способов покрытия бюджетного дефицита;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.2 ВИДЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.3 СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.4 СПОСОБЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
2 АНАЛИЗ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.3 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Кочурова.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

   первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

   первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Если внутренний рынок капиталов слабо развит, процентные ставки относительно фиксированы и возможности размещения облигаций среди населения ограничены, что типично для многих переходных экономик, то растущий частный сектор внутри страны обычно предъявляет повышенный спрос на иностранные активы, что неизбежно нарушает равновесие платежного баланса по капитальному счету.

Более того, если правительство намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же этот показатель будет низким (или отрицательным), то возможности внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно уменьшаться даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка капитала.

В этом случае экономические агенты будут стремиться приобрести товары или вложить свои финансовые средства за рубежом, ограничивая тем самым возможности правительства финансировать бюджетный дефицит из внутренних небанковских источников и ухудшая состояние платежного баланса.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

   сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;

   внутреннее предложение относительно эластично;

    внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

    сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофичным явлением, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.

Исходя из всего вышесказанного следует, что бюджетный дефицит – это превышение доходов над его расходами, которое должно покрываться путем денежной эмиссии либо за счет займов. Бюджетный дефицит связан с инфляцией и внешним его источником финансирования служат кредиты международных финансовых организаций, МВФ. Выделяются следующие основные виды бюджетных дефицитов: циклический, структурный, операционный, первичный и квазифискальный. Причины бюджетного дефицита: спад общественного производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, чрезвычайные обстоятельства  (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия). И существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита, а именно: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, эмиссия денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег, внешние займы, посредством займов у населения и у фирм.

 

 

 

 


2 АНАЛИЗ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Общая характеристика федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах
(таблица 3) [18].

 

Таблица 3 - Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

 

Показатель

Оценка

Прогноз

2008

2009

2010

2011

2012

Доходы, млрд. руб.

9 275,9

6 561,3

6 636,2

7 346,9

 

8 097,4

% к ВВП

22,2

17,0

15,7

15,7

15,5

Расходы, млрд. руб.

7 570,9

9 980,1

9 822,8

9 358,6

 

9 661,2

% к ВВП

18,2

25,9

23,2

20,0

18,5

в том числе условно утверждаемые

 

 

 

234,0

 

483,1

% к общему объему расходов

 

 

 

2,5

5,0

Дефицит/профицит, млрд. руб.

1 705,1

-3 418,8

-3 186,6

-2 011,7

 

- 1 563,8

% к ВВП

4,1

-8,9

-7,5

-4,3

-3,0

В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год.

Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.

Таким образом, в 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

В целом за 2009-2011 доходы в реальном выражении возраслу на 3,6%, или на 1,2% в среднем за год. Для сравнения: в 2006-2008 гг. среднегодовой размер роста доходов в реальном выражении составлял 9,1% (27,4% за период). По отношению к ВВП доходы бюджета сократились с 21,2% в 2008 году до 19,6% в 2009 году и 18,0% в 2011 году. Это связано, в основном, с сокращением нефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились с 10,1% ВВП в 2008 году, до 5,8% ВВП в 2011 году. При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 47,4% в 2008 году до 32,3% в 2011 году [18]. Более наглядно структура доходов федерального бюджета в% к ВВП отображена в таблице 4.

 

Таблица 4 - Структура доходов федерального бюджета в% к ВВП

Показатель

2008

2009

2010 (оценка)

2011 (оценка)

Всего доходов

21,23

19,58

18,68

17,96

В т. ч.

 

 

 

 

Налог на прибыль организаций

1,52

1,41

1,36

1,34

ЕСН

1,18

1,21

1,24

1,28

НДС

2,88

3,68

3,63

3,63

Акцизы

0,36

0,37

0,37

0,39

НДПИ

3,46

2,4

2,09

1,87

Таможенные пошлины

8,18

6,75

6,1

5,54

Нефтегазовые доходы

10,06

7,49

6,52

5,8

Не нефтегазовые доходы

11,17

12,09

12,16

12,16


 

Анализ данных таблицы 4 показывает, что сокращение нефтегазовых доходов происходит в результате снижения удельного веса нефтегазового сектора в ВВП, что связано с действием трех фундаментальных факторов.

Общий объем расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличился в 1,45 раза в номинальном и в 1,2 раза в реальном выражении при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти.

В структуре расходов консолидированного бюджета Российской Федерации преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%).

При этом для оценки общего объема бюджетных средств по ряду социально значимых направлений, прежде всего, здравоохранению и образованию, необходимо учитывать расходы государственных внебюджетных фондов, а также установленные законодательством или планируемые к введению налоговые льготы. Так, общий объем расходов федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2008 году прогнозируется на уровне 1,2% ВВП, а объем налоговых льгот в сфере здравоохранения и образования - 0,2% ВВП. С учетом этих факторов суммарный объем бюджетных ресурсов, направляемых на цели здравоохранения и образования в среднем за 2008-2011 годы оценивается на уровне 7,7% ВВП.

Доля расходов федерального бюджета (без учета трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации) в консолидированном бюджете Российской Федерации в 2008-2011 гг., как и в предыдущие годы, составил около 52%, что соответствует основным принципам, заложенным при законодательном разграничении полномочий и закреплении доходных источников (с учетом необходимости частичного перераспределения между субъектами Российской Федерации финансовых ресурсов).

В соответствии с прогнозной оценкой общий объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрос в 1,5 раза в номинальном и 1,2 в раза в реальном выражении при тенденции, начиная с 2009 года, к сокращению их доли в ВВП до уровня 2008 года.

 

Таблица 5 - Основные параметры расходов федерального бюджета на 2008-2011 гг, млрд.руб [18].

Показатель

Отчёт

Оценка

2008

2009

2010

2011

Расходы, всего млрд. руб.

7021,9

8810,4

9791,6

10706,0

% ВВП

16,6

18,1

17,6

16,9

Процентные расходы, млрд. руб.

179,9

205,5

241,4

308,0

Непроцентные расходы, млрд. руб.

6842,1

8604,9

9305,3

9862,6

млрд. руб.

1035,3

1788,5

981,2

914,4

% в номинальном выражении

17,3

25,5

11,1

9,9

% в реальном выражении

6,1

16,7

3,9

2,4

Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и пути решения